Одно кольцо, чтобы развлечь их всех. Лучшие настольные игры по "Властелину колец"

Если вы фанат произведений Толкина, то лучшего подарка, чем подходящая книга найти не выйдет. Но если все книги уже стоят на полке, то почему бы не примерить на себя образ героя, сыграв в настольную игру?

Совсем недавно общественности был представлен тизер-трейлер сериала "Кольца власти" от Amazon, который не только грозится стать самым дорогим сериалом за всю историю, но и покажет невиданные на экранах события второй эпохи Средиземья. Будет ли оправдан столь огромный бюджет и станет ли первый за многие годы кинопроект по вселенной "Властелина колец" достойным продолжением - узнаем уже этой осенью.

Но если погрузиться в атмосферу произведений Джона Р. Р. Толкина хочется уже сейчас, то почему бы вместо очередного перепросмотра или чтения не поиграть в настольные игры, описывающие популярные события? Сегодня редакция "Омск Здесь" представляет вашему вниманию четыре прекрасных настольных игры по мотивам вселенной Толкина, часть из которых даже можно объединить в одну большую историю! Седлайте орлов и прячьте кольца - мы отправляемся в путешествие!

"Война Кольца" (Второе издание) (от 2 до 4 игроков)

Сюжет книг и кинотрилогии в наше время известны почти всем. Но разве вам никогда не хотелось что-то изменить в хронологии событий, окружавших путешествие Единого Кольца из Шира на Роковую гору? Ответ лежит на поверхности, ведь вопрос "А почему они просто не полетели на орлах?" считается самым часто задаваемым среди фанатов франшизы.

Но ведь не одними только орлами богаты события "Властелина колец". А что если бы Балрог вышел из глубин Мории и повёл за собой войско Саурона? Или если бы гномы собрали последние силы в Эреборе и "постучались" в Чёрные врата? Как сложилась бы судьба Фродо, если бы совет Ривенделла принял решение отправить Братство по морю, через Серые Гавани? И ответ на все эти вопросы можно получить в настольной игре "Война Кольца".

"Война Кольца" представляет собой стратегию для двух игроков. Один принимает сторону свободных народов Средиземья и будет пытаться задержать силы тьмы достаточно долго, чтобы братство кольца добралось до Мордора и уничтожило Единое Кольцо, а другой занимает сторону Саурона и его бесчисленных орд, стремящихся поработить континент.

Всё действие игры происходит на детализированной карте Средиземья, где фанаты книг будут узнавать каждый уголок, а люди, знакомые с франшизой поверхностно, будут гадать, способен ли человеческий язык выговорить названия некоторых регионов. Расстановка сил на карте фиксированная - ход действий начинается после совета в Ривенделле, и каждый отряд, каждая армия занимает то место, которое должно в рамках книг. Стоит упомянуть, что отсутствие выбора при расстановке - это вовсе не минус игры, ведь знание стартового баланса сил позволяет прорабатывать различные стратегии заранее, а не выдумывать план действий на ходу. Недаром по "Войне Кольца" проводятся ежегодные турниры как в России, так и за рубежом.

Оба игрока по очереди бросают кубики действий, стороны которых определяют стратегические возможности игроков на ход. Бесполезных результатов нет - каждый дает определенное действие, из которого нужно выжать максимум выгоды. Карты в игре тоже присутствуют, и имеют двойной функционал. Каждую из них можно применить либо как событие, представляющее собой эпизод из книг (или возможность его изменить), либо как бонус в сражении.

У каждой стороны есть по два способы победить, причем один из них существенно проще другого. Игрок за свободные народы побеждает, если сумеет успешно выдержать оборону и довести братство из Ривенделла до Роковой горы, не поддавшись соблазну Кольца. Однако если случится настоящее чудо, и игроку за Свет удастся перейти в контрнаступление - двух захваченных крепостей Тьмы будет достаточно, чтобы засчитать автоматическую победу.

Игрок за тьму же, наоборот, должен тратить большинство действий на штурм и захват территорий свободных народов. Как только большая часть территорий будет захвачена - победа у вас в руках. Но и про охоту за Кольцом забывать не стоит, ведь если найти хранителя Кольца и заставить его подчиниться - Средиземью не устоять перед вашим могуществом.

"Охота за Кольцом" (от 2 до 5 игроков)

В книгах фрагмент с путешествием преследуемого Назгулами Фродо из Шира в Ривенделл наполнен противоречиями с тоном остальных книжных событий, а в кинотрилогии считается наименее интересным и насыщенным событиями эпизодом. "Непорядок", - подумали в издании Ares, и выпустили "Охоту за Кольцом", призванную придать динамики первому акту событий "Властелина Колец".

"Охота за Кольцом" представляет собой игру в жанре "скрытого перемещения", отличными представителями которого являются "Нарко" и "Ярость Дракулы". Один игрок становится Фродо и его компанией, пытающейся скрытно добраться до места назначения, а от одного до четырёх игроков берут под контроль Назгулов, рыщущих по карте в поисках хранителя Кольца.

Хранитель Кольца отмечает свои перемещения по пронумерованным точкам на карте в специальном планшете, скрытом от взора остальных игроков. Чем удачнее он скрывается, тем меньше будет соблазн использовать Кольцо Всевластья для того, чтобы уйти от погони.

Игрок (или игроки) за Назгулов же будут путешествовать по карте открыто, используя уже знакомые кубы действий, пытаясь раскрыть текущее местоположение полуросликов, и предугадать их дальнейшие действия. Как только хоббитов нашли - они появляются на карте и при всей их храбрости тягаться в силе с Призраками Кольца у них не выйдет. Чтобы скрыться вновь, придётся воспользоваться силой Кольца, что, как уже говорилось, повысит его влияние над Фродо. Если уровень влияния Кольца достигнет максимального значения - Саурон сумеет заранее узнать о планах уничтожить Кольцо и будет готов к более решительным действиям - об этом чуть позже.

Если Фродо удастся пересечь карту целым и (насколько это возможно) невредимым… нет, игра не заканчивается победой хранителя Кольца, а продолжается на обратной стороне поля. Теперь, когда Фродо успешно дошёл до поселения Бри, ему необходимо дойти до самого Ривенделла, но - сюрприз! - контроль над его действиями отдаётся самой игре, а под управлением "скрытного" игрока оказывается сам Гэндальф!

Задача Гэндальфа - обеспечить безопасный переход для Фродо, чьё передвижение по полю диктуется специальной картой. Задача эта изменяет и игровой процесс - теперь простая "игра в прятки" превращается в попытку затруднить Назгулам поиски и не дать им свободно перемещаться по карте. При этом обе стороны могут применять различные карты событий, которые помогут изменить ход игры, а также внести разнообразие в её процесс. Козырный туз в рукаве есть и у игроков за Тьму, ведь если Назгулам повезёт, то к ним присоединится их предводитель - Король-Чародей Ангмара, который сделает процесс поиска Кольца значительно проще.

В предисловии мы упомянули, что часть игр из этой подборки могут быть связаны вместе, и "Охота за Кольцом" - первая из них, ведь она сделана теми же авторами, что и "Война Кольца". Результаты партии могут быть перенесены в "Войну Кольца", и в зависимости от успешности путешествия Фродо преимущество в действиях грядущей войны получат либо свободные народы, либо слуги Саурона.

"Хоббит: Битва пяти воинств" (2 игрока)

Относиться к превращению одной и притом не самой длинной книги-сказки профессора Толкина в целых три двухчасовых фильма можно по-разному. Кому-то не нравится ненужная затянутость повествования, кому-то обилие не самых качественных эффектов постобработки, а для кого-то причиной неприязни послужит заметная "усталость" режиссёра Питера Джексона от вселенной "Властелина Колец".

Но хотя бы последнему фильму трилогии стоит отдать должное: финальное сражение перед Одинокой Горой - та самая Битва пяти воинств, практически не затронутая в книге, во всей красе ожила на больших экранах. Именно этот эпизод, но на этот раз более приближенный к событиям книг, и стремится показать игрокам настолка "Хоббит: Битва пяти воинств".

Один из двух игроков принимает под своё командование объединённое войско людей, эльфов и гномов, стремящихся выдержать наступление превосходящего по силе и количеству врага до подхода подкреплений. Его оппонент традиционно управляет слугами Саурона - бесчисленными орками, гоблинами, троллями, варгами и даже гигантскими летучими мышами! Его задача - сломить оборонительные линии свободных народов и прорваться к Городу-под-Горой - Эребору, являющемуся ключом к восстановлению былой мощи Гномов, чего готовящийся к войне Саурон допустить не может.

"Битва пяти воинств" использует практически те же миниатюры и схожий графический дизайн карт и элементов, что и "Война Кольца". Сам игровой процесс вновь представляет собой поочерёдные действия игроков. Начав с броска кубов, которые определят возможные в этот ход действия, стороны конфликта будут передвигать войска по карте, занимать выгодные позиции, вести сражения и пытаться склонить чашу весов в свою сторону.

Силы Света очень ограничены в живой силе. Им жизненно важно протянуть время до подхода подкреплений, задержав орков максимально долго. Этому способствует продвигающийся каждый ход трек судьбы, по велению которого свободные народы будут получать новых командиров, дополнительные войска или усиления, которые позволят легче держать оборону.

Силам Тьмы же потребуется вести нескончаемое наступление максимально быстро. Любое промедление только усилит позиции свободных народов, а если штурм позиций затянется слишком надолго - поражение неизбежно, ведь прибывшие подкрепления зажмут орков в тиски, и тут не поможет даже перевес в численности.

Как и в "Охоте за Кольцом", "Хоббит: Битва пяти воинств" позволяет перенести результаты партии в "Войну Кольца", правда, на этот раз, лишь с помощью сценария, который был доступен на предзаказе локализации игры у издательства GaGa Games. И если произошедшая по канону победа свободных народов не изменит в стартовой расстановке сил ничего, захват Эребора Сауроном будет иметь значительные последствия, вплоть до изменения самого игрового поля с помощью специальной накладки.

"Властелин Колец: Странствия в Средиземье" (от 1 до 5 игроков)

Настольное приключение во вселенной профессора Толкина позволит игрокам отправиться в путешествие по Средиземью в рамках сюжетной кампании из 14 миссий. Как уже знакомым, так и совершенно новым персонажам предстоит погрузиться в полное тайн и опасностей приключение, прокачивать навыки и снаряжение своих героев, а самое главное - совместно пройти неизвестную ранее главу в истории книжной вселенной. Неизвестную и абсолютно выдуманную - ни одно из происходящих событий не основано на книжных произведениях напрямую, а значит следящие за соблюдением канона фанаты могут спать спокойно.

Игровой процесс "Странствий в Средиземье" практически идентичен популярному лавкрафтовскому приключению "Особняки Безумия". Можно даже сказать, что "Странствия" являются её духовным наследником, ведь обе игры используют цифровое приложение для управления геймплеем и используют схожие механики взаимодействия с окружающим миром.

Путешествуя по глобальной карте, игрокам предстоит исследовать множество точек интереса, дать бой опаснейшим существам и ордам орков, а также открывать древние секреты и артефакты. Если же сражение принимает более серьёзный оборот, игра переносится с глобальной карты на тактическую, где простыми проверками навыков уже не отделаешься.

Цифровое приложение, которое не только упрощает процесс игры, но и насыщает сюжет последствиями выбора, значительно уменьшило количество необходимых игровых компонентов, освободив место для невероятно красивых и детализированных миниатюр персонажей и противников. Если вы - любитель расписывать свой настольный пластик, то "Странствия в Средиземье" предоставят огромный простор для творчества.

Не обошлось и без изъянов: из-за переноса большинства функций в приложение взаимодействия с физическими компонентами игры как-то недостаёт. Зато в игре больше нет ненавистных многими бросков кубиков - любые проверки проходят с помощью вашей колоды персонажа, которую по ходу прокачки уровня можно модифицировать, повышая шансы на успех.

К тому же игра полностью кооперативная, поэтому если бороться со злом в Средиземье хочется без конфронтации с другими людьми, то "Странствия" подарят вам не только радость командного игрового процесса, но и интересную историю.

* * *

В будущем нас наверняка ждут новые настольные проекты по франшизе. О некоторых известно уже сейчас: карточная версия "Войны Кольца", переиздание "Властелин Колец: Живая карточная игра", а также дополнение к "Охоте за Кольцом". Но на данный момент именно игры из нашей подборки являются самыми популярными не только среди поклонников книг, но и среди настольного сообщества в целом, ведь каждая из этих игр хороша и в отрыве от популярного имени.

Читайте также