#влюблённыевкниги: скандинавская женщина

Сегодня в подборке рубрики #влюблённыевкниги собрана литература о сильных героинях из Норвегии и Швеции.

Кристин - из средневековой Норвегии, Дина - из Северной Норвегии XIX века, Дезире - из современной Швеции. Каждая из них - сильная женщина. Сильная, яркая, своенравная, одинокая. Каждая борется со своими внутренними демонами. Каждая ищет крупицы счастья в суровом, не очень расположенном к человеку мире. Тяжёлая судьба, уникальный характер, и всё это на фоне скандинавской, полутоновой природы. Это необычные, очень самобытные книги.

"Книга Дины", Харбьерг Вассму

Северная Норвегия, середина XIX века, поместье на берегу моря и его хозяйка Дина. Она не подчиняется правилам, не соблюдает этикет, не пытается быть покладистой. Своенравная, сильная, неудобная, импульсивная и непредсказуемая. Совершенно непохожая на всех остальных женщин. Она лазает по деревьям, скачет на лошади без седла, курит сигары и пьёт мадеру по ночам. У мужчин она вызывает непреодолимое влечение и трепет, у женщин - недоумение и раздражение. В детстве Дина пережила жуткую трагедию, которая преследует её всю жизнь. Она видит мертвецов, слышит их голоса. Они для неё - почти как часть интерьера. Те, что умерли по её вине, сопровождают её повсюду. Норвежские пейзажи и сдержанные краски Севера контрастны той буре, что творится внутри Дины. Она как море. Обещающее жизнь и надежду. Но в то же время - суровое и губительное. Завораживающая атмосфера Северной Норвегии передана здесь великолепно. Свежий ветер, прозрачный воздух и холод, крики чаек, скалы, фьорды и причалы - всё это создаёт ощущение силы стихии. Вообще, на мой взгляд, сама Норвегия и является здесь главным персонажем. Чувствуется, как Вассму любит свою родину. Суровую и прекрасную. Проникаешься этой любовью. Видишь все эти приглушённые краски, горы и море, чувствуешь запах вереска и сухих трав. На фоне свежести и холода норвежской природы особенно выпукло выглядят уют и тепло дома Дины, её конюшни, стеклянной веранды, выходящей окнами на море. Здесь много сцен, связанных с праздниками, кухней и едой. Морошка со взбитыми сливками, желе из красной смородины, дичь с ягодами можжевельника, печенье, горячий пунш и вино - едят и пьют здесь много и с аппетитом. В этой книге много жизни. И смерти тоже много. Много чего-то настоящего, ощутимо земного, чувственно-телесного. Обволакивающий гипноз монологов Дины и эпиграфы из Книги Притчей Соломоновых к каждой главе придают тексту особенную мелодию. А пейзажи Северной Норвегии усиливают её, раскрашивают в невероятные цвета полярного сияния, завораживают и оставляют след в душе. После "Книги Дины" Норвегия становится каким-то волшебным, очень притягательным местом.

"Апрельская ведьма", Майгулль Акселльсон

Эта книга меня обманула. Сначала было название, обещающее весну, магию и волшебство, потом на первой же странице заинтриговало упоминание Брэдбери, Апдайка и нейтрино, обещающее интеллектуальную прозу. Да и незнакомо-экзотическая фамилия автора завораживала. Но оказалось, что это - одна из жутких по своей правдивости книг, что я читала. Основная тема в ней - дети, брошенные матерями. "Апрельская ведьма" - это истории четырёх женщин, которым примерно по 50 лет. Эти женщины считают себя сёстрами. Хотя у них у всех разные родители. Всех их бросили матери. Одна из них - инвалид в тяжелейшей форме. Другая - агрессивная наркоманка, третья - физик-одиночка, четвёртая - внешне успешная в семье и в работе, женщина-врач, создавшая из собственного дома парадиз. И хотя инвалид из них только одна, душевно, психологически, инвалиды все четверо. Вся книга - это перепрыгивание каждой из них в прошлое, в детство. В ужаснейшие моменты, связанные с матерью-шизофреничкой, или в тихую радость в доме приёмной мамы. В безысходность, исходящую от стен интерната для больных детей. В воспоминания о любви к пьяной, блюющей в собственной постели матери, дороже которой нет никого на свете. Вся книга - это тени прошлого, наползающие на настоящее, формирующие его. "Все мы родом из детства" - тут на 200 % это показано. От базовых ценностей до мельчайших привычек. Чем дольше думаю об этой книге, тем ценнее она для меня становится. Она очень психологична по своей наполненности. Каждая из четырёх героинь как бы показана изнутри, показан ход мыслей, способ каждой из них убежать от своего детства, от ужасной реальности, "...ведь тот, кто даже родной матери не был дороже всего на свете, никогда никому не станет действительно дорог. Даже самому себе. Да, эта книга, жуткая, страшная, но она очень честная, и оторваться от неё невозможно. Здесь поднято очень много тем, она рождает очень много размышлений в голове: о важности родительской любви, об отношении к немощности и смерти, о смысле жизни, о справедливости, о причинах агрессивности и девиантности взрослых людей, о том, что почти каждый из нас в душе - немного инвалид. И ещё о том, что жизнь - это чудо. И весь мир - это чудо. И мы живём посреди чуда и не замечаем его. И ещё для меня здесь есть очень ценная часть. Это размышления Дезире, которая прикована к инвалидной коляске - об атомах, Боге, Стивене Хокинге, о счастье смотреть на красивые шторы, иметь способность глотать, чувствовать тепло руки любимого человека. После таких книг острее чувствуешь своё счастье родиться здоровым. Такие книги встряхивают и говорят тебе: ты намного богаче, чем ты думаешь! Ну и, конечно же, не могу не сказать про хороший слог, выстроенность текста, прорисовку героев. Ни разу не возникло желание книгу отложить и не продолжать. Здесь есть невероятно прекрасные и точные выражения на самые разные темы.
Однозначно рекомендую.

"Кристин, дочь Лавранса", Сигрид Унсет

Действие происходит в средневековой Норвегии, населённой крупными феодалами, крестьянами, путешествующими монахами и рыцарями. Кристин, дочери знатного землевладельца, уготована участь любой норвежской девушки - молиться Господу, свято беречь девственность до брака, выйти замуж за того, кого выберут родители, родить множество детей, быть богобоязненной, благочестивой и рачительной хозяйкой и умереть в почёте и окружении благородной родни. Кристин же при всём благочестии и богобоязненности идёт наперекор воле родителей, страстно влюбляется совсем не в того, в кого нужно, и расхлёбывает этот свой грех до конца жизни (и книги). Нелёгкая судьба женщины, вместившая все горести, какие только можно представить - сначала родители изводят, замуж не пускают, потом муж оказывается не так хорош, как казалось вначале, потом многочисленные роды, потеря детей - и больших, и маленьких, потом чума. И ещё много-много горестей, хлопот, несчастий, растянутых на три тома. А кроме всех этих напастей - довлеющее надо всем, изматывающее чувство вины и религиозное самобичевание. Отдалась мужчине до свадьбы - вот тебе, страдай от этого всю жизнь! Не послушалась родителей, не пошла замуж за их избранника, будешь всю жизнь мучиться, чувствовать свой грех и искупать его. Вот уж поистине, жизни средневековой женщины не позавидуешь. Волей-неволей после этой книги сделаешься феминисткой. Или женоненавистником. Потому что весомую часть книги Кристин пилит своего мужа денно и нощно (из благородных, конечно, чувств, ощущения греха и богобоязненности!) - за девственность свою порушенную (хотя сама, САМА предложила), за бесхозяйственность, за то, что не догадывался, что беременна, или не догадался, как ей тяжело, или ещё о чём-нибудь не догадался (а сказать ему самой почему нельзя?!). Причём делает это коварно и чисто по-женски. Копит годами, молчит, а потом - ррраз! - "я тебе вооон какую девственность отдала, а ты - сволота эдакая!". Эта книга хороша для чтения в том возрасте, когда таких крамольных мыслей ещё не возникает, верится только в хорошее и романтичное. Думаю, что если бы прочитала её лет в 16, она бы произвела на меня неизгладимое впечатление. Страдающая, но не сломленная героиня, потрясающей красоты скандинавские имена, средневековый быт, неспешность повествования, линейный сюжет, ничем не сломленная любовь - как хорошо читать такое в юном возрасте. Сейчас же благочестие героини не кажется таким уж искренним, смелость выглядит дуростью, гордость - надменным упрямством. Кроме того, после огромного количества прочитанных книг, после всей этой постмодернистской литературы, после бешеных красок и не менее бешеных сюжетов современных авторов, "Кристин, дочь Лавранса" выглядит несколько блеклой. Видимо, такой же эффект случается, когда после картин Матисса или Пикассо смотришь на спокойную живопись передвижников. Но тем не менее Сигрид Унсет получила за "Кристин" Нобелевскую премию. Это, без сомнения, очень качественная литература, у которой непременно есть свои почитатели.

* * *

На нашем сайте вы можете найти подборки книг на любой вкус. Подробные рецензии Александры Макаровой на представленные книги, вы можете найти в официальной группе автора "Влюблённые в книги" во "ВКонтакте".

Читайте также