Накануне, 9 апреля, литературный критик, шеф-редактор сервиса Storytel Константин Мильчин встретился со студентами в ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Гость из Москвы обсудил с будущими журналистами тему безграмотности, образовательного контента в TikTok и литературные премии.
- Мне понравились Любинский проспект, Омская крепость. Но мне показалась крепость необжитой. Хотя это центр! Не хватает кафе, галерей, пустовато как-то. Меня, конечно, ещё поразил ресторан "Колчакъ". Я поразился его китчевостью. Сам Колчак почему-то зелёный, как будто он рептилоид, - с улыбкой говорит Константин Мильчин.
Сегодня, 10 апреля, шеф-редактор сервиса Storytel прочёл текст Тотального диктанта на главной площадке Омска. Столичный журналист является опытным "диктатором": он читал тексты в Калининграде, Архангельске, Ростове, Краснодаре и Тюмени. В Омске он впервые. Знакомство с городом у критика не задалось с утра. Гуляя по городу, он попал в сильную грязь, гостю даже пришлось покупать себе новые джинсы за пару часов до встречи в университете. "Человек предполагает, а омская грязь - располагает", - смеется Константин.
По словам Константина, он сам никогда не писал Тотальный диктант. Говорит, боится, что все его подозрения по поводу своей грамотности окажутся правдой, поэтому предпочитает диктовать. Но думает, когда-нибудь напишет.
- Это прекрасный проект. Вторичная безграмотность сегодня, к сожалению, не на последнем месте. Люди с возрастом забывают грамоту. Можно сетовать, ворчать на это. А можно, как группа молодых студентов из Новосибирска, - запустить проект. Классно, что это не через государство, иначе мы бы получили ещё одну бессмысленную инициативу. У организаторов горят глаза - этим и ценен Тотальный диктант, - говорит Константин Мильчин.
Константин не один год подряд также принимает участие в чемпионате по чтению вслух "Открой рот" Михаила Фаустова, как член жюри он уже был в 17 городах. Говорит, что он обожает такие свои бессмысленные достижения. С автором текста диктанта нынешнего года Дмитрием Глуховским Мильчин знаком давно. Спикер поделился, что относится к его творчеству неоднозначно, несмотря на то, что читал многие его книги.
- Ни для кого не секрет, что авторами текста Тотального диктанта часто становятся писатели, чьи произведения попадают в шорт-лист или становятся победителями литературных премий. Главное, что нужно знать про эти награды - читать не только победителей, даже не столько, ведь всё субъективно, но и шорт-лист, - поделился советом журналист Константин Мильчин.
Свой популярный роман в жанре городского фэнтези "Метро 2033" Глуховский начал писать в интернете 8 лет назад. Сейчас это очень популярный способ сочинительства, отмечает спикер. Главный герой, Артём, проходит разные этапы своего становления, это вечная тема. "Дмитрий писал роман 8 лет и сам вместе с героем проходит эти стадии перехода из одного возраста в другой. Это важный роман о маленьком человеке, которому выпадает шанс изменить мир. Он уходит корнями в традицию русской литературы", - комментирует шеф-редактор Storytel.
На встрече будущие журналисты осыпали гостя десятками вопросов. К примеру, ребят волновал вопрос, можно ли серьёзно относится к образовательному контенту в TikTok и считать его популяризатором грамотности? Критик ответил, что он как-то вводил привычку смотреть его по 5-10 мин каждый день.
- Кто туда приходит? Либо те, кто обладает знаниями, но не знает, как их преподнести. Либо те, кто ничего не знает, но рассказывает. TikTok - контекстная история, это та соцсеть, которую бесполезно понимать без предыдущего контекста там же, - считает спикер.
Ребята интересовались тем, какие чувства он испытывает к безграмотным людям; нужно ли языку такое количество заимствований, не является ли последнее деградацией. По словам Константина, себя грамотным он не считает, хотя сам из интеллигентной семьи. Его бабушка, которой 95 лет, до сих пор находит ошибки в текстах, проверенных корректорами. Однако замечает, что помимо совсем ужасных ошибок, есть обычные опечатки.
- Я невнимательный! Когда я редактирую чужие тексты, нахожу много огрехов, которые в своём тексте никогда не найду. Это не так страшно, думаю. Таких неграмотных, как и я, впустят если не в рай, то в предбанник рая, - с улыбкой комментирует Константин.
Спикер считает, что иногда нельзя подобрать нормального русского аналога слову. Например, "кринж", которое обозначает и оскорбление, и "испанский стыд", но при этом с юмором.
- Я считаю, лучше искать устоявшиеся аналоги в русском языке. Хотя заимствования - это иногда маркер определенной сферы. Я, например, частенько их использую. Это никак не свидетельство деградации. Язык - живой фильтр. Сейчас популярна тема феминитивов, посмотрим, что из этого сохранится, к примеру, через пять лет, - говорит журналист Константин Мильчин.
В конце встречи журналист порекомендовал студентам слушать аудиокниги, если не хватает времени на привычное чтение. По его словам, эта форма ничем не уступает обычному прочтению. Прогрессивные и успешные люди сегодня не уходят от чтения, а наоборот, при помощи аудиокниг так восполняют пробелы или знакомятся с новинками.
Фото: Илья Петров