Сегодня, 23 апреля, отмечают Международный день книги и авторского права. Это символическая для мировой литературы дата. В этот день в 1616 году умерли Сервантес, Шекспир и Инка Гарсиласо де ла Вега. Это также день рождения или смерти таких известных авторов, как Морис Дрюон, Халлдор Лакснесс, Владимир Набоков, Жозеп Пла и Мануэль Мехиа Вальехо. Традиция празднования Дня книги родилась в Каталонии, где 23 апреля, в День святого Георга, за каждую купленную книгу дарили розу.
Редакция "Омск Здесь" решила также отметить эту дату и рассказать о своих любимых книгах. Возможно, мы вдохновим на чтение этих произведений и вас!
- Одна из моих трепетно любимых книг - "Сто лет одиночества" Габриэля Гарсиа Маркеса. Я прочитала её сравнительно недавно - несколько лет назад, в то время как многие из моих друзей осилили её ещё в студенчестве, и были удивлены "запоздалостью" этого моего литературного открытия. Но на самом деле, я одолела её только со "второй попытки" - для некоторых текстов нужно дозреть, и в этом нет ничего стыдного. Многих пугает объём произведения и обилие персонажей, но на самом деле, если поймать нужную волну и сосредоточиться, повествование покажется лёгким, как кружево, и динамичным, как ветер. Эта книга для меня - своеобразная энциклопедия жизни с детальной прорисовкой человеческих характеров. Все сценарии, все проблемы, все движущие жизнью силы - здесь есть всё. Например, в образе благонравной Фернанды с золотым ночным горшком я к неудовольствию "прочла" пародию на саму себя. И теперь, когда мне становится грустно, я порой перечитываю то самое, знаменитое своей длиной 816-словное предложение с фернандовским мыслительным ворчанием, и, улыбаясь, "чиню" себя и своё настроение. А моя подружка уверяет, что эта книга - про Омск: если опустить сложности сюжетных линий, то останется знакомая омичам атмосфера - шарлатаны-кочевники и пыльные бури.
Екатерина Бубёнова
Дарья Панурова
Ключевая метафора книги: разум человека - это сад. Если мы не позаботимся о том, чтобы посадить в нём что-то полезное, а постоянно будем пропускать через себя только информационный мусор (сюда же относится и всё то, что мы читаем, смотрим, но не анализируем), соответственно, ничего хорошего не вырастет. В итоге мы окажемся задушены сорняками, только выполов их подчистую, мы можем надеяться на то, что в нашем разуме расцветут благородные мысли.
Дарья Молчанская
Дмитрий Марченко
Алия Талтыкаева
Валерия Зройчикова
Елена Русаченко
"Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова. Прочитала ещё в подростковом возрасте и осталась в восторге. Необычная композиция романа, смешение жанров, стилей, калейдоскоп ярких персонажей, - всё это захватывает дух, и от чтения оторваться невозможно. Мистика и сатира, философские рассуждения и история любви - произведение многогранное и вызывающее споры литературоведов и книголюбов, но актуальное как никогда.
"Двенадцать стульев" Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Советская классика, экранизации которой уже сами стали классикой. В романе отличная едкая сатира и юмор, динамичный сюжет, рассказывающий о приключениях обаятельного жулика Остапа Бендера. В "Двенадцати стульях" высмеиваются общественные явления, характерные и для своего времени, и для сегодняшнего дня: коррупция, карьеризм, приспособленчество, невежество, бюрократизм и многие другие. Ну а на цитаты роман разобран чуть более чем полностью.
"Властелин колец" Джона Рональда Руэла Толкина. А это уже зарубежная классика - от родоначальника жанра современного высокого фэнтези. Этот роман-эпопею можно без сомнений назвать одним из самых популярных литературных произведений в мире. Значение книги для мировой культуры переоценить невозможно: настолько сильно она повлияла на литературу, кинематограф, настольные и компьютерные игры. В ней есть параллели с германо-скандинавской мифологией, древнебританскими легендами о короле Артуре, христианской религией. Толкина потрясла Первая мировая война, в которой он принимал участие, не обрадовала его и индустриализация "старой доброй Англии". Всё это отражено в прекрасном произведении, которое вдохновило на творчество многих людей.
"Приключения Жихаря" Михаила Успенского. От высокого классического фэнтези переходим к фэнтези юмористическому. Справедливости ради замечу, что, по моему скромному мнению, в этом жанре мало кому удаётся творить, не скатываясь в примитивный юмор. Лучше всего это получалось у Терри Пратчетта. У Михаила Успенского - тоже. Его трилогия о молодом богатыре Жихаре - просто кладезь отсылок, аллюзий и реминисценций, это языковая игра, ребус, который ты разгадываешь, следя за приключениями героев. Филологически подкованным людям она понравится особенно: автор с юмором переосмысливает законы построения народных сказок (которые описал советский филолог Владимир Пропп), мифов, обращается к мировой классике.
"Понедельник начинается в субботу" братьев Стругацких. Сказка для научных сотрудников младшего возраста - моё любимое произведение у Стругацких. Прочитала я её уже будучи взрослой, но и детям книга очень нравится. Здесь есть и юмор, с которым описываются будни научно-исследовательского института чародейства и волшебства (НИИЧАВО), и герои сказок и литературных произведений, и вера в науку, прогресс и лучшее будущее для всего человечества - одним словом, книга помогает зарядиться оптимизмом, поднимает настроение и даёт надежду на счастливое завтра.
Могу отметить "Гиперион" Дэна Симмонса. Невозможно в двух словах описать мощнейшую тетралогию американского учителя литературы. Сегодня это уже практически монумент научной фантастики и космооперы. В произведении слилось всё - и философия и тысячи отсылок к классической литературе, киберпанк, детектив, космические путешествия, искусственная жизнь и критический взгляд на религию и наше общество. Если вы сможете уместить в своей голове все 4 тома этой космооперы, то станете богаче на целый культурный пласт.
Также нравятся "Хребты безумия" Г. Ф. Лавкрафта. Мне сложно выбрать из всего наследия "мастера ужаса" что-то одно, поскольку Лавкрафт ещё задолго до студии "Марвел" начал объединять каждое своё произведение в единую вселенную. Невнимательному читателю может показаться, что язык автора беден, и он даже не пытается внести ясность в природу тех невероятных существ, которых он придумал. Однако это сделано намеренно, потому что человеческий язык не способен описать размеров космической бездны. Человек перед ней даже не песчинка. Когда вы поймёте это, вам станет действительно страшно.
Читать я очень люблю уже лет с четырёх. За это время я прочитала множество книг разных жанров и непохожих друг на друга авторов. Из этого множества получился мой личный топ. Эти книги остаются лучшими для меня во времени. Каждую я перечитывала несколько раз. На первом месте книга "Валькирия" Марии Семёновой. Я прочла её 18 раз. Эту книгу я беру в руки, когда радостно, когда грустно, когда хочется почувствовать внутри вечное. Эта книга - о Любви. Той, что одна и только для тех, кто истинно верит. О Мечте - той, что ведёт за собой по жизни и проверяет на прочность множеством поворотов. О Верности - себе и тому, что внутри. Это о победе над сомнениями в каждом деянии. О Жизни - той, что коротка в масштабах времени с сотворения мира. О своих и чужих. О Женщине. Её силе и предназначении. О Знании чего-то древнего и бессмертного. Книга погружает в себя простым языком. Повествование от первого лица создаёт ощущение реального нахождения в мире, о котором узнаёшь всё больше и больше с каждой страницей. Образы, искусно вплетённые автором в слова и между строк, пробуждают внутри память о вечных ценностях этого мира. О том, что живёт глубоко внутри каждого человека. О том, чем жив человек. Эти образы пробуждаются, откликаются и чувствуются. За основным сюжетом спрятаны знания о культуре славян, традициях, силе природы и человеческого духа. Знания о том, как жили наши предки. Как открывался мир для них и, значит, для нас. О том, что сохранилось и дошло до нас с вами. Тем, кто "забыл", но хочет вспомнить и услышать внутри своё вечное - рекомендую.
На втором месте - "Бабий ветер" Дины Рубиной. Об этой книге я скажу цитатой из неё: "А ты непременно напиши эту повесть. И пусть она будет ниже пояса и выше облаков - повесть о потерянных людях, которым нет места на земле. Напиши о грусти этой жизни, о неприкаянности человеческого тела, о его хрупком костяке, зябнущей бледной коже, редеющем волосяном покрове... Напиши о пугающем бездорожье небес и тоске по Богу, который сотворил своё дитя да и бросил его, разочарованный и равнодушный. И это брошенное дитя - как пятнадцатилетняя девочка, пустившаяся во все тяжкие, в бега, в хищный свет фар попутных автомобилей на ночных шоссе. Она смертельно испугана и мечтает о мамином чае с вишнёвым пирогом, о прощении, объятии, о слезах… Это дитя человеческое мечтает о детстве, о чистоте - заблудившееся дитя, очарованное и исковерканное огромным безжалостным миром…"
Третье место у книги "У войны не женское лицо" Светланы Алексиевич. Эта книга перевернула внутри всё. Это единственная книга, которую я читала с постоянным щемящим чувством в груди и в солнечном сплетении. Это единственная книга, от каждой страницы которой на глазах слёзы. На создание этого произведения у автора ушло около десяти лет, семь из которых - это поездки и беседы с авторами историй изложенных в книге. Живыми свидетелями войны. Светлана Алексиевич ставила своей целью показать события чувствами, по-женски. Здесь всё иначе, не так как свойственно говорить мужчинам-воинам, не так как пишут историки, не так как учат в школах. В этой книге о множестве смертей Жизнь во всём её величии, красота - в выжженных полях, свадебное платье из бинтов, отвага, женское мужество, непоколебимая вера и мир после войны. Книга тяжёлая для души. Но прочитать её стоит каждому.