Сегодня, 21 марта, отмечается Всемирный день кукольника. Этот праздник популярен не только среди профессионалов, но и среди поклонников этого вида искусства. Куклы ручной работы сейчас особенно ценятся. Они манят своей загадочностью, а в каждой из них скрыта душа и эмоции мастера, создавшего её. Некоторые из персонажей выполнены в лучших традициях кукольного мастерства, и перед ними действительно трудно устоять. Как сделать бизнес на изготовлении авторской куклы и от чего зависит цена авторского изделия, "Омск Здесь" рассказали сами мастера.
* * *
Создание кукол - трудоёмкий и кропотливый процесс, благодаря которому рождаются настоящие шедевры. Мастер не просто воплощает в реальность придуманный образ, облачая куклу в дорогой костюм, но и вкладывает душу в неё, буквально вдыхая жизнь.
Чувственные куклы от мастерицы Ксении Чефин - отличный тому пример. Когда смотришь на эти творения, складывается впечатление, будто они сошли с книжных страниц…
Свою первую куклу мастер создала на третьем курсе института в 2003 году. Она, по мнению Ксении, не отличалась красотой, но привлекала к себе внимание и побеждала на студенческих конкурсах.
- В программе обучения была "Авторская кукла", но никаких пособий по этой теме не было. Нам сказали, делайте, что хотите, но к концу семестра вы должны сдать готовую работу. Так родилась "Лунных цветов хозяйка" - кукла с одной рукой. Она была необычная: вроде бы и не красавица, но при этом очень привлекательная. Такое отсутствие чётко поставленных границ меня вдохновило заниматься куклами и дальше. Мне понравилось ощущение свободы, а сам жанр для меня был новый, - рассказала Ксения Чефин.
Творческие способности ей достались от мамы, которая всегда хотела стать художником, но не сложилось. Воплотить свою детскую мечту в жизнь она смогла вместе с дочерью.
- Пока я училась в институте, училась и она. Помогала мне создавать куклы. Как массажист, она чувствует фактуру кожи и мышц. Она применяла практические навыки. Моё чувство цвета и её знание анатомии позволяли создавать настоящие шедевры, - рассказывает Ксения.
В начале работы мастер использовала всё, что было под рукой: монтажную пену, проволоку, самозатвердевающий пластик и акрил. Когда кукла "пошла" по выставкам, Ксения стала придумывать ей и другие образы, а материалы стали солиднее: горячие импортные пластики американского и немецкого производства. Они представлены в разных оттенках - белые и телесные. Материал мастера обрабатывают в микроволновой печи с конвектором. Там можно отдельно запечь кисти рук, голову и другие части "тела". Ткани, в которые одевают куклу, тоже недешёвые. Если это шёлк, то только натуральный.
- На этапе одевания мастер должен помнить, что одежда - это средство выразительности, и человек должен, глядя на куклу, чувствовать ощущение живого персонажа. Я никогда не использую только что купленную ткань, всегда обрабатываю её вплоть до вымачивания в белизне или кофе. Так создается эффект старения ткани.
Чтобы "собрать" настоящую авторскую куклу, недостаточно быть художником. Нужно обладать скульптурными навыками, владеть чувством цвета и уметь работать с текстилем. Авторская кукла, как говорит Ксения, - это объект декоративно-прикладного искусства.
- Я никогда не рисую эскизы и беру образы изнутри. Процесс идёт от настроения. Все мои куклы - автопортрет моих настроений, мыслей, переживаний. Они напрямую связаны с событиями моей жизни. Например, образ старенького купидона, - поделилась кукольница. - Кукол я делала даже в сложные периоды своей жизни. Это было своего рода терапией. Так совпало, что хобби стало профессией.
Вдохновляет мастерицу и участие в выставках. Свои работы Ксения Чефин выставляла не только в Омске, но и на Международных конкурсах кукольников в Москве. Именно там профессионалы отметили уникальную технику кукольницы из Сибири - тонировка лица куклы и роспись его маслом.
Цены на куклы начинаются от 30 тысяч, портретные обойдутся дороже. Работы Ксении разъехались не только по российским городам, но и по Европе. Куклы омского мастера можно увидеть в частных коллекциях в Италии, Германии и Испании.
- Авторская кукла - дорогой жанр, потому что это не только дорогостоящие материалы, но и кропотливая работа мастера. Человек платит за эксклюзив, за образ, которого больше нигде не встретишь. Такие вещи покупают люди, которые хорошо зарабатывают, в подарок людям, которые также хорошо зарабатывают, чтобы их удивить.
Авторская кукла, по словам Ксении Чефин, сейчас уходит в тираж, но многие талантливые художники поддаются рыночному спросу.
- Очень много странных образов, которые я как художник не приемлю. Сегодня стало модно создавать усовершенствованных барби, создаются шарнирные куклы. Это уход от индивидуальности и отсутствие теплоты ручной работы. Куклу мастер должен "выносить", как ребёнка, - отметила она.
* * *
Куклы в жизни другого омского мастера, Елены Казанковой, появились намного позже - в 40 лет. Как она сама признаётся, "как некий экстракт многих навыков, приобретённых за эти годы".
- Сначала были коты, а не куклы, очень забавные, очеловеченные образы, вызывающие улыбку. Но основная моя профессия, модельер-конструктор одежды, видимо, не могла не прорваться наружу. Хотелось одеть кого-то, кроме своих дочерей. И тогда появились первые куклы. Они были разные: весёлые и грустные, и просто забавные, - поделилась с "Омск Здесь" Елена.
Образ обычно приходит неожиданно. Погода, фильм, музыка или стихотворение - всё это может навеять какую-либо идею. Часто образ даже не вырисовывается в голове мастера, поэтому воплотить его на бумаге бывает невозможно.
- В процессе работы контуры и детали конкретизируются, прорисовываются. Когда кукла стоит перед тобой завершённая, иногда удивляешься, с трудом осознавая, что это сделано твоими руками. Творчество - это своеобразная форма помешательства, - отмечает мастерица-кукольница.
Как рассказывает Елена Казанкова, сложным оказывается подбор тканей и мелких деталей декора, поэтому чаще всего ткани она вышивает сама, а необходимые детали костюма делает вручную. Всё то, что для обычного человека является мусором, для кукольника - незаменимые в работе вещи. В ход идёт всё: картон, бумага, пенопласт, клей и даже шпатлёвка.
- Из-за таких сложностей в процессе создания работа над куклой может затянуться на 3-4 недели. Разумеется, чем сложнее и дольше работа, тем выше цена. Мои куклы сейчас стоят от 17 до 25 тысяч рублей. Свои работы я представляла на нескольких омских выставках, - рассказала Елена. - Обычно у меня нет достаточного количества работ в один момент времени, чтобы поехать с ними в Москву или Санкт-Петербург на серьёзную кукольную выставку. Да и, честно говоря, поклонников у меня достаточно в интернете - любители кукол по всей России и за рубежом. Мои куклы "живут" ещё в 12 странах мира: от Якутии до США и Канады.
Мастерица придерживается мнения, что кукла должна быть похожа на человека, но не должна переходить грань реальности. Но главное для Елены, чтобы кукла вызывала эмоции и, желательно, положительные.
- Я думаю, что именно эмоция, которую вызывает кукла у своего владельца, и есть конечный итог творчества художника-кукольника. Дарить радость другим людям через свои работы - это неописуемое ощущение, поэтому я расстаюсь с ними легко, - поделилась Елена. - Мои куклы, как незримые нити счастья, соединяют меня с десятками и сотнями людей на планете, и это бесценно. Есть несколько домов в мире, где живут пять, шесть, восемь моих кукол. Конечно, моя энергетика присутствует там и, надеюсь, приносит что-то хорошее с собой в эти семьи.