16 и 17 сентября Омский академический театр открыл 149-й театральный сезон премьерой спектакля "С днём рождения, Папа!" (18+) в постановке Романа Габриа. 1 сентября я делилась с вами интервью с исполнителем одной из главных ролей Игорем Костиным. 15 сентября мне удалось побывать на сдаче спектакля и составить о нём первое впечатление. Я точно буду смотреть постановку со вторым составом, а в этой рецензии немного поразмышляю о характере, смысле и стилистике премьеры, стоит ли она потраченного времени и денег - решите сами!
О чём история?
"С днём рождения, Папа!" - спектакль по мотивам классики американской драматургии "Кошка на раскалённой крыше" Теннесси Уильямса. Пьеса даже получила Пулитцеровскую премию 1955 года. Английскую идиому "кошка на раскалённой крыше" можно понимать как обозначение некоего предела, трудных, едва переносимых условий, в которых оказывается человек. В классической пьесе такой кошкой себя называет одна из главных героинь - Мэгги (Ирина Бабаян, Анастасия Ешкова).
Режиссёр Роман Габриа же кардинально сместил акцент в постановке. Его главный герой - Поллит (Олег Теплоухов, Сергей Оленберг, Владислав Пузырников): хлопковый миллиардер, человек, добившийся небывалых высот. Под конец жизни Поллит оказывается в затруднительном положении, ведь он смертельно болен раком и с каждым днём угасает всё сильнее. У него есть два сына-наследника: Брик (Игорь Костин, Егор Уланов) и Гупер (Олег Берков, Артём Кукушкин). Нужно решить, кому из них достанется дело всей его жизни.
А был ли день рождения?
Сам режиссёр описывает свою постановку как "один вечер из жизни семьи хлопкового миллиардера мистера Поллита в реальном времени. Спектакль одним кадром, без склеек, в регламенте наступающего дня рождения". Непонятно, действительно ли главные герои празднуют день рождения папы или всё же его поминки… Главным образом потому, что все они облачены в траурный чёрный.
С помощью особого режиссёрского приёма Габриа демонстрирует нам целых двух пап: больного (Олег Теплоухов) и здорового (Сергей Оленберг, Владислав Пузырников). Они стихийно сменяют друг друга на вращающейся сцене: один - слабый, полубезумный, умирающий, другой - властный, с яростной волей цепляющийся за жизнь.
Персонаж папы, мягко говоря, личность неоднозначная. Вы едва ли разглядите человеческие нотки у его здоровой версии за железобетонной стеной из жестокости и собственничества. Он постоянно оскорбляет близких, подозревает всех в неискренности, не помнит, сколько у него внуков. Макнуть жену лицом в торт? Да запросто! У больного папы гораздо более человечное лицо, но и он не вызывает ничего, кроме жалости. Герой не перерождается, не раскаивается. Разве что только находит в себе силы в определённый момент сказать одному из сыновей, что он его любит. Таким образом, и дня рождения мы никакого не видим, лишь мрачный поминальный вечер с искорками абсурда и пляской на костях.
Это стильно
В этой постановке два состава. Режиссёр во многом отталкивался от личности самих актёров, поэтому составы по сути можно воспринимать и как два разных спектакля. Например, в постановке есть персонаж по имени Она (Кристина Лапшина, Элеонора Кремель). Роль исполняют две артистки совершенно разных типажей и возрастной категории, понятно, что и образ у каждой из них получился иным. У Кристины Лапшиной я увидела стильную смерть, ангела, который сопровождает героя от начала и до конца. Она носит вычурные очки, одета во всё белое и в целом выбивается из окружающей атмосферы.
С трудом можно узнать за гримом актёра Всеволода Гриневского (Доктора Бо). Прекрасны и броски платья Юлии Пошелюжной (Оливия), а также стильные очки и костюм Артёма Кукушкина (Гупер). Даже в откровенно уродливых кукольных детях в принципе что-то есть.
Опыт смерти
Когда перед интервью с Игорем Костиным, я побывала на репетиции, то уже поняла - этот спектакль точно не для того, чтобы расслабиться или посмеяться. Здесь есть юмор, но он провоцирует, пожалуй, только нервный смех. Главная же тема всего спектакля - наступающая неизбежная смерть. Вместе с главным героем и его близкими мы опускаемся в томительное ожидание: ну когда уже всё решится? Параллельно с этим углубляясь в экзистенциальные вопросы: зачем и для кого мы живём, какое место в нашей жизни занимают дети и родители, как относиться к своей конечности? Музыка, редкие кричащие наряды, абсурд - всё это лишь декорации в процессе постижения непостижимого.
Опыт медленного умирания, который режиссёр позволяет зрителям пережить во время спектакля - то ещё испытание. И я бы порекомендовала смотреть "С днём рождения, Папа!" в двух случаях. Если вы крепко стоите на ногах и вопросы о вечном и конечном не способны сбить вас с толку. И, наоборот, если вы очень сильно запутались и неизбежное пугает вас до чёртиков. Будьте готовы к тому, что на протяжении спектакля на вас периодически будет накатывать чувство тревоги и даже опасности. Подстегивают это такие детали, как, например, направленный в зал дробовик, истошные крики умирающего и внезапные хоральные напевы Генделя.
В следующий раз посмотреть премьеру "С днём рождения, Папа!" можно 25 сентября, 4 и 25 октября на основной сцене Омского академического театра драмы.
Фото: предоставлены Омской драмой