Вчера состоялось седьмое, уже последнее, обсуждение Стратегии развития Омска до 2025 года. Эксперты и чиновники высказали свои предложения по проработке направления "Рост конкурентоспособности социальной среды города Омска" в части реализации концепции "Повышение эффективности системы муниципального и общественного управления".
Напомним, концепцию Стратегии развития Омска уже успели оценить предприниматели. Бизнес-сообщество пришло к выводу, что название документа, равно как и его содержание, не слишком конкретно. Промышленники, в свою очередь, посетовали на некачественную работу с молодыми кадрами и вслед за бизнесменами обвинили мэрию в нежелании идти на диалог. Эксперты в области транспорта посоветовали чиновникам быть реалистичнее и умерить свой финансовый пыл. Экологи и журналисты и вовсе призвали чиновников слушать не градостроительный план, а мнение горожан. Между тем, стратегия развития Омска до 2025 года всё-таки нашла одобрение в социальной сфере. Эксперты признали, что город действительно становится доступным для маломобильных граждан. Однако уже через неделю чиновников и вовсе обвинили в том, что их настиг "вирус безумия".
Сегодня разработчики стратегического документа вынесли на суд экспертов тему развития государственно-частного и муниципально-частного партнерства. Они предложили обсудить то, как повысить эффективность управления муниципальным имуществом города Омска и наладить работу по управлению городским бюджетом. Кроме того, на повестке дня стоял вопрос оценки деятельности омских чиновников и их "открытость" населению. Однако главный механизм формирования взаимодействия с гражданами городские чиновники узрели совсем в другом - в системе территориального общественного самоуправления. Мэрия надеется на законодательные инициативы от КТОСов, а также на приток молодёжи в ряды активистов.
- Основная система повышения качества муниципального самоуправления в концепции стратегии развития видится в совершенствовании системы территориального общественного самоуправления, - заявила первый заместитель директора Департамента общественных отношений и социальной политики администрации города Омска Ольга Донник. - Сейчас в Омске действует 76 комитетов КТОС, и 98% территории города охвачены территориальным самоуправлением. Главный фактор, объединяющий все КТОсы - сами люди. Сегодня в территориальном самоуправлении участвует более 20 тысяч человек, и это немало. Нужно привлекать молодёжь, новые технологии. Мы заинтересованы в развитии территориального самоуправления в обеспечении правовой и экономической базы.
Однако кадровый состав пока не в полной мере отвечает этим задачам, да и вовлекать в сферу ЖКХ молодёжь пока тоже не под силу муниципалитету. Для того чтобы повысить социальную активность населения, чиновники планируют проводить семинары при КТОСах, а также совершенствовать внутреннюю систему территориальных управлений. "Основной резерв - привлечение молодёжи. Комитеты сейчас нацелены на то, чтобы как можно больше привлекать молодёжь и внушать им, что общественная работа тоже может приносить плоды. Ещё один выход мы видим в информационной поддержке - чтобы как можно больше это освещалось, чтобы как можно лучше оптимизировать эту работу".
Конкретный вариант оптимизации работы - геосоциальный сервис "Электронный регион". О нём поведал предприниматель, руководитель проекта "Электронный регион" Александр Гончарук.
- У нас в городе много бытовых проблем. Например, ямы на дорогах или разбит какой-то фонарь, или проблемы в образовательной и медицинской сфере. Наш проект состоит из сайта и мобильного приложения - то есть, то что может фиксировать нарушения. Иными словами, человек, который увидел нарушение, фотографирует его. Автоматически его информация приходит на сайт - фотография и геолокация. Если нет возможности заснять, можно позвонить в наш call-центр. После проверки на карте проекта флажком будет отмечено, что действительно есть такая проблема. Кроме того, будет написано, сколько человек указало на это нарушение. Таким образом мы будем отслеживать, какие проблемы приоритетны. Запросы будут отправляться в различные службы и ведомства.
Другое "проблемное поле" обрисовала директор департамента информационной политики мэрии Ирина Загатова. Она роптала на порой противоречивую информированность всех категорий граждан о деятельности администрации города, как со стороны СМИ, так и со стороны своих коллег.
- Мы понимаем, что местное самоуправление - это площадка коллегиальных решений. И мы в последнее время всё чаще чувствуем непонимание и противоречия, - пояснила Загатова. - За пять дней нашей плотной работы с журналистами появляется порядка 300 материалов. Я считаю, что это много, и это хорошее информационное поле для мэрии.
Посетовала главный информационнщик муниципалитета и на то, что её ведомство обвиняют в тратах бюджетных денег на чиновничий пиар: "Мой опыт и существующий анализ органов государственной власти доказывают, что у власти также должна быть медийная площадка, с помощью которой можно было бы доносить свою позицию. Я думаю, мы все в детстве играли в такую игру, как "испорченный телефон". Есть желание доносить свою позицию до максимального количества горожан. Ведь если мы пишем что-то в газету "Вечерний Омск", учредителями которой являемся, мы понимаем, что далеко не все её читают. С другими редакциями у нас также сложились конструктивные и партнёрские отношения. И мы понимаем, что критики в наш адрес тоже раздается много".
Ещё один критерий, по которому судят о доступности власти - открытость первого лица. В этом, по её словам, тоже комар носа не подточит: "Мэрия открыто работает в этом направлении, и один из форматов - аппаратные совещания. И каждый журналист после него может получить абсолютно любой комментарий и ответ на любой вопрос".
Из приглашённых экспертов пожелал высказать свои критические замечания разве что руководитель компании "Шейко и коллеги" Дмитрий Шейко. Сама концепция ему пришлась по душе, но главного вопроса он в ней, к своему сожалению, так и не обнаружил.
Нужно провести реформу местного самоуправления. Не только в Омске, но и в других городах. Это и взаимодействие с КТОСами, и открытость власти. Вы заметьте, все три темы заявлены были: и управление, и открытость, но всё время звучит в ваших выступлениях слово "власть". И у нас в городе-миллионике нет местного самоуправления де-факто. Сравните с районами - там уровень самоуправления в поселении, а в районах есть центры. Тем самым избранные депутаты приближены к населению. Ведь граждане нуждаются в местном самоуправлении, а не во власти. Вчера прочитал в городской газете цитату нашего мэра о том, что нужно грамотно выстроить стратегию самоуправления. Мне кажется, нужно внести это и в эту концепцию, и инициатором-то её на уровне Госдумы был бывший мэр Омска. От этого у нас будут районные советы и бюджеты в районах. Почему это не звучит в стратегии? - вопрошал юрист.
КТОС же, по его словам, общественная организация, которая не успевает помогать власти в решении насущных проблема только лишь потому, что вынуждена стоять с протянутой рукой за грантами. Мэрия хоть и откликается на просьбы горожан, но связующего звена между властью и народом по-прежнему нет: "Это нужно не только в стратегию вложить, но и выйти с этим на федеральный уровень, а Омск стал пилотным по реализации данной стратегии, да и взять федеральные деньги".
К замечаниям в муниципальный огород мэрия отнеслась, как всегда, с пониманием, впрочем, обещать ничего не стала. Возможно, что уже в скором времени эти предложения с довеском инициатив прошлых площадок, будут представлены на суд омичей в обобщающем документе "Стратегия развития Омска до 2025 года".
так положено же представить к 1 июля уже предложения по проведению этой самой реформы, которая должна совершиться в России в 2014 году, - вот и толкут поэтому (что-то же надо наверх начальству московскому послать)
Опять воду в ступе потолкли