Сегодня Вы узнаете, как Джон Сноу стал гладиатором в Римской империи, какого известного американского композитора поймали на плагиате русской музыки и куда уносит зрителей ветер из последнего мультфильма Хаяо Миядзаки.
Муж талантливой украинской актрисы Миллы Йовович Пол Андерсон в промежутке между съёмками очередных частей «Обители зла» решил порадовать нас историческим блокбастером «Помпеи». Дело в том, что Пол очень любит историю и вот уже много лет мечтал воссоздать на экране ужасную катастрофу - гибель римского города во время извержения вулкана Везувия. Режиссёр и хор продюсеров дружно настаивают на том, что этот фильм исторически выверен, вплоть до рисунка мозаики на полу аристократов Древнего Рима. Но мы, почитатели истории, до сих пор выдёргиваем седые волосы после просмотра одной из последних работ Пола - «Мушкетёров» 2011 года.
При ближайшем рассмотрении «Помпеи» оказываются бутафорией, солянкой из хорошо знакомых нам сюжетных ходов. Сами посудите. Римские оккупанты сеют террор на кельтских землях, вырезая целые поселения - маленький мальчик чудом остаётся в живых («Храброе сердце»). Проходят годы - перед нами уже не юнец, а лучший гладиатор провинции Майло, жаждущий избавить от гнета рабства своих друзей («Спартак», «Гладиатор»). Майло влюбляется в благородную аристократку Кассию, обручённую с римским сенатором («Титаник»). И вот тут-то жару поддаёт Везувий, внезапно пробудившийся ото сна и вызывающий землетрясения и цунами («2012»). Экшен и спецэффекты в фильме смотрятся достойно, но создатели фильма призывали вглядеться пристальнее в суть - не проглядеть историю борьбы рабов за свободу. Это и стало ошибкой: драматург из Пола Андерсона весьма посредственный, а молодые актёры не смогли улучшить ситуацию. Роль гладиатора Майло исполнил Кит Харингтон - Джон Сноу из «Игры престолов», а его партнёршей стала Эмили Браунинг - «Куколка» из «Запрещённого приёма». Из других персонажей, пожалуй, стоит отметить главного «злодея» - богатого сенатора в исполнении Кифера Сазерленда: довольно резкая смена амплуа для этого традиционно «положительного» актёра. Даже если Вы соскучились по фильмам-катастрофам, то вполне можете опоздать на «Помпеи» в кино - много не потеряете.
«Нереалистичный», «сумбурный», «посредственный и пафосный голливудский фарс» - такими эпитетами наградили мои коллеги приключенческую драму «Охотники за сокровищами». И это, несомненно, главное киноразочарование месяца и худшая режиссёрская работа Джорджа Клуни. Известный актёр ставил перед собой очень амбициозные задачи, выбрал оригинальный сценарий, основанный на реальных событиях, и собрал в своей картине звёзд первой величины. Были основания ожидать что-то в духе «Бесславных ублюдков» и «Друзей Оушена», но получился, скорее, звёздный капустник с несмешными шутками и искажением истории.
Действительно, в годы Второй мировой войны США инициировали создание специальной интернациональной группы искусствоведов, которые пытались спасти мировые шедевры от уничтожения фашистами. Музейных работников буквально десантировали в районы боевых действий в Европе, где они рисковали своей жизнью, пытаясь сохранить бесценное культурное наследие. В вариации Клуни и компании все лавры этой рискованной операции достались американцам. Европейцев в этой «интернациональной» команде «охотников за сокровищами» всего двое (англичанин и француз) - такое ощущение, что их взяли из чувства политкорректности, тем более что сценарист весьма вольно обходится с их жизнями. Так что в целом перед нашими глазами разворачивается очередная вариация на тему: «Как американцы победили во Второй мировой войне». Русским в этом фильме тоже досталось: по версии американской пропаганды, наши соотечественники озабочены не столько борьбой с фашистами, сколько погоней за наживой (медведи-то дома некормленые!). Так что бравые американцы спасают европейскую культуру и от русского варварства. Из-за недоработок сюжета актёрские таланты Мэтта Дэймона, Билла Мюррея, Джона Гудмана, Жана Дюжардена и Кейт Бланшетт просто не смогли раскрыться в полной мере. «Галопом по Европам» - именно это выражение в полной мере отражает сумбурный сюжет фильма. Похожее ощущение вызывает и музыка 5-кратного номинанта на Оскар Александра Деплы. Кстати, на берлинской премьере журналисты уличили именитого композитора в плагиате Прокофьева: основная тема фильма уж слишком подозрительно напоминает мотив из «Пети и волка».
«Уцелевший» - по-американски патриотичная военная драма режиссёра Питера Берга. Довольно популярный жанр в США: государство часто оказывает финансовую поддержку студиям, снимающим фильмы про американскую армию. В большинстве своём это посредственные проходные кинокартины, буквально тычущие в лицо зрителя «звёздно-полосатым знаменем». Но у «Уцелевшего» другая история. Деньги на фильмы собирали буквально всем миром, многие члены команды работали за символическую оплату. У картины довольно скромный по современным меркам бюджет - около 40 миллионов долларов. Для сравнения у тех же «Охотников за сокровищами» - 70 миллионов. Но «Уцелевший» уже трижды отбил свой бюджет, причем, у себя на родине.
Фильм снят по реальным событиям: в 2005 году в Афганистане отряд американских солдат попадает в засаду - погибают все, кроме одного. Жуткому пути одиночки к своим и посвящён фильм. Главную роль исполнил весьма характерный актёр Марк Уолберг - этакий американский Гоша Куценко, играющий однотипные роли «крутого парня» в боевиках и комедиях. Впрочем, роль оказалась гораздо глубже, и Уолберг с ней успешно справился. Реализма фильму добавляют кадры документальной хроники, к тому же в съемках принимали участие ветераны войны в Афганистане. Несмотря на политизированность и прославление подвигов американских солдат в Афганистане, это во многом антивоенный фильм. Он не стремится разжевать нам, кто был прав, а кто виноват в той войне, но показывает нам истории людей, попавших в её мясорубку. Отсутствует разделение на «чёрное» и «белое», «демонизация» противника - именно афганец спасает главного героя от смерти. Из кинематографических ориентиров можно назвать «Чёрного ястреба» и «Взвод». Стоит отметить, что фильм номинирован на соискание Оскара за «Лучший звук» и «Лучший монтаж звука», и в полной мере оценить эту составляющую картины лучше всего получится в кинотеатре.
На этой неделе наконец-то выходит в российский прокат мультфильм «Ветер крепчает» культового японского режиссёра Хаяо Миядзаки. Это десятая полнометражная работа мастера и, к сожалению, последняя. В прошлом году 72-летний мастер анимации заявил о намерении уйти на покой, что ещё больше подогрело интерес к его заключительной работе. В основе сюжета вольное переложение биографии японского авиаконструктора Дзиро Хорикоси, работавшего в одном из крупнейших японских концернов Mitsubishi (эта же компания стала спонсором фильма).
Название фильма является отсылкой к строчке стихотворения Поля Валери «Кладбище у моря»: «Крепчает ветер!.. Значит - жить старайся!». Кинокартина соткана из параллелей между жизнью отдельного человека и жизнью целого государства: в 20 веке Япония прошла через множество катаклизмов и войн, и преодолев это, стала одной из самых технологически развитых стран мира. В первую очередь японский режиссёр посвятил эту кинокартину своей Родине. Поэтому и безоговорочно рекомендовать её стоит лишь ценителям японской культуры. В сравнении с предыдущими работами мастера эта наиболее зрелая: мультфильм рассчитан на взрослую аудиторию, так что маленьких детей на него вести смысла нет. Крепчающий ветер навевает размышления о смысле собственной жизни и учит нас быть сильнее.