Сегодня в подборке #влюблённыевкниги литература, которая поможет вернуть любовь к классической литературе, если в школе её "отняли".
Если вы со школы не читали русскую классику, если уроки литературы вам запомнились, как тягомотно-скучное занятие, то предлагаю начать реабилитацию с этой книжной подборки. Горький, Мариенгоф и Набоков. Очень разные писатели с диаметрально противоположными взглядами на жизнь, на человека, на страну. Три ярчайшие, незабываемые книги, которые вернут любовь к классической литературе.
Максим Горький, "Детство"
Как-то мне трудно и даже неловко писать рецензию на столь признанную классику. Но всё же решаюсь, чтобы показать, что это не замшелая литература, не то, что походя проходят в школе и забывают как страшный сон. Проза Горького и "Детство" в частности - великолепная, яркая, живая, интересная, образная, певучая литература. В "Детстве" смешаны любовь и отвращение. Горький с большой страстью описывает свою родню, соседей, склоки и праздники, свои увлечения и страхи. Безобразное, страшное, звериное смешивается здесь с тёплым, любящим и любимым, человечным, жалостливым. Бешеные страсти, вой от горя, ругань самыми страшными словами, остервенелое избиение детей за любую провинность сочетаются с душевными посиделками, сердечными присказками и разговорами о боге. Поэтому возникает двойное чувство: "О, ужас!" и "О, восторг!". Ужас от мракобесия, творившегося вокруг маленького Алёши, от страшных, злых, психоватых взрослых, от их пьянок, драк, ненависти друг к другу. А восторг - от сказок и молитв бабушки, от всего её образа, от звёздного летнего неба и рассказов об умершем отце. От пляски Цыганка, от его бешеных глаз. От всего хоровода образов - великолепно вылепленных, ярких, живых, колоритных. Горький - гениальный художник. Его цветастая, яркая речь, карусель лиц, динамика текста сделали книгу радостным событием в моей читательской жизни. Я в таком восторге, которого сама от себя не ожидала. Последний раз читала Горького в школе (с удовольствием, кстати), и теперь совсем не понимаю, почему столько лет не возвращалась к нему - стыд мне и позор! Под впечатлением от "Детства" скачала всего Горького, что есть в сети, буду осваивать.
Антон Мариенгоф, "Циники"
"У меня даже мелькает мысль, что с помощью вшей, голода и чумных крыс, появившихся в Астрахани, они, чего доброго, построят социализм". "Если мужчина сегодня для своей возлюбленной мажет вазелином чёрный клистирный наконечник, а назавтра замирает с охапкой роз у электрического звонка её двери - ему незачем задавать себе глупых вопросов. Любовь, которую не удушила резиновая кишка от клизмы, - бессмертна". Тот случай, когда каждая строчка - чистая радость. Мариенгоф - гениальный мастер слова. В один абзац он способен уместить целую жизнь, мировоззрение, судьбу огромного народа. Из нескольких десятков слов, правильно подобранных и расставленных, в голове читателя разворачивается целое полотно, а на нём - цветасто, ярко, трагично и иронично происходит жизнь. Примерно половину книги хочется запомнить наизусть и цитировать, смаковать эту чистую речь, восхищаться точностью образов, парадоксальностью сравнений. Это роман о мучительной любви. И мимоходом - о нищете, разрухе, гражданской войне, вшах, голоде, каннибализме и других ужасах послереволюционной России. Главные герои как будто равнодушно взирают на то, что происходит вокруг, иронично комментируют реалии военного коммунизма, цинично меняют любовников. Но за этим показным равнодушием чувствуется огромная боль, тоска и ранимость. "Циники" - предельно насыщенная образами книга. Мариенгоф умеет писать легко и красиво об очень страшных вещах. И от этой кажущейся лёгкости в словах - ещё страшнее. Сочетание изящного и ужасного, грустного и саркастичного. Книга прекрасная, притягательно-отталкивающая, ранящая. К концу её особенно чувствуешь, как невыносимо больно её героям. Какой невыносимой бывает жизнь. Как порою ничего не можешь сделать с ужасом вокруг, кроме как высмеять его.
Владимир Набоков, "Машенька"
Главный герой - Лев Ганин. Шесть лет назад он бежал из России, захлёбывающейся в Гражданской войне. Живёт в Берлине, в захудалом пансионе, где и жильцы, и хозяйка - бывшие подданные Российской Империи, вынужденные покинуть свою родину. Как такового сюжета здесь почти нет. Книга - сплошь воспоминания Ганина о прошлом и небольшие зарисовки из его теперешней жизни. "Машенька" - это небольшая повесть, наполненная прекрасным русским языком и глубокими смыслами. Она как будто сплетена из тонких, очень подробных кружев красоты необыкновенной. И это плетение создаёт ощущение погружения в иную реальность. Язык завораживает и как будто шепчет: это всё сон, сон. Об ушедшей любви и потерянной России. О молодости, которая прошла, и чистом счастье, которого уже никогда не будет. Не будет дождя, приносящего радость, не будет первого поцелуя и юношеского любовного трепета. Всё пройдёт, пройдёт… Не будет и этой эмигрантской тоски, и этого холодного и серого Берлина. Не будет русской немощной, истрепавшейся в мытарствах интеллигенции. Всё пройдёт, всё растворится, растает в далёком тумане из забытых запахов, звуков и картин… Набоков в этом своём произведении показался мне каким-то волшебником-чародеем, который через самые обыкновенные слова передал что-то такое невесомое, необъяснимое, очень тонкое. Гений, что тут скажешь.
* * *
Также на нашем сайте вы можете найти подборки книг на любой вкус.
Подробные рецензии Александры Макаровой на представленные в подборке книги, вы можете найти в группе "Влюблённые в книги" во "ВКонтакте".