#влюблённыевкниги: музыкальные книги

Сегодня в нашей рубрике #влюблённыевкниги, произведения, в которых с читателем говорит музыка.

Здесь собраны книги, в которых музыка - едва ли не главный герой. Текст в них буквально пропитан разными звуками: звоном колоколов, или концертами классической музыки, или мелодиями с американских пластинок второй половины ХХ века. Это создаёт особую атмосферу, объём, особую структуру текста. Эти книги очень разные. Место действия (Европа, Америка, Россия), время, стиль авторов... Но каждая из них запоминается и потом ещё долго "звучит" в душе читателя.

"Колокола", Ричард Харвелл

Эта книга вся наполнена звуками - от начала и до конца. От оглушающего звона колоколов и ангельских голосов оперных певцов до вздохов влюблённых, скрипа половиц, плача ребёнка, шелеста платья или чавкающих по грязи ног. Это захватывающая история мальчика, родившегося у глухой полубезумной женщины и ставшего гениальным певцом. Здесь будут отважные монахи и сердитый аббат, церковный хор и помешанный на прекрасном голосе мальчика регент. И, главное, здесь будут музико - певцы-кастраты, столь популярные в Европе 18 века. Это очень интересная книга со своей атмосферой. Горная швейцарская деревня, аббатство, великолепные Вена и Венеция, лучшие дома и театры Европы. И постоянно - какие-то приключения. Иногда (чаще всего) события, происходящие с главным героем, - очень печальные и даже страшные. Но случаются и просветы, и даже невероятно счастливые мгновения, где музыка и любовь - вместе. "Колокола" напомнили мне "Парфюмера" Зюскинда. Та же гениальная аномалия. Только здесь не запахи, а звуки. И чувствование мира и людей через слух. Но, в отличие от "Парфюмера", главный герой здесь не злодей, а, скорее, пострадавшее лицо. В этой книге много всего - великая любовь к музыке и великая любовь к женщине, невероятная дружба и самоотверженность, преодоление страшных обстоятельств и тяга к свету. Страшное преступление, бегство, погони, кража младенца, мытарства влюблённых - всё в лучших традициях приключенческого романа. Когда я читала книгу, не понимала, когда она написана, и уж точно даже не предполагала, что совсем недавно, в 2014 году. Полное ощущение классического, добротного текста, с полунамёками на интимные моменты, с ярчайшими героями. А главное, после этой книги очень хочется послушать оперу вживую. И, затаив дыхание, почувствовать на себе воздействие ангельского голоса, такого же, каким обладал главный герой "Колоколов".

"Аномалия Камлаева", Сергей Самсонов

"... тонко нарезанные ломти до-мажорной прелюдии Баха, маринованные в едкой, как серная кислота, сонорной массе"... Это тягучий, сложный, насыщенный философскими размышлениями роман. Мозг при чтении "Аномалии Камлаева" трудится всё время, это не развлекательное чтение. Эта книга - об очень сложных и глубоких вещах. О современном гламурном мире, наполненном синтетическими женскими телами. О мире, отчуждённом от реальности. О том, что мы позабыли о смерти, отдалились от неё так, что стали невозможно уязвимы. О разладе между потребностью человека в нерушимой гармонии и невозможностью этой гармонии в нашем обществе. О мнимой свободе современного человека, об иллюзии выбора, в котором мы все завязли. О том, что потребительство коснулось даже искусства. И талант исполнителя - это только товар. Тут есть очень интересные мысли. О тотальном "разжижении" и адаптировании гармонии для восприятия "среднего человека". Об эпохе индивидуалистов и эпохе "винтиков". О том, в чём всеобщий смысл мироздания. О Боге, служении, сострадании и любви: "Любовь - это ведь восхищение бесподобным, а не требование соответствия идеалу". И очень много здесь о музыке. Много, сложно, красиво. Потому что главный герой, Камлаев, - модный композитор. Эстет, сладострастник, надменный интеллигент, считающий каждого, кто не разбирается в музыке, бессмысленным ничтожеством. Камлаев как будто разделён надвое. В романе отлично показан этот разлад - между его естественными человеческими инстинктами и эстетизированной чувственностью. Между его плотской страстью к женщинам разных мастей и поискам совершенных форм в музыке и в жизни. Мне очень понравился финал, в котором происходит перерождение Камлаева. И такой финал всё оправдывает - и неправдоподобность диалогов, и некоторую картонность героев, и нагромождение сложных смыслов. Хорошая книга. Большая и глубокая.

"Дом на краю света", Майкл Каннингем

Повествование ведётся от лица четырёх человек: двух школьных друзей, матери одного из них и их общей подруги. Каждая глава - рассказ от каждого из героев. О детстве, прогулках по кладбищу, мыслях о разводе, семейных ужинах, сильных руках отца и беседах с матерью. О неродившейся сестре и погибшем брате. О мечтах про семейное счастье. О друге, умирающем от СПИДа. О танцах на крыше. О тоске по чему-то неопределённому, далёкому и счастливому. Это роман о взрослении, одиночестве, эволюции отношений родителей и детей, нестандартной любви и жизни как она есть. Здесь все герои находятся в ожидании чего-то значительного, которое так никогда и не случается. Чтение этой книги очень легко даётся, через текст не приходится продираться, он льётся без затруднений и трудных мест. Читать всё время интересно - от детства главных героев, их подростковых осознаний, до кризисов в более зрелом возрасте. Эта книга буквально пропитана музыкой. Герои постоянно её слушают - сначала на пластинках, потом на кассетах. И автор всегда пишет, кто исполнитель, какая песня или альбом. И по-хорошему, читать надо под все эти композиции, что в ней упомянуты. Потому что они создают атмосферу Америки второй половины ХХ века. Сначала - атмосферу большой мечты. Потом - атмосферу больших разочарований. Несмотря на лёгкий слог и иногда юмор, книга оставила у меня тягостное впечатление. Как будто герои всё время не жили по-настоящему. Они как в полусне. В ожидании, что с ними обязательно произойдёт что-то хорошее, что-то грандиозное, и тогда начнётся настоящая ЖИЗНЬ. Тут как будто нет ни настоящей любви, ни настоящей дружбы. Как будто - суррогат всего. Все чувства урезаны наполовину, и лишь иногда случаются проблески сильных переживаний, от которых становится невыносимо. Здесь много событий: однополые отношения, семья "втроём", наркотики, экстравагантные поступки героев. А жизни как будто нет. "Дом на краю света" Каннингема - большой повод задуматься, сколько жизни есть в наших днях. Насколько мы живы. Или мы тоже в полусне, в ожидании, когда же всё начнётся по-настоящему...

* * *

Также на нашем сайте вы можете найти подборки книг на любой вкус.

Подробные рецензии Александры Макаровой на представленные в подборке книги, вы можете найти в группе "Влюблённые в книги" во "ВКонтакте".

Читайте также