"У весны - флейты, у лета - трубы, и только осень выбрала ceбе скрипки, - тончайшие, бесконечно нежные скрипки…". Скрипичные мотивы красной нитью пронизывают всё полотно спектакля "Осенние скрипки" (16+). Скрипка в новой премьере Омской драмы то нежно поёт о молодости, то безутешно повизгивает, содрогаясь от осознания приближающегося заката жизни. Верная спутница, нагнетающий атмосферу глашатай, именно под её тревожный вой на сцену выплывает призрачный силуэт главной героини Варвары Васильевны (заслуженная артистка России Екатерина Потапова). Полумертва, загнана в угол, она мечется и отчаянно хочет любви…
Ложь оставляет пустыню
Жанр новой постановки режиссёра Георгия Цхвиравы заявлен как "история супружеской неверности в двух частях". Сюжет пьесы Ильи Сургучёва почти статичен. Варвара Васильевна - "дама бальзаковского возраста" - читает письмо, адресованное своему больному мужу (заслуженный артист России Александр Гончарук), в котором некий аноним разоблачает её связь с молодым любовником (Степан Дворянкин).
А дальше начинается почти дантовский ад и фантасмагория. Чтобы избежать разоблачения, сохранить честь и брак, героиня сводит любовника со своей приёмной дочерью (Ирина Бабаян, Мария Токарева).
Сумрачный лес лжи и безысходности, что есть пошлость и честь, на что способен человек ради любви? Да, эта маленькая пьеса не богата на события, но благодаря глубокому психологизму и блестящему отыгрышу омских "академиков", зритель успевает пропустить через себя целые миры.
- Пьеса была написана более 100 лет назад, она была задумана как мелодрама и тогда была очень популярна. Георгий Зурабович уходит от мелодраматических мотивов и делает более жёсткую, драматическую историю. О лжи. О том, как трудно отличить ложь от правды и как ложь оставляет только выжженное поле, пустыню, - делится Александр Гончарук.
Обратная сторона луны
Спектакль притягателен прежде всего благодаря своему центральному персонажу - Варваре Васильевне. Эта женщина ощущает приближение старости: для неё запели "скрипки осени человеческой". И она принимает волевое решение - отказаться от страстной и драгоценной любви до того, как её отвергнут.
Причудливый женский характер её персонажа очень будоражит: то вгоняет в краску, то вызывает сочувствие, а то и вовсе искреннее негодование. Она демоница в облике хрупкой женщины, запутавшейся в собственной лжи.
Но как же сложно ей не верить, когда без колебаний и нежно она вдруг констатирует своему обманутому мужу: люблю. Кажется, что слова здесь не значат ничего, пьеса громче всего говорит через паузы, в моменты молчания, недосказанности. И Екатерине Потаповой виртуозно удаётся отыгрывать эту двойственность.
Хороша молодая простодушная Верочка (Ирина Бабаян), "она весна", искренняя и нежная, не отравленная ядом лжи, в итоге эта молодая и чистая душой девушка заслуживает своё право на счастье. Барановский Виктор Иванович (Степан Дворянкин) тоже внезапно обретает счастье, вот только ценой другой, не менее значимой для себя любви. Что касается невероятно проницательного Дмитрия Ивановича (Александр Гончарук), то он представляется настоящим мучеником, несущим свой крест - Варвару Васильевну.
Страстные и эмоциональные диалоги, скрытые от посторонних глаз, доводят до мурашек и, достигая своей кульминации, вызывают у зрителя большое психологическое потрясение. Чем закончится этот "любовный квадрат"? Ответ положим только на алтарь зрительского любопытства. Кстати, малоизвестный факт гласит, что постановка "Осенних скрипок" в 1918 году отсрочила казнь Романовых. После спектакля по пьесе Ильи Сургучёва впечатлённая публика долго не расходилась, поэтому большевики казнили царскую семью только после полуночи.
Между тем до конца театрального сезона в Омском академическом театре драмы остаётся месяц, посмотреть "Осенние скрипки" можно 29 мая, а также 7, 14 и 25 июня.
Фото: пресс-служба Омской драмы