OmskZdes.ru

Свободное время • 1 мая 2023, 19:05

Тысячи страз, выстрелы и 13-метровая ель. Премьера сказочного балета "Щелкунчик" в Омске

Автор: Виктория Абзамилова

 

Чем поразить современного зрителя и как заставить его поверить, что сказка существует, рассказали постановщики и артисты нового спектакля в Омском музыкальном театре.

 

Калейдоскоп фантазий закружит зрителя во время новой версии балета "Щелкунчик" (6+) на омской сцене. Здесь право на сказку и счастье имеет каждый, добро побеждает зло, а правит всем, бесспорно, любовь. Серьёзное наполнение Гофмана в своём либретто Александр Дюма (отец) и Мариус Петипа разбавили флёром доброты и наивности, что порой так необходимо публике. Музыка Чайковского, написанная в 1919 году, ещё во время увертюры задаёт лёгкий, торжественный, волшебный и даже азартный настрой.

В Омске "Щелкунчик" не впервые. 30 лет назад полный зал Музыкального театра собирала постановка 1990 года. Однако время идёт, и зритель хочет чего-то нового. 13-метровая ель, тысячи страз, жемчужных бусин и пайеток точно не оставят публику равнодушной - взгляд будет цепляться за каждую деталь. Услышит она и настоящие пушечные выстрелы.

- Балет "Щелкунчик" - тот спектакль, который должен стать для ребёнка первым в жизни. Это некий эталон как музыки, так и истории. Нам, как команде постановщиков, нужно оправдать доверие детей. Когда я берусь за работу, я задаю себе вопрос: хочу ли я рассказать эту классную историю так, чтобы она была понятна и интересна порой очень маленьким людям - нашим детям? Пока я работал над проектом, то думал о человеке, который постоянно придумывает свои миры. Возможно, это художник, возможно, хореограф, возможно, Дроссельмейер. По сути, Дроссельмейер - человек, который умеет здорово рассказывать сказки и попутно создавать те самые новые миры. Вот основная история этого балета, как по мне. Стразы появляются, потому что он захотел пустить в ход цветные камушки. Луна появилась, потому что надо было нагнать страха и таинственности над Петербургом. Это всё крупицы одной большой фантазии, - рассказал художник и сценограф Сергей Новиков.

Балетмейстером-постановщиком спектакля выступила Надежда Калинина. За основу она взяла хореографию Василия Вайнонена, а русский танец доверила Александру Шеверову - хореографу и артисту, который выступает в спектакле в роли Дроссельмейера и одного из солистов Восточного танца во время дивертисментов второго акта.

Александр Шеверов и Мария Дубровина

Особенностью нового "Щелкунчика" становится финал - его диктует трагизм адажио Чайковского. Главные герои не остаются в сказке навсегда. Маша просыпается в реальном мире, где ей предстоит обрести своё настоящее счастье. Щелкунчик же остаётся и для неё, и для зрителей символом рождественского чуда и напоминанием о том, что мечты сбываются.

- Я не могу сказать, что с детства была влюблена в эту сказку - я этого не помню. Но помню спектакль Мариинского театра. Не могу сказать, что тогда была в восторге, а позже, всё со временем приходит. Балет Чайковского не по Гофману. Мы должны понимать, что это лёгкий пересказ с волшебным флёром и отсутствием немецкой философии. Я тоже, как некоторые это любят делать, могла выдать философскую версию сказки, но у меня была совершенно другая задача. Я хотела сделать красочный спектакль для семейного просмотра. Многие театры имеют по два "Щелкунчика": сказочный и философский, но философией можно заниматься, когда театр уже имеет стержень. До моего спектакля в Музыкальном театре, конечно, уже был "Щелкунчик". Он был кассовый, на него ходили, но ничего другого не было. Признаюсь, я не могла на него смотреть - мне было стыдно за скудность. Мы должны поражать, а не удовлетворять, - поделилась Надежда Калинина.

В самой первой версии балета финальные па-де-де принадлежали фее Драже и принцу Коклюшу. Маша и Щелкунчик в это время оставались детьми. В 1934 году в версии Мариинского театра сюжет переосмыслили и отдали финал повзрослевшим главным героям, придавая истории мысль о прохождении испытаний и взрослении. Этот ход использовала и Надежда Калинина в новом омском "Щелкунчике".

Нина Маляренко и Андрей Матвиенко

- Классические па-де-де - это в принципе нелегко. В этом Щелкунчике по сравнению с предыдущим идёт только усложнение техники. Я с детства очень любила эту сказку. Сам Щелкунчик - мой любимый персонаж, хоть дети его порой и не любят. Мне он очень симпатичен. Я начала танцевать и влюбилась в балет. В хореографическом училище отчётный концерт - это "Щелкунчик". И каждая девочка мечтает сначала быть маленькой Машей, а на выпуске - уже большой. Я была и маленькой, и большой, а потом и в театре стала исполнять главные партии. Повелась традиция - после каждого новогоднего "Щелкунчика" папа дарит мне главного героя. Всё начиналось с самых маленьких - последний был в половину роста взрослого человека. Надеюсь, и на этой премьере меня ждёт сюрприз, - рассказала Нина Маляренко, исполнившая роль Маши-принцессы.

Самые сильные балетные па-де-де представлены именно в балетах Чайковского: "Лебединое озеро" и "Щелкунчик". Именно эта музыка провоцирует постановщиков и артистов прыгать выше головы ещё со студенческих времён.

Андрей Матвиенко

- Ещё в хореографическом училище я впервые вышел на сцену в спектакле "Щелкунчик". Мне было 12 лет, это была сцена конницы. Все мечтают о главной партии в балете, когда учатся, но начинать приходится с малого. Постепенность - путь к успеху. Все артисты, как ни посмотри, физически разные. Поэтому партии немного видоизменяются: кому-то с левой ноги удобнее зайти на элемент, кому-то с правой. Скелет хореографии при этом остаётся неизменным. Сказать, что Щелкунчик - это драматический герой, сложно. Этот балет - фантазия. Всё основное действие происходит во сне маленькой девочки. Ей снится, как она встретила принца - это здорово, но сон проходит, а она продолжает мечтать. Каждый человек имеет право на что-то хорошее, но вот беда, не всегда всё сбывается, - говорит Андрей Матвиенко, исполнитель главной роли.

"Щелкунчик" - это сказка, которая будет и восхищать, и поражать, и заставлять верить в чудо ещё многие поколения. Пусть своё настоящее счастье герои балета обретают лишь на время - мир не рушится и волшебство не исчезает. Наоборот, это ещё один посыл зрителю: необходимо ценить мгновение любви. И это волшебство вновь случится на сцене Омского музыкального театра 26 мая.

Фото: Александр Барановский

 

Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/culture/81390.html