Как вернуть память на место: советы эксперта
Как и любая другая способность, память поддаётся тренировке. Её можно развивать и совершенствовать.
Рассеянность, невнимательность, проблемы с памятью, которые мешают работать и учиться, порой возникают у каждого человека. Особенно сложно вернуться в прежний ритм жизни после каникул и отпуска.
Тренер по развитию памяти Анастасия Селифонова специально для "Омск Здесь" расскажет о шести эффективных способах, которые помогут укрепить память после длительного отдыха и улучшить работу мозга.
Тренер по развитию памяти Анастасия Селифонова специально для "Омск Здесь" расскажет о шести эффективных способах, которые помогут укрепить память после длительного отдыха и улучшить работу мозга.
Повторять, но не зубрить
01/06
В течение первого часа после получения новой порции информации человек забывает 80 %. Чтобы минимизировать риски, повторите материал в первый же час. В идеале - без обращения к первоисточнику. Будет полезно после лекции задать себе вопросы, что я помню, о чём говорили, что меня удивило, что было нового, с чем я не согласен, какая мысль была самой важной. И только после этого следует свериться с конспектом или учебником. То, что не вспомнили, надо восстановить, на этот раз уже обращаясь к первоисточнику, учебнику или конспекту. Если выучили список новых иностранных слов, повторите его по памяти через полчаса после занятия. То, что не вспомнили, доработайте.
Читать вслух, а не про себя
02/06
Чтение вслух позволяет лучше запоминать по нескольким причинам. Во-первых, так информация поступает одновременно по нескольким каналам, задействовано сразу три вида памяти: зрительная, слуховая и двигательная. То есть мы считываем текст глазами, при этом слышим себя, а, кроме того, мозг фиксирует движения языка и губ.
- Анастасия СелифоноваФормируются более обширные и прочные нейронные связи. Во-вторых, при чтении вслух человек меньше отвлекается на посторонние мысли и больше погружается в суть материала.
Отдавать приоритет бумажным книгам, а не электронным устройствам
03/06
Здесь тоже несколько причин. Гораздо сложнее не отвлекаться и сохранять внимание на тексте, когда тебе прилетают уведомления и многочисленные сообщения на телефон или компьютер. К тому же при работе с электронными носителями выше соблазн выйти в сеть. Кроме того, проведённые исследования однозначно говорят о том, что при чтении бумажной версии мы запоминаем больше. Ведь мозг параллельно, незаметно для нас считывает и качество бумаги, и тактильные ощущения от обложки и страниц, и запах книги, и шорох при перелистывании. И это всё влияет на качество запоминания.
Считать в уме
04/06
Проведённое в Японии исследование показало, что устный счёт и чтение вслух позволяют повысить качество запоминания на 20%. Арифметические задачки можно использовать в качестве разогревающей разминки для мозга. Достаточно буквально двух минут. Затем следует приступать к изучению необходимой информации, и после счёта она будет усваиваться гораздо эффективнее, чем без него. Но примеры должны быть простыми, из серии: "3+8-6".
- Анастасия СелифоноваЛюбопытно, что при решении сложных задач задействовано меньше участков мозга, чем при решении совсем лёгких, зато на скорость. Это важное условие для достижения качественного результата, - отмечает тренер по памяти.
Рисовать
05/06
Да-да, нужно рисовать прямо в конспектах. Дело в том, что визуальная информация усваивается мозгом в 60 тысяч раз быстрее, чем вербальная. Если текст цветной, оформлен не линейно с закодированными в картинки смыслами, задействуется не только левое, но и правое, отвечающее за творчество, полушарие мозга. И так мы используем больше заложенных в нас природой способностей. А можно создавать целые схемы, интеллект-карты (подробнее об этом инструменте можно прочитать в книге Тони Бьюзена "Интеллект-карты"). Но такие конспекты надо создавать самому. Интеллект-карты однокурсников не будут работать для вас: ведь у каждого свой багаж ассоциаций и фоновых знаний. Активно рисовали в своих черновиках Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и Ричард Фрейман.
Избегать многозадачности
06/06
Если вам кажется, что вы ничего важного не пропускаете из лекции, отвлекаясь во время учёбы на переписку в мессенджерах, вам это только кажется. Во-первых, мозг не умеет делать несколько дел одновременно. Этот навык если и можно натренировать, то только в лабораторных условиях. В реальности ум без конца скачет с одной задачи на другую. И при этом ведёт себя довольно хитро. Если какой-то кусок из лекции вы не уловили, мозг сам додумает и заполнит этот пробел чем-нибудь другим. И не факт, что это будет похоже на то, что произнёс лектор на самом деле. Чтобы этого не допустить, полезно выключать уведомления, ставить гаджеты на беззвучный режим, убирать внешние раздражители.
- Анастасия СелифоноваЕсли убрать многозадачность, продуктивность в учёбе может повыситься практически в два раза. То есть на то, чтобы подготовиться к экзамену, сделать доклад или выучить список иностранных слов, будет уходить почти в два раза меньше времени, - отмечает Анастасия Селифонова. - Предположу, что у многих студентов процесс переключения между задачами уже стал неуправляемым и неподвластным, а навык длительно концентрироваться на чём-то одном, потерян. Придётся учиться заново. Помогут медитации или специальные тренировки для памяти.
Ещё несколько упражнений для тренировки памяти, которые можно выполнять каждый день, мы приводили ранее. А если вам нужен помощник и мотиватор, тогда обратите внимание на подборку мобильных приложений, с помощью которых вы разовьёте мозг, начнёте учить языки и приведёте нервы в порядок.
Автор: Дарья Молчанская