"Моторы" с китайским акцентом: чем удивлял авторынок в 2023 году и что ждать от 2024-го
Общество  •  СИ «Омск Здесь»  6 января 2024, 12:07  •  печать

"Моторы" с китайским акцентом: чем удивлял авторынок в 2023 году и что ждать от 2024-го

Разбираемся, каким был 2023 год для авторынка и что ему преподнесёт год Дракона.

Январские прогнозы "Омск Здесь" о ситуации на авторынке России в 2023 году оправдались практически полностью. В нашем материале мы отмечали, что не стоит ждать снижения цен, нужно опасаться подорожания автомобилей за счёт выхода на рынок новых марок, и предполагали, что в стране увеличится количество китайских брендов. Чем ещё удивил 2023-й и что ждать от 2024 года автолюбителям, - в нашем обзоре.

Пресыщение из Поднебесной

Автопроизводители из КНР начали активно присматриваться к России ещё в 2022 году, а в 2023-м окончательно освоились, захватили и закрепились в топах продаж. Если взглянуть на список самых продаваемых китайских марок, то это Haval, Chery, Geely и Changan. При этом позиции удерживает и наращивающая объёмы производства российская LADA, а согласно открытым данным, к топу приближается и российско-китайский "Москвич".

По данным Национального агентства промышленной информации, по сравнению с 2022 годом продажи новых автомобилей в России увеличились на 54,8 % - новых владельцев обрели более 930 тысяч машин, а при этом в стране из них собрали около 481 тысячи авто. Среди отечественных марок наибольшим спросом пользовалась LADA Granta (продано свыше 180 тысяч автомобилей).

По мнению заместителя начальника отдела аналитики агентства "Автостат" Виктора Пушкарёва, отечественные марки LADA и УАЗ в 2024-м вместе могут сохранить за собой около трети российского авторынка, а китайские автопроизводители будут наращивать объёмы своих продаж и могут занять не менее 50 % рынка.

- С вопросом о новых моделях лучше всего обращаться к автопроизводителям из Китая, которые в уходящем 2023 году просто "завалили" наш рынок новинками, в ряде случаев - с неизвестными и труднопроизносимыми названиями. А потенциал конкретных продаваемых моделей уже понятен, если взглянуть на рейтинг топ-30, в котором по итогам 11 месяцев появилось 22 автомобиля китайского происхождения, и два из них уже уверенно вошли в первую пятёрку: Haval Jolion (второе место) и Chery Tiggo 7 PRO Max (четвёртое место). А в сегменте SUV модель Haval Jolion теперь вообще лидирует. По поводу новых игроков я в очередной раз могу лишь повторить своё мнение, что Китай - это единственная из всех дружественных стран, располагающая мощной автоиндустрией с современными инновационными технологиями и способная выходить на внешние рынки с конкурентоспособной продукцией. Выдающиеся экспортные возможности Китая мы сейчас и наблюдаем на российском рынке, - поделился своим мнением с "Омск Здесь" Виктор Пушкарёв.

Покупатели вынуждены приспосабливаться

По мнению Виктора Пушкарёва, учитывая, что в уходящем году восстановление российского рынка происходило с рекордным темпом (+68 %), можно закономерно ожидать существенного снижения роста продаж в 2024 году относительно 2023-го.

- По нашему базовому сценарию, рынок может вырасти примерно на 19-20 % и достичь объёма около 1,25 млн автомобилей. В случае наиболее благоприятных экономических и геополитических условий объём рынка может увеличиться до 1,38-1,4 млн машин. Чтобы вернуть уровень продаж на докризисный, необходимо обеспечить такой же докризисный широкий ассортимент марок и моделей и, конечно, докризисный уровень покупательной способности населения. К сожалению, в настоящий период российские покупатели вынуждены приспосабливаться к новым условиям рынка, которые, прежде всего, выражаются в узком ассортименте, обеспечиваемом исключительно китайскими автомобилями, и неадекватно высоких ценах. Вероятно, период адаптации к этим условиям может занять ещё 2-3 года. Ожидать стабилизации цен, а уж тем более их снижения, в 2024 году, конечно, не имеет смысла. Рост цен обязательно будет, и, с одной стороны он будет определяться продолжающимися инфляционными процессами в экономике, а с другой стороны - государственными мерами воздействия на автопром и авторынок с точки зрения их стимулирования, - считает Пушкарёв.

Напомним, что в значительный рост цены на новые автомобили пошли в конце лета - начале осени, когда в России повысился утилизационный сбор на ввозимые в страну машины и ослаб рубль, к курсу которого авторынок традиционно очень чуток.

А что на вторичном рынке?

На рынке подержанных машин свои цифры и тенденции. По данным того же "Автостата", за 11 месяцев 2023 года жители России приобрели более 5,2 млн легковых автомобилей с пробегом. Это на 19,9 % больше, чем в январе - ноябре прошлого года.

Можно выделить пару интересных моментов - вторичный рынок показывал рост с декабря 2022-го до ноября-2023, который стал первым месяцем с отрицательной динамикой за этот период. В топ-5 продаваемых марок - лишь те, кто на протяжении многих лет знаком потребителю: LADA, Toyota, Kia, Hyundai и Nissan. Вторичный рынок довольно неплохо себя чувствует, но что будет дальше - вопрос. На прошлой неделе был подписан закон об отмене двойного взимания налога на добавленную стоимость (НДС) при перепродаже автомобилей и мотоциклов с пробегом между дилерскими центрами. Вступление закона в силу может привести к фактическому уходу автодилеров с вторичного авторынка - в связи с отсутствием экономической целесообразности. Хотя, по мнению экспертов, это также привести и к использованию схем с посредником-физлицом, а это, в свою очередь, влияет на собираемость НДС и пополняемость бюджета. В любом случае, по мнению экспертов, на российском авторынке в 2024 году скучно точно не будет.

Читайте также