Моду нельзя называть модой, если её не носят на улице.
Коко Шанель
Сегодня в областном Экспоцентре состоялось торжественное открытие юбилейного Международного фестиваля искусства и дизайна "Формула моды: Восток-Запад 2016" и конкурсный показ коллекций участников. Форум проводится уже в 20-й раз, с каждым годом появляются новые тренды, новыми становятся и сами участники. Несмотря на городские реалии, мода, как обещают организаторы, останется вне политики и кризиса.
В конкурсном показе участвовали более 200 моделей - они продемонстрировали 50 дизайнерских коллекций. Уровень работ участников - от начинающих до профессиональных, география конкурса - восемь городов России.
Юбилей дизайнерского конкурса совпадает с 300-летием города, и поэтому он посвящён Омску: его прошлому, настоящему и будущему. Художники представили свои работы в пяти номинациях: "Сибирская погода" (верхняя одежда), "Омские улицы" (проектирование повседневной одежды), "День города" (модный омский образ), "Омск вечерний" (праздничный образ) и "Сувенирный дом" (аксессуары).
Участники отразили в костюме историю Омска, используя культурный, архитектурный и художественный потенциал города. В качестве творческого источника они использовали шедевры изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также образы природы. "Дизайнеры - изобретательный и хитрый народ. Я думаю, что они найдут средства и инструменты реализации заявленной концепции и, несмотря на то, что мы сузили сами номинации по смысловому значению, дизайнеры охотно их расширят", - говорит директор фестиваля Эмма Васильева.
Особенными в этом году стали и материалы. Место традиционного хлопка на подиуме заняли массивные мебельные ткани. Благодаря совместному проекту ОГИСа со студией "FLAT / Декор" молодым дизайнерам удалось поработать с эксклюзивными тканями из коллекции Жана Поля Готье. Превратить изделие из этой ткани в модель прет-а-порте несложно - в большинстве случаев её основу составляет не искусственная нить, а хлопковая или даже шерстяная. При этом по эргономичности и гигиене "мебельные" ткани ничуть не уступают материалам, предназначенным для повседневной одежды обычного кроя.
Если раньше мы говорили, что ткань портьерная и годится только для штор или диванов и подушек, то сегодня интерьерные ткани стали сложнее и интереснее, и когда с ними работают великие дизайнеры-модельеры, они превращаются в наполненную смыслом историю. <…> Я думаю, что эти ткани будут служить интересной и смысловой нагрузкой на подиуме. Костюмы из этой ткани вполне носибельные, особенно если говорить о верхней одежде или одежде на подкладке, - говорит Эмма Васильева.
Приложить руку к эксклюзивным тканям довелось восьми дизайнерам из Омска. В числе счастливчиков - второкурсницы ОГИСа Екатерина Сединина и Анастасия Коповая. При создании коллекции "Записки из…" девушки обратились к душевному состоянию Федора Достоевского, в котором писатель пребывал на каторге в Омском остроге. Месяцами молодые дизайнеры изучали историю, чтобы увидеть, как оно меняется на протяжении четырёх лет. В пяти моделях, составляющих коллекцию, образ узника создают тёмные пальто, пиджаки и свитера.
- Мы внимательно изучали одежду каторжников, специально искали старые фотографии. Само состояние душевности будет прослеживаться в силуэтах и общем колорите коллекции. Большая часть времени ушла на изучение истории, затем долгий отбор тканей. В основном это костюмные и пальтовые ткани. Они плотные и весомые. Сам образ манекенщиц подходит для заявленной темы, и акцент мы сделаем на самих моделях одежды, - говорит молодой дизайнер Екатерина Сединина.
Среди работ - вдохновение омской весной, творчеством художника Михаила Врубеля и даже городской романтикой. Не обошлось и без замысловатых и комических названий коллекций. Так, "Мистер Пигги", поначалу отсылающий к омской политике, оказался не чем иным, как мужской коллекцией в розовых тонах, а коллекция "А у меня всё прекрасно" от дизайнера из Сочи для многих омичей явно звучала не без издёвки. Название коллекции "Цветы под асфальтом" и вовсе хотелось продолжить словами "...которого нет".
.
Молодые дизайнеры предпочли показать в этом году зеркальную двусмысленность мужского и женского характера, воссоединив их в своих коллекциях. Модели-мужчины облачались в лёгкие ткани и обнажали плечи, а девушки примерили массивные пиджаки и широкие свитера. Сочетание противоположных друг другу элементов стало принципом большинства коллекций - лёгкие ткани чередуются с более плотными материалами, строгие линии - с нежным орнаментом.
"Ядро" большинства коллекций представлено андрогинным модельным рядом: свободные брюки и мужские рубашки, пиджаки и пальто, кажущиеся на размер больше положенного. А представленные во время показа немногочисленные платья с цветочным принтом, юбки плиссе и длинные блейзеры сопровождались ретро-деталями: элегантные шляпы, очки и пышные банты - всё это напоминало о чувственной романтике Омска.
Участник из Новосибирска Роман Романовский привёз в Омск мужскую коллекцию с японскими мотивами. Для того чтобы отразить в ней дух Омска, дизайнер обратился к образу жителя современного города. Признаётся, эта работа - эксперимент, в том числе и с тканями.
В моей коллекции "Абие" присутствует как верхняя одежда, так и сорочки и брюки. За основу я взял нетканый материал, из которого делают соломенные шляпы и изготавливают подставки под горячее. Мне понравилась, прежде всего, жёсткость и фактурность этого материала. Конечно, присутствует традиционный хлопок, кожаные вставки, - поделился Роман. - В коллекции много пышных вставок и форм, что присуще женским костюмам. И это своего рода эксперимент, чтобы посмотреть, как они будут смотреться именно в мужской коллекции.
Роман согласен, что омская школа дизайна одна из лучших в стране, но отмечает при этом, что и в Новосибирске воспитали немало талантов. Однако омского дизайнера, по словам Романовского, видно сразу: его отличают смелые идеи и яркие цвета: "Новосибирск больше направлен на конструктивные элементы, а в Омске серый город скрывается за яркими нарядами, в образах передаётся настроение".
Имя лучшего из 50 дизайнеров назовут завтра, и главная награда довольно внушительна: обладатель Гран-при отправится на стажировку в крупнейшую меховую компанию в Копенгаген. Приятный бонус всем участникам гала-показа - поощрительный денежный приз для каждого из 28 дизайнеров. Всего же призовой фонд в этом году составит 700 тысяч рублей.
Однако чтобы имена этих дизайнеров зазвучали на всю страну, не хватит суммы главного приза, ведь омский фестиваль - лишь первая ступень лестницы в высокую моду. Впрочем, за свою двадцатилетнюю историю "Формула моды" уже смогла заявить свыше десятка громких имен, доказывая, что омская школа дизайна давно уже переросла городскую среду.