- Вы ведущий концертных программ Омской филармонии и мастер художественного слова. И на удивление вы не "стабильная старушка", которая с каменным лицом объявляет артистов. В чём заключается главная задача вашей работы?
- Моя работа заключается не в том, в чём кажется зрителю. Нет, я не просто читаю текст и объявляю. Моя задача - написать текст, отрежиссировать мероприятие, разобраться в материале. Составлять его и работать над ним куда интереснее, чем просто воспроизводить его вслух. А как не быть "стабильной старушкой"? (смеётся) Лично я всегда стараюсь говорить с людьми живым языком, наигранная помпезность никогда ничего хорошего не принесёт. Мастер художественного слова - это уже немного другая работа. Здесь ты берёшь произведение, перечитываешь его на 100 раз и потом уже понимаешь, что именно ты хочешь донести до зрителя. Чтобы блюдо было готово, на каркас накидываем мясо, то есть музыкальную составляющую, тогда концерт получается целостностым.
- Когда и с чего началось ваше сотрудничество с Омской филармонией?
- Лет 10-15 назд. В поле с микрофоном я очень давно, но никогда не хотел вести праздники. Меня интересовала серьёзная сцена. Так получилось, что в Омской филармонии не хватало того человека, который бы умел представлять публике программы. Тогда мы и нашли друг друга, мы были нужны друг другу (улыбается). Но я долго отказывался от официального трудоустройства. На бюджете тяжело работать, так могут только люди, которые действительно влюблены в свою работу. Нигде, кроме как в бюджетных учреждениях культуры, в нашем городе ты не сможешь получить такую отдачу от зрителя, его любовь. От такого невозможно отказаться. Когда твоё имя на афише и люди покупают билет, чтобы послушать именно тебя, ты понимаешь, что здесь просто выступить, раз уж тебе заплатили, не сработает. И это круто, потому что именно в такой работе есть изюминка, в этом есть прикольчик (улыбается).
- Назовите топ-5 критериев хорошего ведущего.
- 1. Он должен не заигрываться с самим собой.
- 2. Дикция. С этим сейчас есть проблемы. В Омске очень мало людей, способных разговаривать нормально. Разговаривать нужно учиться. Как говорил Станиславский: "Здесь ты либо рождён, либо ты научный сотрудник". Но покорять вершины ещё нужно напором.
- 3. Чувство юмора.
- 4. Чувство вкуса. Ведущий должен обладать не только навыком быть на сцене, он ещё должен быть интересен публике. Он должен быть интересным персонажем, чтобы люди покупали билет на него. Быть хорошим артистом - это одно, быть персонажем - другое. Это гораздо важнее и гораздо больше.
- 5. Стиль. Ты должен быть необычным. Обычных людей и в жизни хватает, а на твою изюминку людям должно быть интересно смотреть.
- Когда вы первый раз вышли на сцену?
- Ого... Это было давно, КВН. Тогда я никак не думал, что те игровые подмостки вынесут меня на солидную сцену.
- Сразу поняли, что хотите остаться на сцене?
- Да прям! (смеётся) Никто ничего сразу не понимает. Сначала страшно, весь трясёшься в поту. Нельзя сцены не бояться. Если артист в любом возрасте выходит на сцену и у него нет волнения, это значит только одно - это очень плохой артист. Он должен волноваться, хотя бы за свой материал, который сам создал.
- Недавно на сайте "Омск Здесь" вышло интервью с Евгением Романовым. Он сказал, что история "Бархатного сезона" написана вами, в ваших социальных сетях есть стихи, которые, я полагаю, тоже вами и написаны. Когда вы пишите?
- Писать могут всё, писать хорошо могут не всё. Я пишу тогда, когда есть позывы. Они часто возникают после того, как прочитаешь что-то. Ты ведь тогда просто понимаешь: "Надо, надо, надо выплеснуть нечто своё, потому что тебя очень задела эта тема, слишком много накипело". Просто садишься, берёшь ручку. Здесь ведь всё просто: или ты можешь писать, или нет. Иногда ты три года думаешь, что перегорел и уже ничего не сделаешь, а потом за ночь пишешь три сценария. Чтобы что-то сделать, тебя должно крючком поддеть!
- Ваше любимое произведение из художественной литературы?
- Виктор Пелевин "Жизнь насекомых". Обожаю. Вкуснятинка, очень красиво раскинуты роли своеобразных людей на насекомых. Да, мы смеёмся над ними, но, по сути, мы смеёмся над собой.
- Давайте теперь поговорим о предстоящем событии - программе "Между жизнью и смертью", которая основана на произведении Брэма Стокера "Дракула". Чем роман Стокера цепляет вас?
- Стокер первым привёл вампира в ряды классики, а не читать её невозможно. По моему мнению, если ты не читаешь классику, то ты, во-первых, неосведомлённый человек, во-вторых, ты неинтересен. Человек же ищет того, с кем поговорить так, чтобы на интеллектуальном уровне можно было сойтись глазами. Если ты таковым не являешься, то другой навряд ли решит провести с тобой этот вечер. Поэтому надо ли читать? Да, людям надо читать, людям необходимо читать! Потому что после 19 века за ненадобностью у людей атрофировалось философское мышление, атрофировалось восприятие к музыке и литературе. И с веками это в людях только исчезает, а не восстанавливается. Пытаемся ли мы бороться? Да! Мы пытаемся это сохранить? Да. Но нас единицы. Поэтому можно заведомо говорить: "Эту войну мы проиграем".
"Дракула" Стокера - это и экспрессия, и любовь, и баталии. В этом произведении есть интересный намёк на "скрытую эротику". Я так это называю. Там очень много нюансов, после котрых у тебя возникают вопросы к автору. Так и хочется сказать: "Серьёзно? Вот так ты думал?" Этим произведением мы хотим показать зрителю (задумался)… музыку. У нас было желание показать все прелести баррочной музыки. Орган и Стокер - боже мой, это действительно идеальное сочетание!
- Это не первая ваша программа, где вы объединяете своё мастерство и возможности органа. Почему именно этот инструмент?
- Орган - амбициозный и очень сильный инструмент. И если есть возможность прикасаться к ТАКОЙ музыке, то грех не пробовать, не эксперементировать. Я пробую.
- В прошлом сезоне вы представляли зрителю программу "Сон смешного человека". Почему для вас было важно показать именно этот рассказ Достоевского?
- Когда я его читал, то уже с первых строчек оно начало меня есть изнутри. Не было варианта не поставить. "Сон смешного человека" очень похож на меня настоящего. Это произведение очень схоже с моим пониманием жизни, с моим мировоззрением.
- Какое оно, ваше мировоззрение?
- Философское.
- Что ещё хотели бы прочесть публике?
- Многое. Как говорил Женя Гришковец: вы заходите в книжный магазин, смотрите на книги, и даже если у вас есть такое количество денег, чтобы купить все эти книги, то у вас нет требуемого колличества времени. Слишком большим был период, когда люди не брали в руки книги, поэтому сейчас, сколько бы ты ни брал, сколько бы ты ни делал, то всё равно останется что-то такое, за что ещё будет интересно ухватиться. В литературе невозможно остановиться.
Фото: Елизавета Медведева