Масштабные, яркие, захватывающие книги этой подборки напрямую связаны с историей нашей страны. Страшные, переломные времена в них описаны. Описаны ярко, зримо, незабываемо. Эти книги - целые полотна, захватывающие все слои общества и немыслимые расстояния. В основе каждой - огромный труд с историческими документами и архивами. Чингисхан, Иван Грозный и Пётр Первый - неоднозначные исторические персонажи, выведены здесь предельно чётко, объёмно и многомерно.
"Жестокий век", Исай Калашников
Монументальный труд всей жизни бурятского писателя Исая Калашникова, написанный в лучших традициях русской классической прозы. Роман состоит из двух частей - "Гонимые" и "Гонители". В первой части описаны история рождения, детство и юность Тэмуджина (Чингисхана), его становление как неординарной личности. Во второй части показан Чингисхан-завоеватель, покоривший территорию от Китая до Восточной Европы. Автор подробно описывает жизнь монголов, обычаи простых людей, воинов и знати: быт, кухню, одежду, сказки, песни и предания. Нравы монголов и удивляют, и шокируют - с какой лёгкостью они отдают свою жизнь и забирают чужую, как родство сменяется предательством, богатство - нищетой, жизнь - смертью. Исторические события в книге описаны достоверно: Калашников изучил огромное количество литературы и документов, а "благословил" его на написание такого эпического романа сам Лев Гумилёв. Если вас интересует история развития азиатских государств и феодальных племён, то столь масштабное произведение - как раз то, что надо: это и познавательно, и очень увлекательно.
"Тайный год", Михаил Гиголашвили
Было в истории России такое тревожное время, когда царь Иван Грозный "отрёкся" от престола и удалился в Александровскую слободу, оставив трон подставному лицу. Вот про это книга. Иван Грозный у Гиголашвили - словно сошедший с картины Репина: безумный, мечущийся, импульсивный, больной. Чтобы совсем лишить его величия, автор наделяет его сифилисом, описывая неприглядные физиологические подробности ("шанкр на елдане", "почесал муде"). Поток мыслей царя, его телесное состояние, его страхи и параноидальные настроения - самое яркое в книге. Текст обволакивает удушающим смрадом, жаркий бред проникает в сознание. Акцент на черноте, на изменённых состояниях сознания погружает в тёмные глубины то ли души, то ли психики. Страшные образы довершают картину: разрубленный на куски слон, сброшенная с башни свинья, массовые казни, отрубленные головы, лужи крови, вывернутые руки-ноги. Красочно, кроваво, буйно написано. Царь тут жутко неприятен. Но и народ не лучше: жаден, туп, кровожаден, алчен, хитёр. Все вокруг воруют, наводят друг на друга поклёп, находят удовольствие в казнях и мучениях ближнего. Страшная картина на самом деле. До ужаса неприятная, вызывающая омерзение и протест. Можно это воспринимать как поклёп на Ивана Грозного и весь русский народ. А можно - как размышления автора на тему национального менталитета - неприглядного, вороватого, завистливого, склочного, кровожадного. В любом случае, мне захотелось изучить подробно время правления Ивана Грозного. Предполагаю, что в массовом сознании (и в этой книге тоже) его образ сильно искажён. Из того, что люблю - здесь куча старинных слов и фразеологизмов. Речь героев обильная, насыщенная, цветастая, богатая на колоритные сравнения и ругательства. Видна большая филологическая работа автора. Это большой плюс книги. В остальном же настолько много в ней грязи, гноя и крови, что читать тяжко. Нежным душам не советую)
"Пётр Первый", А.Толстой
Из этой книги можно написать по меньшей мере сотню книг - и каждая будет интересной, познавательной, захватывающей. Про каждого персонажа Толстой пишет объёмно, ёмко, красочно. Каждый запоминается и лицом, и характером. Все слои тогдашнего общества охватил писатель, везде провёл читателя, чтобы тот смог увидеть, услышать, унюхать разнообразные, прекрасные и ужасные картины, звуки и запахи. Постоять на паперти рядом с юродивыми. Послушать байки нищих в харчевне, пропахшей кислятиной. Ужаснуться масштабу и жестокости казни, где сам Пётр хватал топор. Посидеть в царском тереме среди вздыхающих царевен. Отшатнуться от церкви, пылающей огнём, где горят, спасаясь от антихриста, старообрядцы. В немецкой слободе любоваться на милую Анхен, разгорячённую танцем. Поражает размах, с которым Толстой описывает эпоху. И не укладывается в голове, как такое количество информации можно переработать, а потом ещё так складно, так чисто и великолепно всё это описать. Язык, на котором разговаривают герои, старинные выражения и словечки очень украшают текст. Толстой перечитал множество протоколов допросов из пыточных, чтобы выудить оттуда слова, слетавшие с уст замученных людей. А значит, наиболее естественные, правдивые. От этого факта леденеет кровь. Впрочем, как и от многих сцен, описанных здесь. Жуткие времена, переломные. Во многом фигура Петра исторически перекликается с фигурой Сталина. Толстой проводит параллели между петровской эпохой и индустриализацией. И там, и там - слом традиционного уклада, переход государства на новый уровень ценой больших жертв. В "Википедии" пишут, что писатель этим романом оправдывает Сталина. Честно говоря, я бы не стала рассуждать столь прямолинейно. Толстой, как большой художник, врать не умеет. И Пётр у него получился не стопроцентно положительным персонажем. Да, он и обаятелен, и неуклюж, и иногда по-человечески справедлив. Но порою так страшен, непредсказуем, безумен даже, что жить в ту эпоху, находиться рядом с ним и зависеть от него - упаси Бог.
* * *
Также на нашем сайте вы можете найти подборки книг на любой вкус.
Подробные рецензии Александры Макаровой на представленные в подборке книги, вы можете найти в группе "Влюблённые в книги" во "ВКонтакте".