Напомним, что на IX Всероссийском фестивале дизайна и искусств "Сибирская этника" практически во всех номинациях дипломы первой степени получили дизайнеры из Омска. Своими впечатлениями о мероприятии поделилась председатель жюри конкурса - дизайнер из Москвы, художник театра и кино, лауреат премии "Золотая маска" Анастасия Нефёдова.
- В одном из интервью вы как-то сказали, что у вас нет хобби, а свою жизнь называете жизнетворчеством. Это ваша личная жертва профессии?
Моё творчество достаточно имеет большой диапазон для того, чтобы наслаждаться свободой и творчеством в разных очень сферах и отраслях. Можно считать это хобби, потому что оно доставляет мне наслаждение.
Фестиваль "Сибирская этника" - площадка для чего: самовыражения или "трудоустройства"? Многие образы всё-таки трудно представить в повседневной жизни?
- Это не только про то, чтобы сказать "браво" и забыть, или просто надеть и в обыденной жизни носить, - нет. Это про то, что меняет меня как человека. Для меня высокая мода связана с тем, что эти предметы, скажем так, или объекты они что-то во мне меняют. При этомтакие прецеденты были, что многие участники у меня стажировались в театре. Потом мы придумываем какие-то проекты, у меня есть коллеги, которые вышли отсюда. Я с удовольствием с ними сотрудничаю.
Анастасия Нефёдова (на фото слева)
Чем выделяется омская школа дизайна?
- Своей необычностью. Это я совершенно точно могу сказать, потому что у омской школы есть свой самобытный язык. Смелость, яркость и какая-то классная дичь - свобода.
Вы говорите, что мода - высказывание художника о времени. Какие приметы нашего времени в образахназовёте?
- Сегодня такое время у нас непростое. Время, скорее, немного растерянности, обретения новых смыслов. Перед тем как обрести новый смысл, в любом случае нужно сделать паузу. В каком-то смысле сегодня время паузы, и очень красивое время этой паузы и тишины. Такая поэтическая тишина, когда художники встают на паузу, но она очень рабочая. В ней осмысливается то, что происходит. И недаром организаторы "Сибирской этники" назвали темой конкурса этого года - осознанное потребление. Представленные коллекции для меня очень тонко говорят о том, что художники останавливаются и осознают себя как художников. Что они хотят сказать? Следующим шагом будет, что они очень жарко выскажутся. И этот момент предыстории, он в каком-то смысле более честный, более интересный.
Одежда, образ - это сегодня какой-то инструмент?
- Обязательно, да. Мне кажется, это хорошее слово. Инструмент для чего-то, для настроения, для достижения каких-то целей, для самоопределения. Это манифестация того, кто я есть в социуме, в пространстве, для того, чтобы пространство меня так или иначе считывало. Ну и защитная функция, конечно, безусловно.
Я лично вещи ношу вообще годами и десятилетиями. Причём у меня есть такая фишка: какую-то любимую вещь, которая мне надоедает, откладываю далеко, закрываю. И потом через несколько десятков лет могу откопать и сказать: "О, типа прекрасно!". То есть я с ней как будто заново знакомлюсь и обретаю.