В эти дни в Омском музее имени Врубеля проходит научно-практический семинар "Сохранение культурного наследия. Научное исследование и реставрация произведений голландской и фламандской графики". На сегодняшний день омская галерея является единственной в России площадкой для изучения вопросов сохранения голландского культурного наследия XVII–XIX веков, и в этом году впервые семинар посвящён вопросам исследования и реставрации графических произведений.
В Омск прибыли эксперты из Нидерландов, в том числе ведущие реставраторы графических произведений крупнейших музеев королевства, таких как Рейхсмузеум и Амстердамский музей. К работе также привлечены представители музеев Москвы, Урала и Сибири.
Как рассказала Лия Гортер, директор Фонда культурной инвентаризации из Амстердама, в России, особенно в Сибири, существует много ещё не раскрытых предметов искусства фламандской и голландской культуры. Именно поэтому уже четвёртый год подряд она приезжает в Омск, чтобы обсудить вопросы их сохранения и донести информацию о них широкой публике.
Мы подготовили доклады не только о гравюре, но и о произведениях искусства на холсте и бумаге. Отдельного внимания заслуживают произведения искусства, которые нанесены на деревянную основу, потому что они требуют определённых условий хранения, - поделилась она. - Сибиряки - открытые люди, они готовы к получению новой информации и готовы делиться своим опытом. Вот так Омск стал центром встреч коллег с разных частей света.
Мастер-классы реставраторов проходили одновременно в нескольких аудиториях. Зарубежные гости рассказывали о техниках рисунка, приводя в пример работу Ван Гога, и давали советы о том, как лучше хранить и перевозить старинные гравюры. Участники семинара на конкретных примерах смогли увидеть, какого мастерства достигли зарубежные специалисты в области реставрации, как именно они спасают произведения искусств и документы в самых, казалось бы, безнадёжных ситуациях.
Кроме этого, было показано уникальное оборудование по очистке произведений искусства, специально привезённое из Санкт-Петербурга. Позже оно станет частью реставрационного центра "Эрмитаж-Сибирь", который будет открыт в следующем году. Подобная аппаратура уже широко применяется в Эрмитаже и Третьяковской галерее.
- Под высоким давлением через специальный шланг подаётся вещество (крахмал, целлюлоза), и при помощи механического воздействия порошка с поверхности вычищаются загрязнения. За сколько старинную книжку может почистить? Талантливый человек за сутки справится, - рассказывает реставратор из Санкт-Петербурга Евгений Куликовский.
Три самые сильные реставрационные школы, по словам директора НИИ реставрации Дмитрия Антонова, - это российская (как продолжение советской), итальянская и нидерландская. И сотрудничество экспертов из этих стран между собой помогает привлекать в эту отрасль новых молодых специалистов.
В Нидерландах музейные и библиотечные фонды изначально находятся в более хорошем состоянии, нежели наши. У нас сложнее климат, больше территория, сложная история, и, к сожалению, иногда памятники находятся в руинированном состоянии. Наши специалисты справляются с той работой, которая иногда даже не под силу голландским мастерам, - рассказал Дмитрий Антонов. - Реставрация бумаги довольна сложна. Эта работа хорошо проводится в столичных городах, но в остальной части России в этом направлении есть проблемы. Реставрация сродни медицине, и каждый мастер имеет свои подходы, и ценится, прежде всего, его работа не руками, а головой. Главное не навредить. Можно сделать не лучше, но не должно быть хуже. Цена ошибки велика.
Добавим, что в рамках работы семинара состоялось открытие выставки, где представлены произведения голландских и фламандских художников XVII–XVIII веков в гравюрах старых мастеров из фондов музея имени Врубеля. В экспозиции представлен в том числе уникальный "Английский альбом", который был выпущен лондонским издательством в 1778 году. Это собрание шедевров графического искусства разных эпох - от Возрождения до Просвещения.