Сегодня в Омском ТЮЗе состоялся первый премьерный спектакль "У лис длинные носы" и беседа с его режиссёром Полиной Стружковой. О грядущем предстоящем сезоне на встрече также рассказали художественный руководитель театра Владимир Золотарь и заместитель художественного руководителя по творческим вопросам Елена Мамонтова.
"У лис длинные носы" - камерный спектакль, рассчитанный на аудиторию в 200 детей, в котором актёры устанавливают контакт с каждым из маленьких зрителей. Полина Стружкова известна в России именно как постановщик, целенаправленно работающий с детской аудиторией, учитывающий при создании спектакля их возрастную психологию и особенности восприятия мира. Её постановки можно увидеть в таких театрах, как Московский Театр Наций, Новосибирский "Глобус", Русский драматический театр Эстонии и другие.
- Важно выстроить с ними доверительное общение, подтолкнуть детей к формированию своей точки зрения на происходящее, - отметила она. - Пьеса строится на очень современных аллюзиях, но при этом есть много информации, которую надо услышать и понять. Мы постараемся вовлечь в эту игру зрителей и предложить им её, а будут ли они её соблюдать, посмотрим.
Как призналась Стружкова её "Лисы" не существенно, но всё же отличаются от оригинала Ульриха Хуба, и за этим стоит вовсе не письменное изменение текста, а, скорее, его интерпретация режиссёром, и то, как он к нему обращается. "Мы проводили эксперименты и проверяли, как наши дети реагируют на спектакль. Знаете, они это делают намного быстрее, понимают его с другой стороны. Для меня было также важно, чтобы у нас в спектакле присутствовали немного другие вещи. У нас другой аэропорт. Это не изменение текста, а то, как мы его читаем. Ведь пьеса - это подслушанный и записанный разговор, и сами артисты его должны прочувствовать".
После того как Полина Стружкова была вынуждена покинуть пресс-конференцию, чтобы заняться подготовкой к премьере, беседа плавно перетекла из творческого русла в финансовое. То, что театр давно уже нуждается в капитальном ремонте, не раз подчёркивала Елена Мамонтова. "Несмотря на то, что вопрос о федеральных деньгах стоит, театральный сезон нужно отработать, а даже, скорее, и два, и мы этим очень озабочены. В прошлом году мы били тревогу, потому что в театре холодно. Министерство культуры откликнулась, и всё, что смогли, мы срочно сделали".
В частности зрительный зал в котором зрители уже не первый сезон замерзали, наконец был утеплён, новые батареи позволят поддерживать в театре нормальную температуру.
- У нас вдоль зала на стены было установлено 10 батарей. Это не электрическое отопление, которое можно включить и выключить. Паровое отопление способствует поддержанию некоего баланса. Кроме этого, мы наконец решили проблему выездных ворот, потому что на сцене у нас был страшный сквозняк. Их никто не ремонтировал, и с 1967 года, как они были деревянными, так со всеми щелями и работали до июля. Мы сделали вторые ворота, которые консервируют этот въезд, они были подготовлены специально для ТЮЗа, - заявила Мамонтова. - Так что тепло на сцене.
Упомянула Мамонтова и о полученном недавно гранте, который был выделен омскому ТЮЗу на реализацию творческого проекта "Создание постановки и показа спектакля "Маленькие трагедии. Опыт драматических изучений" по произведению А.С. Пушкина". Отметила зам худрука и то, что интересы ТЮЗа никто не лоббировал: "Мы оказались четвёртыми в стране, и не было распоряжения, что грант нужно дать именно Омскому ТЮЗу, а Драме, например, не дать. Все были в равных позициях, из Омска заявки подавали 6 театров. Мы получили 8 миллионов".
После Владимир Золотарь вскользь "пробежался" по обновлённому репертуару. Он отметил, что в театре появятся постановки Олега Молитвина "Битвы по средам" и Андрея Корионова "Собиратель пуль", эскизы которых были показаны на лаборатории молодой режиссуры весной. Кроме этого, ожидается постановка военной истории к 70-летию со дня Великой победы.
А вот спектакль об омских хоккейных болельщиках пока находится на стадии "поиска каналов и контактов". Напомним, что о планах поставить в Омске первый спектакль в стиле вербатим, в основу которого ложатся реальные прототипы и их монологи или диалоги, записанные на диктофон и произносимые со сцены актёрами, Владимир Золотарь рассказал ещё в июне. Идея поставить такой спектакль в Омске возникла в разговоре с известным столичным театральным критиком, экспертом премии "Золотая Маска", программным директором омского фестиваля "Академия" Александром Висловым.
- Мы нашли их во всех болельщицких организациях. Мы отнеслись к этому очень серьёзно и искали совершенно необычные истории. Нашлось много желающих, кому есть что рассказать, и даже у нас в театре есть болельщики с 15-летним стажем. Ни одна история не стоит на месте, и всё о чём было оговорено, сейчас нарабатывается.
Не стали скрывать от журналистов, что труппа ТЮЗа потеряла одного артиста - в Челябинский театр оперы и балета перешёл Павел Локшин. Пополнился в свою очередь театр тремя артистами из алтайского театра и двумя актёрами, пришедшими из омского Пятого театра. "У нас нет острой необходимости в кадрах, артисты нам нужны не для количества. Нужны именно те, кто сможет вытянуть объём, и те, в ком есть потенциал, и они смогут потянуть большую роль", - резюмировал Золотарь.