"Свитер и очки не ношу". Программисты развеяли мифы о себе
Общество  •  СИ «Омск Здесь» 13 сентября 2022, 19:02  •  печать

"Свитер и очки не ношу". Программисты развеяли мифы о себе

Продолжаем отмечать День программиста. Среди действующих специалистов и студентов провели опрос и получили интересные ответы. Оказалось, что айтишники - ребята не только творческие, но и с юмором.

Большинство людей, ведомые стереотипами, рисуют образ странного айтишника: нелюдимый, замкнутый человек, который всё время ходит в свитере, очках и небритый. А ещё он не разгибаясь целыми днями сидит за компом и с дикой скоростью что-то печатает. И он обязательно злится, когда его отвлекают.

На самом деле эти ребята совсем другие. Они творческие, любознательные, любят шутить и общаться с разными людьми, особенно, если собеседник интеллектуально подкован. Программисты, специалисты сферы ИТ часто находятся в процессе изучения чего-то нового. Они легки на подъём и умеют работать в команде.

В честь Дня программиста мы провели опрос среди опытных, молодых ИТ-специалистов и студентов. На наше предложение с удовольствием откликнулись сотрудники компании "Джемс Девелопмент" и студенты ОмГТУ.

Мы спросили у них:

А ранее их коллеги и сайт "Омск Здесь" поздравили всех причастных к ИТ-сфере с их профессиональным праздником.

Евгений Аношин, UX/UI-дизайнер, 5 лет в ИТ

- Я пришёл к этой профессии постепенно, эволюционировав из графического дизайнера. Привлекает она меня тем, что объединяет в себе творческую и техническую работу. Мне нравится не только создавать интерфейс для цифрового продукта, но и поддерживать и развивать его. Несмотря на то, что UX/UI-дизайнер редко пишет код, он такой же разработчик, как и все, кто работает с цифровым продуктом. Ты можешь не писать код руками, но ты обязан знать, как устроено твоё приложение, следить за процессом разработки и тестировки, находить баги и понимать технические ограничения, которые влияют напрямую на твою работу. Продуктовый дизайнер - это катализатор процесса разработки, который не только работает над удобством и приятным внешним видом приложения, но и исключает всевозможные ошибки и переделки до начала работы программистов. Трудности, с которыми сталкиваюсь в работе, - это поиск общего языка с разработчиками, пользователями и внутренним художником. Приходится изучать много нового, моделировать уникальные случаи пользовательского опыта и рассматривать его с разных сторон. Продуктовый дизайнер - это человек, который не может позволить себе иметь одну точку зрения. Даже не знаю, что заставит меня уйти из профессии - наверное, слепота или смерть) Хотя в первом случае можно будет заниматься интерфейсом для слепых. Лично я ощущаю поддержку государства. Выражается она в упрощении условий для работы иностранных специалистов, кем я и являюсь.

Виктор Мозжерин, разработчик, 12 лет в ИТ

- Ещё со школы завораживали компьютеры и программирование: возможность реализовывать идеи в виде алгоритмов, наблюдать ход их выполнения, понимать сущность сложных систем - это очень интересно. А в современном мире ПО - неотъемлемая часть жизни. Рад, что есть возможность делать мир лучше. На мой взгляд, программист - это не тот, кто пишет программный код, ведь выучить язык в современных реалиях не так сложно, тем более, столько источников знаний. В первую очередь это тот, кто занимается обдумыванием сути задачи, строит алгоритмы и план решения. Старается изучить альтернативы и выбрать наилучшее решение.

Если говорить о трудностях, то зачастую возникают задачи в новых предметных областях, с использованием новых технологий, которые мы не затрагивали ранее, долгим общением, задачи с множеством альтернативных решений. В первую очередь помогает поддержка коллег - мы всегда обсуждаем такие сложные моменты, и если кто-то заходит в тупик, то совместно вырабатываем решение. К тому же профессия предполагает постоянное обучение. Я считаю, что если не изучать новое и не продвигаться на следующий уровень знаний, то стояние на месте равноценно шагам назад. Необходимо следить за технологиями, нововведениями, изучать новое. Очень важно планирование как рабочих задач, так и вне работы. Грамотно распланированные месяц, неделя, день помогают уделить время основной задаче на работе, найти время на обучение, а также выделить время для отдыха. Ну и последнее - время от времени нужно разгружать голову, гулять, отвлекаться от монитора.

Пока есть интерес, возможность применять свои знания на пользу, стремление к изучению нового - нет смысла оставлять профессию.

Андрей Максименко, системный аналитик, 19 лет в ИТ

- Интересно погружаться в суть бизнес-процессов, искать новые идеи, исследовать мир через ИТ-призму. Всегда приятно, когда процессы удаётся модернизировать или автоматизировать, когда идеи становятся рабочими решениями. Мотивирует командная работа. А процесс приобретения новых знаний и навыков никогда не кончается. Я разработчик ИТ-решений, как аналитик прорабатываю идеи для развития информационных систем, программировать мне не приходится. Но нужно уметь держать фокус на текущей задаче. Нужно уметь быстро входить в состояние потока. Если забудешь отдыхать - привет выгорание и депрессия. Справляюсь с этим так:

  1. тренирую позитивные привычки;
  2. развиваю софтскилы;
  3. иногда отдыхаю))

Из профессии уйду только в случае болезни или выигрыша джекпота в лотерею. Хотя нет, джекпот пошёл бы на реализацию новых проектов в ИТ-сфере.

Скоро уже дочь будет искать работу. Я бы хотел, чтобы она попала в такой коллектив, как у нас в компании. У нас так устроен процесс, что поддержка более опытных коллег происходит как бы сама собой. Мы обмениваемся опытом, знаниями и идеями в процессе работы, успеваем выделять время на воркшопы, митапы и самосовершенствование.

Игорь Баканов, специалист внедрения информационных систем, 3 месяца в ИТ

- Бывает так, что не ты выбираешь профессию, а она тебя. Так получилось, что моих навыков пока недостаточно для чего-то кроме. Печально ли это? Нет! Это повод для развития. В этом и вся прелесть ИТ-сферы - это безграничные возможности для развития и поиска себя в том, что тебе по душе. Опытные коллеги для меня как ориентиры, векторы развития. И, да, все мы тут немного программисты, так как работаем с программным продуктом и делаем его лучше для наших пользователей. Трудность - это суть работы. С ней не надо справляться - её надо работать.

Дмитрий Шамрик, разработчик, 6 лет в ИТ

- Я с детства увлекаюсь компьютерами и, когда пришло время выбирать, я без колебаний решил, что буду программистом. Хотя слово "программист" мне не очень нравится, ведь программист - это тот, кто пишет код, может реализовать какую-то конкретную задачу. А разработчик не просто что-то программирует, он создаёт целостный продукт, разбирается с деталями, архитектурой, концепцией. Я видел, как с каждым годом процессы информатизации, автоматизации и цифровизации меняют мир вокруг, как для рядового потребителя, так и для крупных корпораций и гигантских заводов - внедряются различные процессы, технологии, появляются различные устройства, гаджеты и сервисы. Чтобы всё это создавать, поддерживать и развивать, требуются в том числе и разработчики. Что в свою очередь значит огромный выбор сферы деятельности, конкурентная заработная плата, интересная работа и постоянное развитие. Что меня привлекает в профессии? Прежде всего это возможность творить, разрабатывать программные продукты и решения, возможность внести свой вклад в работу над тем, чем будут пользоваться люди. Так сказать, приложить руку к прекрасному. Также работа программистом - это постоянное совершенствование, непрерывное движение вперёд, изучение чего-то нового. Я думаю, в данное время наша профессия актуальна как никогда ранее. Все трудности, с которыми приходится сталкиваться в процессе работы, решаются путём углублённого изучения документации, чтением книг, изучением специализированных форумов, проведением опытов и, конечно же, помощью коллег.

Уйду из профессии, если мир откажется от IT и вернётся в доцифровую эпоху, что с проникновением IT в каждую часть нашей повседневной жизни уже невозможно.

Дмитрий Долгушин, ведущий разработчик, 15 лет в ИТ

- С детства любил конструкторы. В вузе стало интересно писать программы, это своего рода инженерное дело, где можно соединять разные элементы для того, чтобы они совместно решали какую-то задачу. Свитер и очки не ношу, но программы периодически пишу, поэтому можно сказать, что я программист. В некоторых задачах не обойтись без помощи более опытных коллег, которые, благо, есть в окружении и в трудную минуту всегда приходят на помощь. К тому же практически в любой трудной ситуации спасает спортплощадка с турником и брусьями. И здоровый сон.

Алексей Нигрей, разработчик, 4 года в ИТ

В нашей профессии можно делать классные проекты, которые направлены на улучшение качества работы определённых отраслей частного бизнеса и государства или в целом на улучшение жизни людей. Приятно осознавать свой вклад в такое. В своей работе я решаю определённые технические и бизнес-задачи при помощи написания программного кода, поэтому тоже могут отмечать сегодняшний праздник. В нашей работе бывают свои трудности. Бывают ситуации, когда требуется помощь или совет более опытного коллеги. В IT-компаниях разработчики обычно очень сплочённый коллектив, и все охотно помогают друг другу, ведь это положительно влияет на общий результат команды или компании. Трудности нужно рассматривать не как бетонные стены, а как трамплины для роста.

Лично для меня в этом году поддержка государством ощущается более значительно, чем раньше, так как появилась льготная программа ипотеки для IT-специалистов. А это поможет снизить финансовую нагрузку, спокойно развиваться самим и развивать региональный сектор IT.

Уйти из профессии? Нет! Землетрясение, ураган, наводнение и т. д., скорее всего, заставят меня взять паузу на время, но не более.

Дмитрий Передера, разработчик, 15 лет в ИТ

- Мне нравится делать жизнь людей проще. Я в восторге от того, что делаю штуки, которые помогают и которыми многие пользуются. Я пишу программы, при необходимости внедряю и сопровождаю. Но в первую очередь, конечно, занимаюсь разработкой. Трудности бывают всякие. Бывает, неизвестно, что именно хочет получить заказчик, нужно выяснять. Или сервисы, с которыми мы выполняем интеграцию, внезапно меняют свои протоколы, и нам приходится в срочном порядке к ним адаптироваться, т. к. от нас зависят многие. Иногда работа совсем не идёт, и нужно как-то собраться и взяться за неё - здесь помогают известные практики вроде Pomodoro. Бывает, не успеваем в срок - в таких ситуациях нужно переосмысливать подход, возможно, усекать ожидаемый результат. Бывают затыки - здесь важно слишком глубоко не закапываться, а попросить взгляд со стороны у коллег. Но это всё преодолимо, особенно в команде. У нас крутые специалисты.

Екатерина Шайдулина, системный аналитик, полтора года в ИТ

Когда сталкиваешься каждый день с различного рода задачами и находишь для них всё более изящные и элегантные решения, то уже сложно представить, что смог бы работать в другой сфере. Привыкаешь получать удовольствие от интеллектуального труда. Прямо к программистам себя не отношу, но приходится их понимать, потому что работаю с ними в команде и без этого нельзя. А с трудностями справляться мне как раз-таки и помогают разработчики.

Вениамин Китченко, тестировщик, 4 года в ИТ

- В детстве родители мне говорили, что "кампутер" только для игрушек. Поэтому я решил доказать, что это не так! К слову, не доказал)). Самое трудное для меня - это встать и идти работать. Что касается моих коллег, то они самые крутые и постоянно мне помогают. А бросить профессию меня заставят высокая пенсия и отсутствие компьютера.

Дмитрий Ульянов, разработчик-эксперт, 15 лет в ИТ

- Когда я поступал в университет, ИТ-направление было весьма престижным, плюс с техническими науками дружил куда крепче, чем с гуманитарными. Поэтому выбрал будущую профессию без особых сомнений и работаю в ней уже лет 12 или даже 15, если считать ранние проекты на фрилансе и для себя.

Моя работа цепляет тем, что даёт возможность творить. Есть и другие технические профессии, где есть свобода для мышления и действий - в конце концов, можно придумать с десяток способов, как измерить расстояние между двумя точками. Но в разработке ПО этих свобод куда больше. От продумывания концепции задачи на уровне бизнеса вместе с аналитиками, до того, как именно ты будешь писать код. Плюс знать всё в этой профессии практически нереально, всегда есть куда расти, куда развиваться, и каждый месяц найдётся что-то новое, что можно изучить и освоить. Бывают, конечно, и сложности, например, задачи, по которым никто ничего не знает, и приходится всей командой придумывать концепцию и решение, и даже спросить особо не у кого. И ты потихоньку-помаленьку шаг за шагом делаешь из непонятного понятное и приятное. Но даже такие сложности я воспринимаю как челендж, который интересно преодолевать, который прокачивает твоё понимание бизнеса и учит чему-то новому.

Так или иначе, все сложности преодолимы, и своим примером я, как старший коллега, доказываю это тем, кто помладше. Наш костяк "старичков" уже годами вместе, и мы держимся друг за дружку и всегда помогаем в сложный момент и друг другу, и новеньким.

Полагаю, что уйти из разработки меня заставит лишь бурное развитие искусственного интеллекта, который однажды всех нас заменит. Но и там я, скорее, просто переквалифицируюсь во что-то другое айтишное. Правда, мне кажется, что старость ко мне придёт раньше.

Андрей Осипов, ОмГТУ, ФИТиКС "Информационные системы и технологии" (ИСТ), 3 курс

- Вообще, по профессии я 3D-художник и UX/UI-дизайнер, занимаюсь разработкой 3D- моделей и дизайном интерфейса. Поступил на направление ИСТ по рекомендациям знакомых и не ошибся с выбором. Направление ИСТ действительно очень интересное, развивает востребованные навыки в медиаиндустрии. Сейчас работаю в компании Snowfall 3D -художником и ощутил поддержку государства, когда мы с моими коллегами выиграли грант на развитие нашей исторической игры Until the end. В процессе работы у нашей команды возникают трудности, но нам помогают в разработке наши опытные преподаватели из ОмГТУ, а также великий интернет. Моя работа действительно приносит мне удовольствие, поэтому не вижу причин отказываться от этой профессии. Тем более она очень востребована сейчас.

Роман Соколов, ОмГТУ, ФИТиКС ИСТ, 2 курс

- Со сферой ИТ связался ещё в средней школе, когда в 5 классе появились новые предметы - робототехника и программирование. Ну и класса до 11 я серьёзно занимался робототехникой и микроэлектроникой, участвовал в различных соревнованиях. Когда пришло время поступать, решил углубиться в ИТ-сферу. Мне всегда доставляло удовольствие писать код, сталкиваться с нестандартными задачами и искать к ним такой же подход. Иногда нападает лень, но большая мотивация стать хорошим разработчиком помогает справляться с ней. Помощь ощущается повсеместно, начиная от огромного количества хакатонов и соревнований, проходящих в нашей стране и очень щедро награждающих победителей (недавно как раз выиграли один из таких хакатонов и получили 200 тысяч на команду). Ну и заканчивая преподавателями, которые всегда помогут, что-то расскажут или подскажут, где можно узнать что-то новое и нужное. Даже не знаю, что может заставить меня оставить эту профессию. ИТ - настолько обширное направление, что можно заниматься буквально чем угодно, поэтому если надоест кодить, стану аналитиком или диджитал-художником, запал на обучение, думаю, будет всегда.

Галина Солодкая, ФИТиКС ИСТ, 2 курс

- Мне всегда была интересна данная сфера, в ней множество возможностей, даже выбор специализации очень обширный. Это профессия, которая в данный момент очень нужна обществу, так как большинство людей сейчас пользуются компьютерами, интернетом, так что продукты информационных технологий как никогда нужны.

В данный момент главная трудность - большой объём информации, но мы вроде с ней справляемся. Вот недавно с командой выиграли хакатон. Университет и государство предлагает множество программ, в которых можно поучаствовать и получить опыт.

Иван Певчев, ОмГТУ, ФИТиКС ИСТ, 3 курс

- В настоящее время работаю нарративным дизайнером, иногда приходится программировать. Эта профессия требует креативности и находчивости, конечно, как и везде, есть базовые вещи, которых необходимо придерживаться в работе, но однообразных и скучных задач почти не бывает. По своей сути это такое же ремесло, как, например, строительство, но только в цифровом мире. Больше всего привлекают необычные задачи и возможность видеть результаты работы.

Фото предоставлено героями публикации

Читайте также