Человечество по своей природе любит соревноваться. Начиная с 700-х годов до н. э. постоянно изобретались новые способы определить, кто лучший: силовые состязания, различные виды спорта, зрелищные дуэли. Мир не стоит на месте и сейчас, ведь спустя тысячелетия наука и техника позволила нам прийти к совершенно иному способу состязаний, а именно - виртуальному.
В этой статье мы расскажем вам о том, что такое современный киберспорт, с какими трудностями встречаются профессиональные игроки и почему они получают огромные деньги за то, что "играют в игрушки".
С самого зарождения видеоигр разработчики вводили простой соревновательный элемент - заработанные очки. Заядлые геймеры проводили за аркадными автоматами часы, чтобы побить рекорд и возглавить таблицу лидеров. До массового распространения глобальной мировой сети желающие состязаться друг с другом игроки ограничивались сетью локальной. Необходимость близости компьютеров друг к другу для создания подобной сети привела к появлению первых "киберарен" - компьютерных клубов. Вы же помните, как, сэкономив деньги на школьных обедах, в любую свободную минуту пулей неслись в один из таких клубов, чтобы победить наконец Ваню из 9 "Б" в Counter Strike 1.6 и получить славу лучшего игрока в школе? Но кто лучший в городе? А в стране? А во всём мире? Так начали появляться небольшие любительские соревнования, главной наградой в которых было уважение и признание.
С распространением персональных компьютеров и сети интернет игроки смогли состязаться одновременно прямо из дома. Доступность также повлияла и на саму индустрию, спрос на цифровые развлечения со временем только увеличивался, что привлекло немало инвесторов к студиям разработки. Благодаря новым денежным средствам, аналитике, смелым экспериментам и рекламе нишевое увлечение стало крайне популярным. По статистическим данным агентства Insight ONE, уже к 2014 году 58 % россиян играли в видеоигры, при этом 68 % игроков были старше 18 лет. Постепенно и игровые студии поняли, что организация официальных турниров - отличная идея, ведь это обрадует фанатов, привлечёт новых игроков и послужит отличной рекламой как для самой студии, так и для её продуктов. В погоне за первенством возросла и конкуренция, занимать первые места становилось всё сложнее, но это лишь закаляло будущих чемпионов. Чем труднее путь, тем слаще победа.
Представьте, что именно ваша команда выиграла кубок мирового чемпионата по футболу или вы первым разорвали финишную ленту на марафоне, быстрее всех пробежав дистанцию. Таких результатов можно добиться только упорными тренировками с затратой огромного количества времени, и киберспорт не исключение.
В голове человека, слабо знакомого с видеоиграми, может возникнуть вопрос: "Как можно называть работой то, что является лишь развлечением в свободное время, к тому же не приносящее прибыли?". А ведь ответ на такой вопрос будет буквально лежать на поверхности, если преодолеть внутренние предрассудки и признать наконец, что некоторые видеоигры - такой же спорт, как и любой другой.
Чтобы стать мастером в соревновательной игре, нужно постоянно тренироваться. Киберспортсмены высокого уровня проводят за монитором по 7-14 часов в день, прерываясь только на еду и сон. В среднем профессионалы тратят 10-15 тысяч часов на оттачивание навыков, а это, если суммировать, более года игры без остановки. Практически любой спорт подразумевает риск для здоровья и профессиональные травмы. Для киберспортсменов это не менее актуально, чем, к примеру, для профессионального хоккеиста: длительное нахождение в одном положении, синдром запястного канала и перенапряжение зрительного нерва - лишь несколько примеров серьёзного вреда здоровью, связанного с виртуальными состязаниями. Это своего рода плата за приобретённые навыки, которые позволят достичь вершины, как и в любом другом спорте.
Но победу в киберспорте приносят не только доведённые до автоматизма нажатия на кнопки и движения компьютерной мыши.
Не менее важны знания всех аспектов и механик игры, какие функции выполняет тот или иной предмет, сколько времени будет потрачено на манёвр, есть ли на игровой карте лазейка, при помощи которой можно обойти оппонента. Исследовав каждую крупицу доступной информации и придумав новую тактику, которая точно принесёт победу, геймер готов свернуть горы. Как вдруг - всё рушится, ведь вышло новое обновление, которое теперь нужно изучить и подстроить тактику под новые условия.
Разработчики постоянно привносят в своё детище что-то новое для расширения аудитории, поддержания интереса, исправления старых ошибок и правок баланса. Видеоигра может меняться и улучшаться десятилетиями, для создания честных условий поединка, и в течение всего этого времени спортсменам придётся перестраивать все свои знания, чтобы сохранять свой статус передовых игроков.
Сунь-Цзы писал: "Изучи своего врага как самого себя, тогда ты будешь всегда побеждать". Такого же мнения придерживаются лидирующие киберспортивные команды во многих дисциплинах. Аналитика завершённых матчей будущих оппонентов - обязательная часть подготовки, которая выявит слабые стороны и поможет подобрать победную стратегию. Игроки даже нанимают психологов, чтобы укрепить командный дух и научиться провоцировать противника, который в буре эмоций, несомненно, совершит ошибку. Эта тактика очень действенна, но важно не забывать, что это спорт, и поведение во время мероприятий должно быть соответствующим. Штрафы, досрочное завершение матча, дисквалификация или полный запрет на участие в турнирах могут ожидать игроков, если граница дозволенного при общении была пересечена.
В 21 веке сложно прожить без постоянного дохода, и даже мотивированным киберспортсменам нужно что-то кушать. Чтобы начать зарабатывать, занимаясь данным ремеслом, необходимо показать себя. Заняли призовое место на городском турнире? Входите в топы по рейтингу? Победили известного игрока, случайно столкнувшись с ним в матче? Значит рано или поздно вас заметят. Новые команды и организации появляются каждый год и им нужны профи. Как и в футболе, геймерам могут предложить контракт с постоянной заработной платой, но взамен потребуют полную отдачу на тренировках и процент с выигранной на соревнованиях суммы. Руководство поможет забыть о сторонних проблемах, таких, как поиск помещения и оборудования для совместных тренировок, связанная с участием в чемпионатах бюрократия или сбор документов, необходимых для перелёта в другую страну или город.
Но один вопрос до сих пор остался без ответа: сколько игрок или его организация может заработать?
Возьмём для примера киберспортивный турнир с самым большим призовым фондом - The International по дисциплине Dota 2, проводимый компанией Valve с 2011 года. Европейская команда OG не только стала первым двукратным чемпионом за всю историю "Интернационала", но и получила за это невообразимое вознаграждение в 11 234 158$ в 2018 году, и
15 620 181$ в 2019 году соответственно, а это почти 2 миллиарда рублей. При этом сама игра распространяется по free to play модели, то есть - абсолютно бесплатно! Откуда же такие деньги?
- Разработчики
Как было сказано ранее, большие события привлекают много внимания, а значит, рекламный бюджет частично можно перевести в призовой фонд. Также сумма призового фонда поддерживается фанатами, покупающими билеты на стадион, чтобы лично увидеть победу их любимой команды, а затем прямо на месте приобретающими игровые сувениры.
- Игроки
В большинстве киберспортивных игр присутствует магазин с косметическими предметами, которые не влияют на игру. Многие хотят выделиться или обратить на себя внимание необычными костюмами, видами оружия и победным танцем. Зачастую перед крупными турнирами выпускаются уникальные наборы, процент с продаж которых отправится будущим победителям.
- Инвесторы
В 2019 году почти 4 миллиона зрителей внимательно наблюдали за полуфиналом League of Legends 2019 World Championship. Различные компании не могут пройти мимо такого количества потенциальных покупателей, поэтому готовы заплатить огромные деньги, чтобы именно их материнскую плату, наушники или игровое кресло показали в перерыве между матчами.
Киберспорт - достаточно обширное понятие с большим количеством внутренних дисциплин, каждая из которых требует обладания разными навыками. Рассмотрим самых популярных представителей внутри каждого жанра:
Shooter (CS:GO, Valorant, Overwatch, R6: Siege)
Counter strike: Global offensive является классикой жанра, в которой две команды по пять игроков, представляющие террористов и спецслужбы, должны либо устранить команду оппонента, либо подорвать заряд в определённых местах. В этом помогут различные виды вооружения, такие как пистолеты, винтовки, дробовики и несколько видов гранат: осколочные, дымовые, зажигательные и светошумовые. Каждая стычка на небольших локациях разрешается за доли секунды благодаря реакции игроков, и всего один меткий выстрел в голову может поставить точку в противостоянии. То же касается и Valorant, но у неё есть большое отличие - персонажи с уникальными способностями. Необходимо знать действие каждой из них, в какой момент её нужно использовать и как много времени займёт её восстановление. Rainbow Six: Siege предлагает в разы большее количество оперативников и масштабные карты с разрушаемым окружением, благодаря которым возрастает значение тактики и стратегии на поле боя. Overwatch в свою очередь менее требовательна к меткости стрельбы из-за живучих героев, но особые игровые механики для каждого из них вынудят вас провести за изучением способностей не один день.
BattleRoyale (PUBG, Fortnite, ApexLegends)
Если добавить к механикам шутера карту огромных размеров, случайно появляющееся на ней снаряжение и постоянно сужающуюся игровую зону, у нас получится "Королевская битва". PlayerUnknown’s Battlegrounds яркий представитель жанра, ведь благодаря буму её популярности изменилась вся игровая индустрия, взяв курс на создание похожих проектов. После прыжка с парашютом (в одиночку или в компании трёх игроков) над локацией -первостепенной задачей становится выживание и поиск амуниции. Одновременно с вами высаживаются 99 человек, и все они являются вашими противниками. Победителем в конечном итоге становится один или несколько игроков в команде, которые останутся последними выжившими. PUBG может предложить вам широкий арсенал холодного, метательного и огнестрельного оружия, которое можно улучшать, прямо на ходу устанавливая прицелы, глушители и рукоятки. Также вы можете найти транспорт для быстрого перемещения между поселениями на карте. Сложность заключается в непредсказуемости других игроков и реалистичной баллистике, к которой нужно привыкнуть. Ждать, пока сузится "круг смерти", или бежать ближе к центру в надежде занять выгодную позицию и найти больше предметов? Вопрос, на который нет точного ответа из-за разного поведения игроков в каждом матче.
Добавляем в формулу возможность строительства и получаем совершенно другую игру - Fortnite. Яркий визуальный стиль, удобная стрельба и вид только от третьего лица ощутимо меняют тактики и поведение игроков. Профессионалы, оказавшись на открытом пространстве, возведут вокруг себя бункер с укрытием и окном для ведения ответного огня, перебрав десяток нужных кнопок всего за пару секунд.
Выбор игроков, которых отталкивает реализм PUBG и строительство Fortnite, падает на Apex Legends. По мнению критиков, эта королевская битва - самая дружелюбная к пользователю, с удобным интерфейсом, оптимизацией и возможностью ставить отметки для вашей команды на все случаи жизни. Становится ли игра от этого легче - однозначно нет, потому что стрелять нужно всё так же метко, менять стратегию и подстраиваться под происходящее во время игры, а также помнить всех персонажей и их особые способности, ведь таковые присутствуют в большом количестве.
Collectible Card Game (Hearthstone, Magic: The Gathering Arena)
"Коллекционная карточная игра" говорит сама за себя. Являясь виртуальным аналогом существующих настольных развлечений, Magic: The Gathering Arena и Hearthstone предлагают сразиться 1 на 1 при помощи карточной колоды, в которую входят персонажи, различные существа, заклинания и эффекты. Вся сложность состоит в придумывании индивидуальной тактики против конкретного оппонента и составлении колоды на основе выявленных слабостей. Знания колоссального количества разновидностей карт, их "стоимости" для выкладывания на игровое поле, эффектов и их взаимодействия необходимы для продумывания ходов наперёд и достижения победы.
Strategy (StarCraftII)
Досадно, что на сегодняшний день жанр стратегий находится в упадке, но одна игра не хочет сдаваться до последнего. Серия StarCraft поистине легендарна, и её сиквел является турнирным эталоном уже в течение 11 лет. В противостоянии с другим игроком вам необходимо построить базу, создать войска, разведать территорию, провести исследования для улучшения своих юнитов, постоянно расширяться, занимая всё больше богатых ресурсами мест, вести бои разными армиями в отдельных частях карты, используя альтернативные режимы огня или усиления. И если вы хотите обыграть киберспортсмена, то всё перечисленное нужно делать… одновременно. К сожалению, невозможно передать текстом ту быстроту реакции и количество доведённых до автоматизма движений. Во время турниров APM (количество нажатий в минуту) игроков может достигать пяти сотен, а это значит, что каждую секунду совершается примерно 8 осмысленных нажатий на клавиши в определённом порядке для контроля ситуации на карте. Скорость реакции игроков и сравнимый с возможностями суперкомпьютера навык контроля множественных ситуаций является эталоном профессионализма среди спортсменов, посвятивших свою жизнь жанру стратегий.
MOBA (DOTA 2, LeagueofLegends)
Сам жанр "многопользовательской онлайн боевой арены" появился в виде модификации DotA для Warcraft III в 2003 году. Цель игры неизменна с тех давних времён: играя в команде из пяти человек, вам нужно уничтожить главную постройку противника, попутно защищая свою. Звучит крайне просто, но на самом деле всё решают мелочи и механики. В играх этой категории присутствует более сотни героев, у каждого из которых минимум по 4 способности, внутриигровая финансовая система, благодаря которой вы можете купить своему герою 6 предметов из более чем двухсот возможных, а также ролевая система с прокачкой талантов в определённой последовательности. Чтобы просто научиться играть, потребуются месяцы, не говоря о первенстве на чемпионатах. Из-за подобной сложности в достижении истинного мастерства игры в этом жанре и устанавливают рекорды по просмотрам прямых трансляций и размеру призового фонда.
А как обстоят дела с киберспортом в Омске? У многих этот вопрос, равно как и словосочетание "омский киберспортсмен", не вызовет ничего, кроме недоумения: "Откуда у нас им взяться?". Чтобы опровергнуть сложившиеся предрассудки, мы взяли интервью у омича, занимающего ряд призовых мест в рамках игры Rainbow Six: Siege - Аркадия Raz0r Лысенко:
- Аркадий, как ты пришёл к киберспорту и с чего начинал?
- Любовь к компьютерным играм появилась у меня ещё с младших классов школы, там я познакомился с многопользовательским шутером CS 1.6. Сначала это был просто отдых после школы, но с возрастом ко мне пришло осознание, что игры могут быть не только отдыхом после школы, но и местом заработка. В 9 классе я начал играть в CS:GO и сыграл свой первый турнир, тогда я и узнал о соревновательном аспекте игр и о киберспорте.
- Стала ли в данный момент игра работой?
- Мы с командой составляли расписание тренировок, много играли вместе против других команд, придумывали свои тактики и выступали на турнирах. На тот момент это всё ещё было увлечением. Но тогда, когда вы находите организацию, которая готова подписать ваш состав, и выступаете за них с официальным контрактом, - это уже считается работой.
- Какие могут быть перспективы у новичков? Смогут ли они пробиться в высшую лигу в данный момент?
- Для ответа на этот вопрос стоит провести сравнение с традиционным спортом. Человек, который никогда не занимался плаванием, за неделю не сможет же стать чемпионом России. С киберспортом то же самое. Чтобы стать профессионалом, нужно желание, а также долгие и упорные тренировки. Проще, конечно, достичь этого в какой-нибудь недавно вышедшей игре, чем в той, которой уже 5- 10 лет. Но если захотеть и приложить усилия, то возможно всё.
- Сильно ли отличается киберспорт в России от остального мира? Где, на твой взгляд, проще развиваться?
- Главная проблема киберспорта в России - это малое количество организаций, которые подписывают новые составы. Многие не понимают или боятся вкладываться в эту отрасль, хотя перспективы огромные: миллионы зрителей в онлайне и десятки тысяч на стадионах - это потенциальная реклама и пиар. За рубежом это, конечно, развито сильнее, потому что там сильнее продвигают сам киберспорт, чаще проводят крупные турниры, влиятельные компании чаще подписывают составы или создают новые организации для привлечения большего числа игроков. Я считаю, развитие киберспорта должно идти непосредственно от самой страны и её правительства, ведь если выделять большие средства, организовывать больше турниров в различных дисциплинах, то появится и больше возможностей, и желающих испытать себя в этой отрасли.
- Можно услышать пару слов о твоих достижениях за время карьеры?
- С 2016 по 2018-й я участвовал в турнирах по CS: GO. Среди значимых достижений в этой игре можно выделить 1 место в LAN-турнире Politechional OmGTU (2018 год) и участие в множественных зарубежных турнирах онлайн, в том числе на площадке Faceit с 10 уровнем квалификации.
Дальше, вплоть до 2020 года, решил перейти в PUBG. Десятки призовых мест в турнирах Faceit и GLL, 1 и 3 места по всей Европе в сезонах, 4 место по России и топ-15 по Европе на за всё время. Сейчас имею действующий 10 уровень квалификации на Faceit и 21 место по России.
В данный момент я играю в Tom Clancy’s Rainbow Six:
1 место - Russian Major League - New Challenge 23
2 место - Russian Major League - New Challenge 24
1 место- Can't Speak Major
3 место - SPUTNIK 1
Пример Raz0r доказывает, что при должном усердии ничто не помешает стать киберспортсменом и в нашем городе. Всё, что требуется - проявить старание и не сдаваться. Киберспорт прочно укоренился в современных реалиях, а то, что когда-то было для многих убиванием времени, переросло в настоящую спортивную дисциплину.
Докажите всем, что вы не просто "тупите в экран", а готовитесь занять своё место на пьедестале почёта и погреться в лучах славы.
И пусть победит сильнейший!