Свободное время  •   5 января 2022, 17:25, последнее обновление 15 февраля 2024, 14:29

До "Голубого огонька": как боролись со скукой омичи XIX века

Отправляемся в 19 век, чтобы узнать, как в Омске отмечали зимние праздники - Новый год и Рождество.

Если чуть внимательнее взглянуть на новогодний Омск XIX - начала XX века, то можно очень удивиться. Ведь мы найдём там очень много того, что напоминает наши дни. Пусть и в меньших масштабах: Рождество и Новый год празднуются на территории Омской крепости, в городе царит суета и процветает активная торговля, а дети всё так же катаются с горок при каждом удобном случае. Как и чем жил старый Омск - давайте прогуляемся по нему.

Не Новый год, а Рождество

Многие знают, что до Петра I на Руси наступление Нового года отмечали осенью, после завершения сельскохозяйственного сезона. Но в конце 1699 года царь издаёт указ, которым повелевает праздновать наступление нового календарного года по образу и подобию европейских стран. И в домах и дворах россиян впервые появляются еловые, можжевеловые и сосновые ветки. Считается, что этот обычай царь перенял у иностранцев, живших в Немецкой слободе. Новую традицию народ встречает неоднозначно: если для немцев ель считалась символом вечной жизни, то у славян испокон веков хвойные ветки использовались при погребальных обрядах.

 

Новый год до революции никогда не был главным праздником страны - гораздо важнее было Рождество, отмечавшееся 25 декабря. Ему предшествовал 40-дневный пост у верующих, который начинал ослабевать только после появления в небе первой звезды. Часто первой едой у верующих было сочиво - разновидность кутьи. Эта постная каша могла готовиться из пшеничных зёрен, риса, ячменя, перловки и даже гороха, а заправлялась мёдом или медовой водой, орехами, маком или изюмом.

После длительных церковных служб верующие омичи наконец могли начинать праздновать Рождество, которое перетекало в Новый год, и праздники могли растягиваться вплоть до Крещения.

Сани, горки, драки

О зимних забавах молодых омичей мы можем узнать благодаря дневникам современников тех лет. Как и сейчас, люди старшего поколения находили нравы поколения next часто излишне вызывающими.

Например, офицер штаба Сибирского корпуса Иосиф Белов в середине 1840-х так описывал катания по городу и на горках местной богемы. Экипажи могли быть как своими, так и взятыми в аренду.

"…Город, доселе казавшийся ленивым и спящим, мгновенно одушевясь, засуетился… народ толпится, шумит, резвится около и на самих ледяных горах, построенных на диагональ плац-парадного места; невдали их скачут верхами те из молодых франтов, которые хотят пощеголять, как будто бы в насмешку зиме, в одних сюртуках. Сотни экипажей, проехав главными улицами, кружат весьма медленно и в порядке, вблизи гор одни за другими; большая часть этих саней похожа на цветочные корзины, наполненные прелестными в шляпках головками, личики которых горят, нарумяненные морозом; за многими из них стоят на запятках кавалеры…

 

Но всего привлекательнее на горах - это картина катанья омского аристократического круга… Здесь в большой группе дам те из них, которые отличались на балаx и в собраниях как красотою, так и изысканностью мод и пленяли искусством, ловкостью и грациозностью в танцах; теперь в богатых легких шубках, опоясанные лентами, наряженные со всею роскошью, соответствующею такого рода увеселению, свежие, как розы, и воздушные, как пери, летят по льду подобно волшебницам…"

Излюбленными местами для катаний с горок были склоны Иртыша и Оми. В устье Оми лёд очищался от снега и там уже крутили свои па любители коньков. Конечно, не обходилось без драк. Омский краевед Иннокентий Шухов отмечал, что часто драки завязывались между жителями правобережья и левобережья Оми - они недолюбливали друг друга. Первые звались качагурами, вторые - лугашами. В самые ожесточенные драки, которые завязывались в Святки или на Масленицу, полиция предпочитала не вмешиваться…

 

Балы и маскарады

Главные локации дореволюционного Омска для видных людей - Генерал-губернаторский дворец, Общественное собрание (здание на Ленина, 25) и Дом офицеров (здание гауптвахты на Партизанской). В первое место, по понятным причинам, попасть было непросто и почётно. А вот в Общественном собрании и Доме офицеров маскарады и балы чаще всего организовывали жёны чиновников. Статусные домохозяйки готовили музыкальные номера, конкурсы и сценки как для взрослых, так и для детей.

Своя культурная программа была в учебных заведениях, это были музыкальные или литературные вечера. Часто это сопровождалось сбором средств для школ, нуждающихся или детей из малоимущих семей. Судя по старым подшивкам газет, попечители не скупились на пожертвования. В Русско-Японскую и Первую мировую войны желающие могли жертвовать как вещи, так и деньги. На них покупали бельё, табак и предметы солдатского обихода - это всё направлялось в действующую армию.

 

Интересно, что кроме горок и катков дореволюционный Омск не мог похвастаться масштабным украшением улиц и фасадов. Горожанам оставалось лишь дивиться выдумке местных коммерсантов, которые часто соревновались между собой. Одни удивляли свежими раками на прилавках своих магазинов, другие - мандаринами и заморскими яствами в ресторанах, а третьи как раз делали ставку на праздничную иллюминацию. Например, знаменитая купчиха Мария Шанина, имевшая собственную подстанцию, подключала на своём торговом доме на Любинском праздничные гирлянды. Люди ходили туда, как на представление…

Читайте также