
Свободное время • 10 августа 2025, 16:50
Автор: Омск Здесь
Прошлым летом Омск принимал привозную творческую лабораторию "Выход в город". Смотрим, как паблик-арт, призванный объединить художественные практики с городской средой, живёт спустя год.
Преддверие Дня города (годичной давности) заметно разнообразила междисциплинарная лаборатория "Выход в город", организованная Московским музеем современного искусства (ММОМА) при участии омских общественных деятелей и организаций. За лёгким официозом раскрывался проект про творчество и благоустройство одновременно. Метаидея - буквально выйти в город и подарить немного любви к Омску, который стал одним из трёх городов, где прошли творческие практики.
- Когда ты внутри, в какой-то момент перестаёшь любить свой город, глаз замыливается. В течение, допустим, 20 лет ты знаешь, что всё плохо, и не видишь, как что-то поменялось. Другой взгляд человека, который влюбился в какие-то трещинки, даёт возможность эти трещинки принять, - поясняла в разговоре с "Омск Здесь" куратор и автор лабораторий Лиза Савина.

Инсталляция "Встреча" Полины Шумковой и Родиона Атаулина (аудиопроигрыватель под скамейкой, установленной в Омске в память о встрече Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова). Фото 2024 года
Арт-работы, причём не всегда материальные, создавались прямо в процессе взаимодействия участников из разных регионов между собой и с самим городом. Итогом этих "исследований" стали 17 реализованных идей и семь преображённых локаций, вызывающих наблюдателей на диалог. "Омск Здесь" прогулялся по местам, где всё ещё можно найти оставленные художниками высказывания.
Граффити Ярослава Ковалёва и Михаила Мизина "Орнамент на фундаментах. Археология" по-прежнему находится на подпорной стене между главным корпусом ОмГПУ и зданием на набережной Тухачевского, 12. Год назад первый из соавторов предполагал, что "наверное, у людей рука не поднимется написать что-то сверху. А даже если напишут, это станет частью композиции".
- В чёрный цвет мы заложили очень глубокий смысл. Это нефть, недра земли и что-то неизвестное. Чёрная дыра - это не что-то ужасное, просто неизвестное на данный момент. Также и с чёрным цветом. Я хотел показать, что это не негатив. Работа делалась на фундаменте, который вырастает из земли, а с ним и наша история. Трафаретные рисунки - это отпечаток прошлого, настоящего и немного будущего. Сверху - многоэтажки, пониже - маленькие дома, деревни, под ними - орнамент, чуть ниже - первобытный слой, и так до динозавров, - объяснял замысел художник Ярослав Ковалёв.

Свежее фото
Орнамент, использованный в граффити, неслучаен. Это отсылка к крестинскому локальному бренду, о котором рассказывали участникам лаборатории. Он же воплотился и на самом пединституте: у главного входа находится инсталляция "Стенография" Аси Фрикель. В прошлом году здесь же висел и коврик художницы, тоже сплетённый в традиционной технике села Крестики.
- Работа на здании хорошо перенесла снежную зиму, её пара - ковёр - в фонде музея ОмГПУ, - уточнила "Омск Здесь" директор Центра коммуникации и управления проектами ОмГПУ Ирина Прохорова.

Фото этого года и прошлого
Масштабная и неочевидная работа авторства Матвея Фатеева находится в метропереходе под Красным Путём и будто мотивирует чаще поднимать взгляд от пола.
- Когда ты работаешь в городе, ты должен быть готов к постоянно меняющимся обстоятельствам. Изначально мы планировали работу на полу. Когда были готовы наносить, выяснилось, что начнётся ремонт и что не сможем работать во всём переходе, а только в одном коридоре, - поясняла Лиза Савина. - Любой подобный проект - это всегда большое количество согласований и предварительной работы <…>. Всегда есть риск. И надо готовить художника, чтобы он понимал это, чтобы не было стресса. Нужно быть очень гибким.
Тем не менее огромный "ковёр" всё ещё живёт на потолке перехода.

Свежее фото
Четвёртый арт-объект, который оставался в городском пространстве после завершения фестиваля, - камень в Северо-Театральном сквере возле Омской драмы. Это один из валунов, расставленных несколько лет назад при благоустройстве территории, а отличала его табличка, оммаж Фёдору Достоевскому: "Красоту спасёт мир". По мнению художниц арт-группы "Малышки 18:22", сестёр Аксиньи и Ники Сарычевых, пора миру "поработать" на красоту.
Лозунг довольно долго сохранялся на своём месте, где его могли рассмотреть особо внимательные, но с некоторых пор всё же пропал. Относиться к этому можно по-разному: или как к акту классического вандализма, или признанию сподвижника идеи, пожелавшего забрать арт-объект в личную коллекцию, или новому витку творческого процесса. Как в случае со знаменитым и очень дорогим бананом итальянского художника Маурицио Каттелана, который то и дело кто-нибудь съедает: повреждение произведения искусства может рассматриваться как отдельное произведение искусства.

Как было и как стало
Своеобразный манифест открытости города и городского искусства был зашит в двух других идеях "Малышек 18:22": магический портал и альтернативный герб Омска.
- "Нежный Омск" - это интерпретация легенды о закрытом городе и невозможности уехать из него. Нам кажется, что эта теория связана с изображением глухой стены на гербе. Мы разработали альтернативный герб города, на нём изобразили вместо глухой стены арку, как символ свободного и уникального пути, облака, отражающие величественную красоту природы Омска, розовый цвет - незабываемые рассветы и закаты и сердце - любовь к городу, - делилась Ника Сарычева.

"Нежный Омск" и "Магический портал". Фото 2024 года
Эту работу, как и остальные, уже не готовили к "уличной жизни". Пельмешки, слепленные в рамках перформанса "Искусство, удовлетворяющее базовые потребности" на берегу Омской крепости, и вовсе были сразу уничтожены (то есть съедены).
- Работы экспонировались в дни работы лаборатории в музейном дворике. Часть объектов не предполагала длительного размещения в уличном пространстве (VR-, видео- и аудиоинсталляции), поэтому их можно было увидеть только в дни "Выхода в город". Несколько объектов остались в пространстве дворика на весь прошедший сезон и в настоящее время демонтированы, поскольку также являлись временными уличными паблик-арт-объектами, - рассказали нам в музее, принимавшем семь проектов.
Проект ".юрта" Михаила Мизина и Руслана Нурмагамбетова, рассказывающий о креативных кочевниках, в том же 2024 году перекочевал на фестиваль "ТужиАрт" в Забайкалье, уточнили в ММОМА.
А вот "Футуроксиноскоп" Дарьи Украинской и Алёны Шапарь, который отсылал к эпатажному футуристу Давиду Бурлюку и который в прошлом году все желающие могли покрутить на набережной Оми, ещё можно поискать в детской художественной школе № 3, как и инсталляции "Стихии Омска", переданные учебному заведению на хранение.

Фото: Илья Петров
Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/culture/89349.html