
Свободное время • 17 июня 2025, 10:50
Автор: Омск Здесь
Брют - это не только вино, но и искусство. Сыроватое, местами наивное, будучи не зашоренное правилами и стандартами. Где-то за пределами официальной культурной повестки минувшего уикенда одна андеграундная галерея и один камерный бар показали альтернативную творческую жизнь Омска.
Жилые комплексы стоят как бесконечный колумбарий,
Но пепел душ людских хранят в сберкассах ящики из стали.
Здесь, впрочем, тоже есть листва. Подчас она даже видна.
И тоже жизнь есть, но она как будто всем здесь всё должна.
Должна за свет, должна за воду, за шум и за угарный газ.
В садах здесь заперли природу для взглядов статуй мёртвых глаз.
Евгений Бутенко
В "Андер баре" на Маркса плотный воздух от числа пришедших людей и от работ, будто насыщенных эгоцентричным желанием высказаться. Думаете, слишком образно? В цокольном помещении с одним (занавешенным) окном, с чёрными кирпичными стенами это примерно так и ощущалось. Но варианта "заглянуть потом" не было: в полноценном своём виде экспозиция "Паралич взора" (18+) прожила только один день, будто в духе исчезающих сообщений в мессенджерах.


В том же темпе современности художник и предводитель творческого объединения "Левая нога" Дмитрий Вирже предлагает концепцию выставки, распечатанную шрифтом вроде Times New Roman, чтобы настроиться на контекст, и при необходимости пропустить текст через нейросети, с которыми он и сам периодически ведёт диалоги.
При этом ответа, почему после долгого молчания выставка случилась именно сейчас, нет (но не совсем). Кто авторы - тоже, чтобы из трёх десятков фамилий не выделить произнесением нескольких "избранных", нарушив тем самым важнейшие принципы галереи: отсутствия сравнительных категорий и тотального плюрализма. "То, что авторы хотели сообщить, они реализовали в своих работах". Так что вы просто ныряете в атмосферу, выхватывая то или иное имя, карандашную подпись к той или иной работе.
- Выставка была спровоцирована одним эпизодом моей жизни, - рассказал "Омск Здесь" Дмитрий Вирже. - Я был на лекции эксперта - можно кавычки поставить, можно не ставить - по искусству, и он в конце задал вопрос аудитории: для чего вообще существуют художники? Какое место они занимают в обществе? Удивительно, что ни аудитория не смогла ответить на этот вопрос, ни сам лектор, хотя всё, что мы видим вокруг нас, за исключением того, что создал небесный куратор, всё, к чему прикасается рука человека, создано силами творческих людей. Дизайн одежды, автомобиля, архитектура, мебель, часы или этот телефон. Я понял, что даже люди, имеющие отношение к искусству, поражены вот этим параличом взора.


Под медицинским термином здесь скрывается "добровольная слепота к фундаментальной роли творчества" в повседневности. Тот же Times New Roman, упомянутый неслучайно, стал результатом этого арт-процесса, когда в 1931-м типографы Стэнли Морисон и Виктор Лардент по мотивам претензии первого из них к газете The Times, состоявшей в некачественной печати, разработали новый образец шрифта.
Концепция провозглашает: ошибочно воспринимать художников праздными бездельниками, каждый объект в видимом мире содержит в себе элемент искусства. Но только творцы обладают способностью предвидеть, как будет выглядеть мир через годы.
- Совершенство уже найдено, ещё в эпоху Возрождения. Сейчас идёт эпоха поиска божественного в несовершенном. Нас учат в школе, что мы должны обязательно приблизиться к какому-то перфектному качеству или к качеству предельно иллюзорного соответствия окружающему нас миру. А на самом деле это ошибка. Как сказал один известный художник (Пабло Пикассо, известный также своими противопоставленными высказываниями, - прим. ред.), всё, что возможно вообразить в этом мире, - возможно, оно уже присутствует. Задача - не отображать виденный мир, а создавать свой. Но у нас большинство людей всё-таки получают удовольствие от реализации того, что можно опознать, испытать радость узнавания, - пояснил автор, в своё время тоже испытавший на себе классическое художественное образование.


Другим эпизодом, которому мы договорились добавить немного анонимности, поделилась омская художница Полина Бажан. Желание наблюдать прекрасное в одном из музеев диссонировало, на взгляд смотрительницы учреждения, с внешним видом гостьи, одетой в толстовку.
Напротив, на выставку в бар можно было всем, включая шерстяных четвероногих. Без оглядки на возраст, семейное положение или профессиональную состоятельность поднимались экзистенциальные вопросы и делались селфи с эпатажными работами. О нормах осязаемого мира напоминала лишь проверка на разные недоброжелательные предметы на входе.


- Мы очень хотели, чтобы объединение случилось. Когда "Левая нога" запускалась, мы с Димой [Вирже] делали мероприятие, концерт, а поскольку [помещение на Красном Пути, которое закрылось в 2023 году] не было предназначено для подобного, думали, как это совместить. С появлением у нас своего пространства Дима приходил сюда, и мы долго говорили, что было бы здорово, когда люди ходят слушать музыку, не всем, но многим из которых интересно визуальное искусство, видели бы работы художников, - припомнил в разговоре с нами музыкант, представитель промогруппы "Атас!" Даниил Белоусов. - Изначально мы волновались, что здесь проходят концерты, тяжёлая музыка, публика выпивает. Но мы увидели, что за те месяцы, сколько висит постоянная экспозиция, ничто не завандалено. Люди с уважением относятся к творчеству. Без преувеличений можно сказать, что никаких проблем с этим не было.
В статусе бара-галереи заведение живёт с декабря 2024-го: со сцены выступают локальные группы, со стен "наблюдает искусство". Остальная коллекция "Левой ноги" находится в музеях или заархивирована и "ждёт своего времени": начиная с 1998 года большую часть времени творческое объединение, как отметил один из его основателей, существует без стен, делая акцент не на самих предметах искусства, а на творческом процессе.
- Наше сообщество - это самодвижущийся арт-объект, который возникает в разных местах, иногда даже самых неприспособленных, и в этих местах он предпринимает некие действия, которые можно опознавать как арт-активность. Поэтому для того, чтобы сделать какую-то выставку, необходимо наработать материал, а для этого должно пройти время, и зависит это не от художников, не от творцов. Слава богу, никто не может объяснить природу творчества, - уверен Дмитрий Вирже.


Галерист поделился, что сейчас его волнует тема проломов: энтропия и феномен спорадических разрушений, как, например, на афише выставки. "Это проект, который готовится, может быть, для будущих выставок".
Помимо "Левой ноги", а теперь и "Андер бара", демонстрируют постоянство творческого бытия в Омске молодые пространства "ООО "Водопад", "Теплоузел", "Волна". Для миллионного города это, конечно, весьма скромно, признал художник. По его убеждению, галерейная деятельность не должна главенствовать и диктовать условия. Важнее её объединяющая сущность, ведь под подобными крышами собираются близкие по смысловым запросам люди.
- Я не сильно верю, что это кому-то нужно, - рассуждает Даниил Белоусов о возможной поддержке площадки. - Потому что когда город получил статус молодёжной столицы, мы не увидели интереса ни к "Атасу" (который занимается развитием неформатной музыкальной сцены Омска, представленной в том числе молодёжью, - прим. ред.), ни к тому, что здесь проходит. Мы без претензий, потому что там немножко другая концепция. Возможно, когда здесь кто-нибудь из нас умрёт и ему захотят поставить памятник, как Кутилову или Летову… Но пока это всё будет жить отдельно. Наверное, это даже хорошо (не формализовывать сферы, контрастные этому по своей сущности, - прим. ред.). Просто ходите на концерты, поддерживайте локальных артистов.
И наблюдайте искусство.

Фото: Илья Петров
Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/culture/88833.html