OmskZdes.ru

Свободное время • 28 декабря 2025, 12:02

Для тех, у кого оставались вопросы. Так всё-таки "лисы не строят нор"?

Автор: Омск Здесь

 

Авторы книги и раньше начинали вместе писать, но не заканчивали. На эту рукопись ушло полтора года поочерёдной работы. С одного - синопсис, с другого - детали и вопросы в духе: "А где моя классная шутка? Я же тут оставлял".

 

В музее "Искусство Омска" прошла презентация издания, о котором мы уже рассказывали - "Лисы не строят нор" (18+). История написана в соавторстве давними друзьями - Станиславом Жогликом, главным редактором сайта "Новый Омск", и Константином Авериным, маркетологом, перебравшимся из Омска в Калининград, где он стал "Лучшим гидом России" по версии Российского географического общества.

Благодаря удачному знакомству роман увидел свет без обивания электронных почт издательств, уже заказан второй тираж книги. Первый разошёлся быстрее, чем предполагалось, и собрал десятки отзывов, а вместе с ними и вопросов (а комментарии авторы внимательно читают). Совместные поиски ответов, так совпало, проходили на фоне выставки фракталов художника Игоря Николаева, сложной геометрии изображений, в которых переплетаются частное и целое.

Константин Аверин и Станислав Жоглик

"КНИЖКА НЕ ТАК ПРОСТА, КАК КАЖЕТСЯ ВНАЧАЛЕ"

Это первое, что хотели сказать авторы. И дело тут не в том, чтобы нарастить объём интереса к книге. Она начинается "практически как стандартный женский незатейливый романчик (впрочем, написанный живым, искромётным языком), но чем дальше, тем глубже", отмечалось в отзывах.

Образ главной героини - 37-летней Алисы, у которой сын-подросток, которую внезапно для неё уволили из музея и к которой так же внезапно вернулся от бывшей подруги бывший гражданский муж, - собирательный (в книге есть эпизоды, основанные на реальности, но не этот). Кроме известных литературных персонажей прошлого, в первых строках очевидна отсылка к "героям" нашего времени - к теме голосовых помощников по дому, по жизни, знающих (по идее) ответы на все вопросы. Но ни та, ни другая Алиса не знает. Поэтому та, что ИИ, стала мемом и социально-технологическим феноменом, о котором говорят со сцены. А та, что героиня книги, в моменте решила уехать в Калининград в поисках чего-то другого.

- Мы видим, как в комментариях часто пишут, что книжка развивается одним образом, а конец как будто от другой. Костя [Аверин] говорил, что в конце два возлюбленных человека должны, условно, взяться за руки и уйти в закат. Потому что человек, который эту книжку покупает, он должен получить то, что он предполагает вначале. А я говорю, что его обязательно нужно обмануть. Как задача любого фильма сейчас - удивить зрителя, так и книжка должна постоянно обманывать. То, что лисы не строят нор, уже обман. Как нам говорят, лисы вообще-то норы роют. А "строят" - потому что наша лиса антропоморфная, - рассказал Станислав Жоглик.

 

Станислав Жоглик раскладывает книгу по принципу пирамиды Маслоу, где авторы заложили слои с повседневностью, психологией, условной мистикой и философией

ПОВЕРИТ ЛИ СТАНИСЛАВСКИЙ

"Неожиданно". Так компромиссно можно назвать оценку финала аудиторией. Но однозначно то, что развязка вызвала отклик, даже если породила желание поспорить с авторами. С одной стороны, есть мнение о том, что "в конце поведение героини не вяжется с её характером. Как сказал бы Станиславский: "Не верю!" С другой, "хотелось бы сказать, что "не верю", но так действительно бывает в жизни". В крайнем случае, всё можно списать на авторский волюнтаризм (замысел): "На мой вкус концовка должна быть несколько иной. Но это уж выбор авторов, остаётся принимать её такой, какая она есть".

- У меня были такие моменты, когда я пытался поставить себя на место главной героини и подумать, в какую сторону она пойдёт, что она будет делать. Не знаю, насколько в итоге она самостоятельна была. Возможно, что-то такое было, - отметил Константин Аверин.

По его словам, каждый из соавторов местами закладывал свои смыслы, и когда он в очередной раз прочитал книгу целиком после редактуры, то сам открыл для себя кое-что новое. Чтобы не упустить заложенные для развития идеи и не оказаться перед "вот-это-поворотом", который может поменять отношение к роману, он советует не бежать по строчкам, какой бы "обманчиво лёгкой" ни казалась история. Сейчас средний рейтинг издания на читательских порталах и в онлайн-книжных чуть меньше 4 баллов из 5. Как написал один из читателей, "самый большой минус в том, что книга очень быстро заканчивается".

"ЧЕГО ХОТЯТ ЖЕНЩИНЫ"

Второй из двух вопросов, вынесенных авторами в план встречи: зачем мужчине писать от лица девушки? Даже двум мужчинам. "Что это было? Дикий зверь что ли? Или несколько диких зверей?" - повторяли персонажи абсурдистского хоррора "Мёртвые не умирают" (18+) Джима Джармуша. То есть почему автору (авторам) не писать про то, что знакомо на собственном опыте, вместо попыток догадаться, интерпретировать непостижимое? И хотя мировая литература знает тысячи таких примеров, в том числе и признанных шедевров, сейчас не условный XVIII век, когда женщины просто были не особо вхожи в писательский круг, чтобы говорить самим за себя.

 

С "Лисами…" всё оказалось проще: история затевалась для блога Аверина, а там в основном женская аудитория, поэтому "неизбежно главной героиней должна была быть женщина". Единственное, не сразу было решено, писать от первого или от третьего лица.

- На самом деле мы не пытались описывать женщину. Мы описывали человека. Потому что нас - представителей противоположных полов - больше объединяет, чем разделяет. И только когда мы написали, задумались о том, а попали ли мы в женское мировоззрение, - пояснил Аверин, об этом же говорил его коллега

Читателям-мужчинам такой подход, судя по отзывам, "зашёл": "понравился сам стиль повествования от женской серьёзности до лисьего заигрывания". Мнение читателей-девушек разнится от "мужчинам явно не удались женские персонажи" до "интересно, когда мужчины рассуждают о женщине, её поступках и мыслях". На презентации гостьи сошлись на том, что эмуляция "скорее удалась, чем нет".

Тем не менее озвучиванием аудиокниги авторы, по их общему решению, вряд ли займутся. Оценить, как это получается, можно в проекте "Встречи с автором", где Жоглик читает первую главу романа.

Выпуск проекта "Встречи с автором" со Станиславом Жогликом

ЗАЧЕМ БУДИТЬ СТАРИКА МАЛЕВИЧА

В чём нет вопросов к обложке (к маркетологам в широком смысле), так это в обещанном обилии искусства. За счёт активного встраивания тех или иных полотен книга визуальна и мотивирует периодически обращаться к поиску в интернете. Интимные сцены здесь тоже сравниваются с живописью ("кое-что пришлось даже загуглить. В смысле работы художников", шутили пользователи), а корректорская ошибка случайно сотворила новую картину.

- Мы очень боялись, что [отсылки к живописи] сузят читательскую аудиторию. Костя постоянно спрашивал, зачем я столько нагородил, хотя, на мой взгляд, это всё гуглится по первой ссылке. Наоборот, мне казалось, что человек, который имеет отношение к искусству, разоблачит нас мгновенно, - поделился Жоглик. - В сюжете есть "тайная картина", которой на самом деле не существует. Описывая сексуальную сцену, которая была, скажем так, прозаичной, героиня говорит: "Если хотите понять, как это выглядело, разбудите старика Малевича". Очевидно, имелся в виду "Чёрный квадрат". Но корректорам показалось, что это какая-то другая картина Малевича, и фразу написали в кавычках большими буквами. Читатели, "на удивление", не смогли её найти в интернете, а друзья стали присылать нейрокартинки, как она должна выглядеть.

Оммаж "Шедеврума" художнику-авангардисту Казимиру Малевичу

ПРИ ЧЁМ ТУТ ЛИСЫ

Лисы в заглавии, они встречаются в графических зарисовках по ходу повествования, к лисьей жизнедеятельности отсылают ироничные подзаголовки.

- Я помню момент, когда у нас дома были гости и прозвучала фраза, что лисы не строят нор. Я записал её себе в заметки, и уже во время написания книжки вспомнил про неё и решил проверить, насколько это вообще правда. Первые ссылки были о том, что да, не строят, а дальше огромное количество опровержений. Мне показалось, это так забавно, что в топ поисковика вышла неправда, и это очень здорово отражает суть книги, - добавил Жоглик.

Имя героини тоже созвучно "лисе", а сама она замечена в копании если не нор, то себя. Хотя, в том, как именно пришли к "Алисе", для которой тогда уже был понятен общий сюжет, конфликт, авторы путаются. Есть история про соседку и есть - про умную колонку. Как с эффектом Расёмона, когда одно событие "вспоминается" по-разному, о чём писал "В чаще" Рюноскэ Акутагава, а Акира Куросава потом снял своего "Расёмона" (16+).

Ну и лисы встречаются на улицах реального Калининграда. Точнее, граффити, которые "населяют" его примерно с 2010-х годов за авторством художника FOX. С 2022-го они "легализованы" (как это обычно бывает, раньше лисьи арты считались вандализмом) и называются неофициальным символом города. Из недавних работ, например, "Поездка лис на трамвае за крендельками и горячем чаем на закате дня".

"ПУТЕВОДИТЕЛЬ ХОРОШИЙ НЕ ПОСОВЕТУЕТЕ?"
"ВОЗЬМИТЕ ДАНТЕ"

К слову, про Калининград. Чтобы не разочаровываться по типу "ни разу не путеводитель", нужно быть готовым, что собственно Кёнигсберга, который обычно хочет увидеть турист, в книге не то чтобы много. Даже Балтийское море, обязательный пункт путешествия по региону, будто филлерную серию, вписали в последний момент. Зато локальные заброшки узнают читатели из числа местных жителей.

- Я честно старался писать про Калининград. Но моя, наверное, миссия как гида в том, чтобы показать людям другую сторону города, которая не является попсовой, показать его периферию, глубинку, которая достаточно аутентична. В этом есть определённая профдеформация, - "сознался" писатель и гид.

Город прибытия Алисы совпадает с историей из жизни Аверина, который в 35 лет решил с семьёй переехать в новый город. Разве что поначалу точкой нового местожительства на глобусе виделась Казань, однако нашлись люди, которые отговорили. А вот город отбытия в романе прямо не называется, "чтобы люди смогли увидеть в книге себя". В начале книги, правда, зашита подсказка, основанная на музейной находке из 2020 года. Но точно можно сказать, что место, которое покинула Алиса, где-то в Сибири.


Больше о том, как работать вдвоём и не перестать общаться, удалось ли заработать на рукописи и что насчёт дальнейших планов, Константин Аверин рассказывал в интервью "Омск Здесь". Как говорят авторы, сохраняя при этом серьёзный вид, "идеи есть, чтобы написать продолжение, тем более что получился такой подвешенный финал. Но всё будет зависеть от того, когда нас экранизируют".

Фото: генерации сервиса "Шедеврум", Елизавета Медведева, архив "Омск Здесь"

 

Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/culture/90729.html