Омский академический симфонический оркестр под занавес 82-го сезона Омской филармонии исполнил одну из своих лучших программ - технически сложную, но художественно глубокую. В концерте "Мендельсон. Шуман. Чайковский" приняли участие приглашённые артисты. За дирижёрским пультом - художественный руководитель и главный дирижёр Государственного симфонического оркестра Ленинградской области Михаил Голиков. Солисткой выступила виолончелистка Анастасия Ушакова.
Их творческие пути однажды пересеклись. Анастасия Ушакова выступала с Международным симфоническим оркестром "Таврический", который также возглавляет маэстро Голиков. Майским вечером в Омске артисты вышли на сцену Омской филармонии, чтобы дать концерт с Омским академическим симфоническим оркестром.
Михаил Голиков
Михаил Голиков уже работал с омским оркестром, однако за пульт в Омске он встал впервые. Маэстро раскрыл всё великолепие романтических шедевров, которые прозвучали в концерте. Увертюра "Гебриды, или Фингалова пещера" Мендельсона - поэма-пейзаж. Замысел этого произведения у композитора возник во время путешествия по Шотландии. В музыке он стремился передать настроение, в которое погружается человек при созерцании красоты Гебридских островов.
Симфония № 4 Роберта Шумана - то, что тревожит сердце. Эту музыку наполняет смятение, но она искрится радостью.
- Как мне кажется, именно в произведениях Мендельсона и Шумана, которые составляют немецкую часть программы, есть ещё и ощущение, наследие творческих стремлений Бетховена. Особенно у Шумана - движение от мрака к свету. У него особенно сильно и ярко это раскрывается в его симфоническом цикле под названием Четвёртая симфония. И даже если в зале присутствует немного неподготовленный зритель, который не знает и не понимает эту программу, мы постараемся сделать так, чтобы он это почувствовал. Это важнейший стержень внутри человека, внутри любого художника, мыслителя, философа, который заряжает людей вокруг на светлое будущее. Это есть в музыке Шумана, это есть в музыке Мендельсона, - говорит Михаил Голиков.
Анастасия Ушакова
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром П. И. Чайковского - жемчужина отечественной классики. Это одно из самых русских сочинений. Сольную партию в этом произведении исполнила виолончелистка Анастасия Ушакова.
- Уникальность произведения в том, что оно искусно сочетает в себе и русскую душу, и русские мотивы. Оба эти направления были близки П. И. Чайковскому, и он вот так как-то вплёл русские напевы в стиль рококо. Это произведение исполняет большинство виолончелистов, оно входит в репертуар самых известных виолончелистов по всему миру. Я рада, что в этот вечер омская публика смогла услышать его, - поделилась Анастасия Ушакова. - Работа с Михаилом Голиковым - это всегда небольшой творческий эксперимент, потому что он предпочитает работать в разных жанрах. Он играет и рок-музыку, и музыку из кинофильмов, и, конечно, классическую, академическую музыку. Человек, который может охватить такое количество жанров, обладает широким кругозором. И это отражается в музыке, в той работе, которую он делает. Поэтому я всецело доверяю ему в творческом процессе. Когда Михаил Сергеевич встаёт за дирижёрский пульт, я точно знаю, что всё будет хорошо. Он знает, что делает. Можно просто довериться ему и получать удовольствие от музыки, наслаждаться концертом.
Ирина Пархоменко
Музыкальный путь Анастасии Ушаковой начинался в ДШИ № 6. Её первые учителя стараются не пропускать её выступления в родном Омске.
- Сегодня такой счастливый день! Моя бывшая ученица, которую я считаю даже не бывшей, а своей родной девочкой, играет, опять играет! С нашим Омским симфоническим оркестром произведение удивительной красоты. О нём мечтает каждый виолончелист. Кто-то идёт к нему всю жизнь, а Насте - повезло! Она играла его на первом курсе. Из всех моих учеников она первая, кто его исполняет, - поделилась заведующая отделом струнно-смычковых инструментов ДШИ № 6, преподаватель по классу виолончели Ирина Пархоменко. - Я не как на экзамене, не как в жюри, я со всей любовью!
Фото: Илья Петров