Специалисты ПАО "Ростелеком" провели прямую трансляцию с заинтересованными сторонами и представителями российских СМИ. Они обсудили цифровые социальные инновации и подведение итогов отчётной кампании 2022-2023 годов. Также поговорили о концепции Отчёта об устойчивом развитии 2023 года.
Директор Департамента внешних коммуникаций и корпоративной социальной ответственности ПАО "Ростелеком" Юлиана Соколенко в своём выступлении отметила темы, которые легли в основу отчёта компании за 2023 год.
В целом за прошедшие годы "Ростелеком" прошёл большой путь от телекомоператора до современной цифровой компании и сегодня является одним из основных драйверов цифровой экономики России.
Руководитель социальной политики и специальных проектов Департамента внешних коммуникаций и корпоративной социальной политики компании Наталья Белошицкая пояснила, что прошедший 2023 год для "Ростелекома" был непростым, но компания достойно выдержала все испытания.
По её словам, главное достижение прошедшего года - это устранение цифрового неравенства. Минцифры заказало компании провести надёжную голосовую связь и скоростной интернет в посёлки и деревни страны. И компания успешно с этим справляется.
- За это время мы подключили почти 3 тысячи поселений. Это была сложная задача. И оборудование приходилось доставлять буквально по земле, воде и воздуху. Но радость и искренняя благодарность жителей сильно вдохновляют нас на дальнейшую работу. Это важнейший социальный проект, который нужен миллионам людей. Мы много делаем для развития культуры использования интернета, в особенности для детей и пожилых. Проводим лекции по кибербезопасности, выпускаем учебные пособия, сотрудничаем с ведущими НКО в этой области. Почти 30 тысяч пенсионеров прошли наши курсы компьютерной грамотности. Мы продолжили развивать социальные проекты с нашими партнёрами. Волонтёрство стало неотъемлемой частью нашей корпоративной культуры. И в прошлом году почти 5 тысяч наших сотрудников приняли участие в добровольческом движении. Мы осуществили почти 400 проектов. Это неравнодушие делает мир лучше и дарит надежду тем, кто сталкивается с какими-то трудностями. Год был насыщенным, нам есть что рассказать в отчёте, - заявила Наталья.
КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ И КУЗНИЦА КАДРОВ
О некоторых направлениях хочется рассказать подробнее. Например, на этой онлайн-встрече директор центра противодействия кибератакам Solar JSOC ГК "Солар" Владимир Дрюков рассказал о том, что было проделано компанией в области кибербезопасности. Своё выступление спикер начал с того, что последние годы специалисты наблюдают резкий рост хакерских атак. Те самые пресловутые DDos-атаки. В 2022 году - в первой половине 2023 года атаки были направлены в первую очередь на доступность, то есть хакеры подвергали атакам ключевые инфраструктуры и демонстрировали, что именно в этом месте они недоступны. Их основной задачей было снизить репутацию объектов инфраструктуры. Во второй половине ушедшего года ситуация изменилась.
В компании есть много инициатив, касающихся безопасности. Например, в прошлом году она запустила большой исследовательский центр под названием Solar 4Rays. Он занимается агрегацией и обработкой данных о действиях злоумышленников.
- Таким образом, мы можем разобраться, как хакеры пытаются ломать самые разные российские компании, органы госвласти и каким образом эти атаки строятся. Сейчас мы обрабатываем огромное количество данных и пытаемся потихоньку тут применять искусственный интеллект. Занимаемся прогнозированием, потому что чем больше будем знать про визави на тёмной стороне, тем проще нам будет защищаться. Что ещё важно для Solar 4Rays: большое количество информации мы публикуем в интернете. Например, два-три месяца назад наша команда делала разбор работы одного из вирусов-шифровальщиков, и нам удалось найти недостатки кода и написать программу-дешифратор. Мы также опубликовали её в нашем паблике, чтобы все наши заказчики и компании страны могли воспользоваться ей в случае, если этот вирус их атаковал, - пояснил Владимир.
Не меньше внимания уделяется анализу DarkNet. Борьбу с информационными вбросами и фейками ведут с помощью Solar Aura. Задача специалистов в первую очередь стабилизировать состояние общества, чтобы все понимали, что информационные активы России защищены и не взламывались. И чем более значимый актив, тем меньше шансов, что из него произойдёт утечка данных пользователей.
Спикер отметил, что на рынке кибербеза большая нехватка кадров - примерно 30 тысяч человек. С ней в компании тоже пытаются работать и сразу по нескольким направлениям.
- У нас текучка кадров ниже среднего по рынку - 21 %. В то время как в среднем по стране - 30-40 %. Но важно не это, а то, что наша ключевая инвестиция с точки зрения кадров - регионы. Мы работаем в региональной сети, в первую очередь решая задачу генерации экспертизы и центра компетенции. К тому же мы пытаемся управлять рынком труда, потому что концентрация компаний в Москве максимальна, и это создает нездоровый дисбаланс между спросом и предложением. Гонка рынков зарплаты, с одной стороны, обоснована, с другой стороны, для компаний среднего звена становится невозможным получить себе хороших специалистов в штат. А для нас важно, чтобы кадровый рынок кибербеза был тоже сбалансирован. Это одна из наших задач, которую мы пытаемся решить, - отметил Дрюков.
Solar взаимодействует с 15 вузами страны. В прошлом году через стажировку в компании прошли 1500 человек, из них на постоянную работу взяли меньше 10 %. Но в результате стажировки 1300 специалистов появились на рынке труда и могут занять места в других компаниях или просто работать на благо безопасности страны. Таким образом в Solar хоть как-то пытаются сократить дефицит кадров.
ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВНУТРИ "РОСТЕЛЕКОМА"
Во время разговора стало понятно, что в "Ростелекоме" особое внимание уделяют росту и развитию сотрудников всей группы компаний. Во всех регионах, где присутствует компания, у её сотрудников есть возможность проходить обучение, повышать квалификацию, прокачивать компетенции и soft skills.
В 2023 году на обучающей платформе зарегистрировали 123 тысячи пользователей. Каждый из них в среднем провёл на портале 28 часов в год. В среднем сотрудники за год суммарно обучались 900 тысяч часов.
- Также мы создали собственную площадку "Точка роста". Это внутренний ресурс компании, в рамках которой любой сотрудник может получить поддержку консультанта, посетить сессию. Специалистами-консультантами являются также сотрудники компании. У нас работают специалисты, у которых есть запросы на развитие, которые хотят найти новую роль в компании. Есть сотрудники - квалифицированные консультанты, готовые оказать поддержку коллегам. И наконец, бизнес, у которого давно созрел запрос на новый инструмент развития, который поможет закрывать роли внутри компании собственными кандидатами, - отметила Мария.
КУРС НА КЛИЕНТОЦЕНТРИЧНОСТЬ
Чтобы компания развивалась, необходимо ориентироваться не только на кадры, но и на тех, для кого создаются сервисы и продукты. Долгосрочным приоритетом "Ростелекома" является клиентоцентричность. Суть в том, чтобы удовлетворить потребность клиента и предвосхитить его ожидания на время жизненного цикла продукта или сервиса. В таком случае отношения с клиентом становятся среднесрочными и долгосрочными.
В "Ростелекоме" утверждён и обнародован "Манифест клиентоцентричности" - главный программный документ, определяющий целевые принципы в управлении клиентским опытом, поведенческие индикаторы, отражающие целевые принципы, правила поведения в управлении клиентским опытом. Также успешно реализуется трансформационная программа "Клиентоцентричность", включающая в себя работу как с культурными установками, так и на уровнях прикладных проектов и стратегических инициатив. Кроме этого, на уровне топ-менеджмента создана дискуссионная площадка "Голос клиента" для системного выявления клиентских болей и последовательного улучшения клиентского пути. В компании клиентоцентричность обозначена ключевым приоритетом в разработке стратегии РТК-2030. Разработка стратегий сегментов и функций ведётся с учётом клиентоцентричного подхода.
ЭКОЛОГИЯ ВО ВСЁМ
Наравне с решением основных задач "Ростелеком" озабочен экологической составляющей ведения бизнеса. И это тоже будет отражено в отчёте компании. Приятно осознавать, что внутри компании практически полностью перешли на электронный документооборот (ЭДО). Исключение составляют только те документы, которые согласно закону должны быть в бумажном варианте. По сути, в компании последние 5-7 лет большое внимание уделяют цифровизации с контрагентами и сотрудниками.
Даже была разработана программа, с помощью которой можно понять, кто именно из сотрудников в данный момент запустил принтер в работу.
За прошедший год компания полностью перешла на цифровое трудоустройство. Договор о приёме на работу и другие сопутствующие документы подписываются сторонами в электронном виде. Это экономит не только бумагу (читайте: сохраняет деревья и другие ресурсы), но и время участников процесса, а также финансы компании.
- Мы внутри себя, искореняя бумагу, много процессов упростили и перевели в электронный вид. Мы практически не подписываем бумагу. Существуют редкие случаи, когда каким-то госорганам требуется подписание секретных контрактов и этого требует законодательство. Но в большинстве случаев перешли на ЭДО. Например, с Минцифрой ещё три года назад мы подписывали бумажные документы. Объём был колоссальный, за год набирался целый грузовик с подписанными контрактами только с Минцифрой. Слава богу, они вошли в наше положение, приняли предложение перейти на ЭДО. Теперь весь документооборот с ними происходит в электронном виде, и мы не тратим ни время, ни бумагу, - подчеркнул Дмитрий.
Если говорить об экономии, то переход на ЭДО - выгодный процесс.
- Мы много считали. Если считать только бумагу, которую мы сэкономили за эти два года, то это больше 200 миллионов. Если считать время сотрудников, то это на порядок больше, - уточнил главный бухгалтер.
Забота об экологии в компании проявляется не только в переходе на ЭДО, но и в других моментах. "Ростелеком" следит за всеми аспектами работы и старается снижать нагрузку на экологию, которая идёт от деятельности компании.
К примеру, по максимуму сократили количество скважин, которые обслуживают работу телекоммуникационного оборудования. В оставшихся скважинах сократили разбор воды за счёт обновления этого оборудования. После модернизации оно стало более энергоэффективно и требует меньше воды на охлаждение.
Также идёт замена и другого оборудования не только "в поле", но и в офисах компании. Сортируются отходы и сдаются на переработку. Полным ходом идёт внедрение раздельного сбора мусора в офисах "Ростелекома". Но здесь есть технические сложности, особенно в отдалённых или небольших офисах компании. В целом в компаниях установлены контейнеры для таких фракций, как бумага, пластик, стекло. В некоторых офисах также собирают алюминиевые баночки и пластиковые крышечки.
Эта и другая работа компании будет отражена в отчёте "Ростелекома" о проделанной работе в 2023 году.