Легендарная стена. Художники Омска хотят вернуть площадку для самовыражения
Общество  •  СИ «Омск Здесь» 21 декабря 2023, 12:01  •  печать

Легендарная стена. Художники Омска хотят вернуть площадку для самовыражения

Рассказываем, какое значение для омских райтеров имел серый бетонный забор на улице Масленникова.

Под занавес года в Омске началось строительство нового жилого комплекса в квартале улиц Пушкина - Масленникова - Жукова. По словам застройщика, жильё бизнес-класса будет готово в 2026 году, однако темпы порадовали не всех. Художественное сообщество лишилось главного городского "холста" - бетонной стены на пересечении улиц Масленникова и Жукова. Здесь на протяжении нескольких десятилетий мастера уличного искусства творили и вытворяли, создавая уникальные арт-объекты и задавая настроение одному из омских перекрёстков.

Художники задумались о новом пространстве для самовыражения. Идея нашла поддержку в социальных сетях. Инициатором сообщения стал Константин WEDGE, дизайнер, художник и автор знаменитой работы "Сода пищевая. То, что было до тебя. И что останется после". Его также поддержали известные омские граффитисты Асим Залесов, Дмитрий Трайп, Smaile и "поуехавшие ветераны омской граффити-сцены" - Alex214 и Akue.

Авторы акцентируют внимание на том, что бетонная белая стена была "путеводной звездой" для уличных художников города почти четверть века, став важным и узнаваемым арт-объектом с постоянно обновляемой "экспозицией". Отсутствие этого, по сути, легализованного пространства для творчества спровоцирует молодых художников искать новые места - и не всем может понравиться их выбор. Ведь неудержимая тяга к самовыражению никуда не исчезнет.

- Стена на Масленикова - Жукова была точкой притяжения для авторов уличной культуры очень продолжительный период времени. Эту площадку убрали, не предложив альтернатив. Для людей, пришедших в граффити в 2008-2010 годах, это было возможностью посмотреть на работы более опытных художников и чему-то научиться у них. Ведь тогда ещё не у всех был интернет и информации об этом было куда меньше, чем сейчас. До недавнего времени стена была местом, куда автор вне зависимости от своего навыка или опыта, мог прийти и без утайки и спешки порисовать и показать свои умения другим. В 2009 и 2010 годах данная точка стала местом проведения так называемых батлов среди художников, где два или более авторов одновременно рисовали свои творения и соревновались в навыке. Для меня же это место всегда будет вызывать тёплые воспоминания о юности, творчестве и общении с единомышленниками, - поделился с "Омск Здесь" Константин.

С 1998 года здесь свои произведения оставили не только омичи. Свои идеи в жизнь на стене воплощали авторы из других российских городов, даже иностранцы рисовали на ней. Неисчисляемое количество аэрозольных баллончиков, литры грунта, тысяча слоёв краски и сотни креативных идей - навсегда в прошлом. Авторы утверждают, что стена в рамках андеграунда стала памятником, который художники создали своими руками, и является весомой частью омской арт-культуры.

- На знаменитую стенку я любовался с детства. Однажды, проезжая на автобусе № 82 (маршрут отменён) по ул. Маршала Жукова, увидел, наверное, первую рекламу, нарисованную баллончиками. Это был сотовый телефон с антенной и ключиком с боку, как у заводных игрушек. Яркий жёлтый мобильный телефон казался чем-то необычным. С тех пор я, проезжая мимо неё на автобусе, вставал у огромного окна в автобусе и наблюдал за тем, как на ней одни рисунки сменяли другие. Для десятилетнего мальчишки эта стена стала целой галереей высотой более двух метров. Когда у меня появился первый телефон с камерой, я старался запечатлеть все изменения на ней. Потом я втянулся в граффити и уже сам рисовал на этой стене, - рассказал нам граффитист Smaile.

Изначально бетонный забор состоял из двух "участков": изображения на нём можно было рассматривать и со стороны Масленикова, и с улицы Маршала Жукова. Спустя несколько лет стены переустановили и ровная поверхность, позволяющая творить, осталась только со стороны Масленикова. Это расстроило художников, не остановило их. Сооружение осталось открытым для глаз прохожих, а прочность его поверхности позволяла выдержать и проявить все творческие амбиции.

В качестве решения вопроса граффитисты просят выделить альтернативную площадку с ровными стенами для свободного уличного творчества без согласования эскизов с администрацией города, либо разработать специальный проект благоустройства под нужды городских авторов.

- Большинство подобных неофициальных площадок так или иначе изрисованы, требуется какая-то новая альтернатива и желательно недалеко от центрального района. Уехать на край города и найти забор какого-то полузаброшенного предприятия может каждый. Большим плюсом именно этой площадки было место её расположения и просматриваемость. Наверняка многие жители нашего города любили рассматривать рисунки, пока стояли на светофоре, в пробке или проходили мимо. Возможно, на наше предложение откликнутся создатели уже существующих общественных пространств или даже застройщики. Было бы не лишним иметь по подобной площадке в каждом округе города, что стало бы местом притяжения молодёжи. Я же, как человек с архитектурным образованием, предложил бы организовать аллеи или пространства с малыми архитектурными формами и средних размеров стенами, позволяющими самовыражаться без ограничений, - предположил WEDGE.

Знаменитая стена стала "учебным классом" для большого количество новичков стрит-арта, которые со временем примкнули к культуре уличного искусства Омска. Цены на расходные материалы взлетали и падали, что сильно сказывалось на активности омских райтеров. Были и те, для кого важнее всего было находиться на творческой волне, поэтому сюжеты на стене всегда обновлялись.

- С каждой волной новых авторов менялся преобладающий стиль в нанесении изображений, что мотивировало других художников на новые эксперименты. Сейчас на улицах Омска можно встретить множество интересных арт-объектов: от классических граффити до постеров, наклеек или гипсовых розеток. Надеюсь, нет, я даже убеждён, что наш город и дальше будет пополняться новыми творениями свободных художников, - подчеркнул Константин Ведж.

Пользователи в сети уже предложили граффитистам перебраться на стену по улице Маршала Жукова, ведущую к бульвару Мартынова или опробовать забор на Зелёном острове. Уцелевшие части стены предлагают переместить. Например, в музей. Такую идею в комментариях в сети высказал куратор инициативы "Город решает", архитектор Ефим Фрейдин. Мы будем следить за развитием событий, разбегом мнений и полётом фантазии на этот счёт.

Напомним, что на нашем сайте каждое воскресенье выходят материалы, посвящённые уличному искусству. В своих материалах мы рассказываем о красочных и ярких арт-объектах, которые вызывают положительные эмоции у наших читателей. О каждом новом объекте рассказывают сами омичи. Вы тоже можете стать героем нашей рубрики, для этого всего лишь нужно написать нам сообщение в социальных сетях.

Фото: скриншоты "Яндекс. Панорамы", архив "Омск Здесь"

Читайте также