Лариса Лебедева: "В детстве я была Тимуром, а став бабушкой, работала Карлсоном"
Общество  •  СИ «Омск Здесь» 10 октября 2021, 13:24  •  печать

Лариса Лебедева: "В детстве я была Тимуром, а став бабушкой, работала Карлсоном"

Публикуем интервью с мастером спорта СССР по художественной гимнастике, заслуженным тренером России Лебедевой Ларисой Владимировной.

В августе этого года 25-летний юбилей отметила Спортивная школа художественной гимнастики им. Л. В. Лебедевой. В марте этого же года юбилей праздновала и сама основательница школы. Лариса Лебедева родилась в семье Владимира и Анны Бархатовых. Училась в омской гимназии № 69, окончила Омский государственный институт физической культуры и более 23 лет работала там преподавателем. Мастер спорта СССР по художественной гимнастике, заслуженный тренер России, заслуженный работник физической культуры РФ. Возглавляла омскую спортивную делегацию участников открытия Олимпиады 1980 года в Москве, проводила курсы повышения квалификации для ведущих тренеров Европы и мира в Германии и Швеции. В 2006 году была единственным докладчиком от России на юбилейном конгрессе в Женеве, посвящённом 125-летию Международной федерации гимнастики. Её ученицы становились чемпионками страны, Европы и мира.

Юбилейный конгресс в Женеве

В эксклюзивном интервью для "Омск Здесь" Лариса Владимировна рассказала о детстве, о выборе профессии, о Тимуре и его команде, о маленьких спасательных операциях и больших человеческих поступках. О любви к детям, о важности нравственного воспитания, о папе для всех детей и о доме для всех людей. Мы поговорили о литературе, о музыке, о целях, перед которыми нельзя отступать, о женской красоте, слезах и мечтах. О том, как Карлсон создавал чудеса, об источнике доброты и о терпении, на дне которого оседает золото.

- Лариса Владимировна, с чего всё началось? Почему гимнастика?

- В омской школе № 69, где я училась, появилось объявление о наборе девочек в группу по художественной гимнастике. Я училась в музыкальной школе по классу аккордеона. Мама хотела, чтобы я окончила музыкальную школу, а папа сказал, что будет спорт. Я пошла в секцию, и мне понравилось. В институте физической культуры детей набирала заслуженный тренер России Худюкова Валентина Фёдоровна. Она стала моим тренером на долгие годы. 23 года я отработала преподавателем в СибГУФКе, затем основала авторскую школу художественной гимнастики.

Когда я подала документы в физкультурный институт, у мамы случился гипертонический криз, она не хотела, чтобы я становилась тренером. Она считала, что эта профессия сделает меня грубой. И только незадолго до ухода она приняла мою профессию. Я была у неё в больнице, и она с гордостью сказала врачу: "Это моя дочь, она тренер по художественной гимнастике".

- Стать тренером вы хотели с детства?

- У меня было много желаний, кем я хочу быть, когда вырасту. Я хотела быть журналистом, преподавателем русского и литературы, работать в детской колонии. Я уже тогда и сейчас считаю, что если детей любить, они не будут совершать противоправные действия. В 6 классе, глядя из окна на здание напротив моего дома, я заявила родителям, что в этом здании будет моя авторская школа. Папа назвал меня фантазёркой. Только это была не фантазия, а цель. В старших классах школы мой тренер мне сказала: "Ты поступаешь в физкультурный. Не подводи команду". В советское время в нас воспитывали чувство ответственности, я не могла подвести тренера, который так много дал мне в художественной гимнастике. Но спорт и мне нравился настолько, что я выступала даже беременная. Нужно было выручить команду, ехать во Владивосток на всероссийские соревнования и я поехала на третьем месяце беременности.

 

Лариса Владимировна с Татьяной Дручининой

- Когда встречались с трудностями, сомневались в выборе профессии?

- Директором школы, где я училась, был профессор Чередов Иван Михеевич, потрясающая личность. Он ставил научный эксперимент на нас и потом защитил диссертацию. У нас была звеньевая система обучения. Небольшие группы и звеньевой, который спрашивал уроки и ставил оценки. У нас в классе был мальчик, учился на тройки, фамилию не буду называть, он стал потом известным в Омске человеком, врачом. Так вот, мне поручили его подтянуть. Я с ним занималась, и у меня получилось. Тогда я поняла, что хочу работать учителем. В своём дворе я была Тимуром (улыбается). Родители нам сделали сарай, где мы собирались, мне подчинялись даже мальчишки двора. У нас был флагшток, горн, горнист. Мы делали добрые дела, и это было нормально.

- Чему научили родители?

- Родители научили меня держать слово и любить людей. У нас дом был открыт для всех. Вся детвора была у нас. Так было в детстве, так было потом в институте. Если я спрашивала, можно ли кого-то привести в дом, единственное, что интересовало родителей - порядочный ли это человек. К нам приходили мои сокурсники, кто жил в общежитии. Мама для них стряпала, они оставались ночевать. У нас добрая семья, мы очень многим помогали. Иногда люди нас обманывали, но мама говорила, что судить за это будут свыше. Мы не обеднеем, а может, человеку помогли. В нашей семье и сейчас так принято - не проходить мимо беды. Дети шутят надо мной: "Мам, ты у нас дежурная по помощи людям на улице". Мне почему-то господь посылает такие вот маленькие спасательные операции. У меня такой же зять и такой же муж. Это самое главное, чего сейчас не хватает обществу, - милосердия. Этому учили меня родители.

Папа, Бархатов Владимир Николаевич, был папой всего двора: он заливал каток зимой, ставил столбы для волейбола, стол для пинг-понга для всех детей. Он был настоящий солдат с добрым сердцем. Никогда ни на что не жаловался. С войны он привёз три ордена, и за труд он получил Орден Октябрьской революции, множество медалей у него было. На фронте он вёл дневник. Мы его читаем в День Победы. Там есть слова, которые он написал ещё, когда у него не было детей: "Дорогие мои дети и внуки, я очень прошу вас любить своё Отечество. Быть честными и преданными. Никогда не лгать, любить людей. Надеюсь, что вы будете приходить к нам с бабушкой и не забывать нас. Ваш любящий дедушка".

- Любовь к литературе и письму тоже семейное?

-Да! У нас была богатая библиотека. Дети посчитали - более пяти тысяч книг. Родители работали, а нам с братом давалось задание по чтению, и попробуй не прочитай! Нас не ругали, но мы чувствовали, что это задание не сделать нельзя.

- Не отбило любовь к литературе?

- Да что вы!!! Знаете, если в семье читают родители, то читают дети. Каждый набор в школу гимнастики я узнаю, что дети не знают Чуковского, Носова, Паустовского, Маршака. Я поражена. Все мои ученики не просто спортом занимаются. Я даю им задания по чтению. У меня хранятся письма моих выпускников, где они благодарят за это. Говорят, что я помогла им полюбить историю и литературу.

Мама, Бархатова Анна Георгиевна, хотела, чтобы я стала преподавателем словесности. Я писала стихи и прозу. Однажды мама отнесла их в редакцию, пришла и сказала, что их опубликуют. И я обиделась на маму и сожгла всю тетрадку со стихами. Мне было неловко, там были первые стихи про влюблённость. Но я не перестала писать. Сейчас у меня есть небольшие публикации, я пишу стихи и рассказы.

- Почему вы считаете литературу таким действенным способом воспитания?

- Читая хорошую, достойную литературу, мы приобретаем дополнительный жизненный опыт. Часто возникают какие-то ситуации в жизни, а из прочитанного может прийти подсказка, как поступить или как не поступать. Когда ездили на соревнования с Таней Дручининой, она однажды не взяла учебники. Я их тогда сама везла, и мы учились с ней в перерывах соревнований. Вспоминаем об этом сейчас с любовью. В настоящее время одна из моих учениц учится на факультете истории международных искусств в Санкт-Петербурге, другая успешно прошла практику в МИДе России. Ещё одна моя ученица идёт в школе на золотую медаль, есть девочка, которая прошла курсы в Гарвардском университете и едет в Москву сдавать экзамен по английскому языку. Я считаю, что работать со спортсменом, у которого есть духовная составляющая и высокий интеллект, приятнее. Он получает от спорта больше, нежели результат мышц и костей.

Сборная команды СССР по художественной гимнастике в Арабских Эмиратах

- Как вы поняли, что пора создавать свою школу художественной гимнастики?

- Я хотела этого всегда. Ходила по общеобразовательным школам, по заброшенным садикам. Одна моя приятельница помогла озвучить эту идею в Горсовете, дали добро открыть школу на ул. Чернышевского, 6. Но меня опередила частная компания, и я не попала в здание. В итоге место для школы нашлось в сгоревшем здании Водоканала, но и тогда оно чуть не перешло к охранной фирме. Я навела справки, и это здание взяло охранное агентство по защите предпринимателей. Я начала за него бороться. Мне тогда очень помог наш борец Тимиржан Калимулин. К сожалению, сейчас его нет в живых. Это был порядочный парень, мы часто на сборах встречались, и я обратилась к нему за помощью. Он помог. Я ушла из института физкультуры и занялась реконструкцией и восстановлением здания, где бегали крысы и текла вода. Вот так. Начался новый виток жизни. Помогли мне тогда мой сокурсник, тренер "Авангарда" Леонид Киселёв. Вместе мы пошли к мэру Валерию Рощупкину на приём. Я лишь сказала ему о мечте создать школу доброты, где кроме спорта в детях будут воспитывать нравственность. Минуты не прошло как Валерий Павлович сказал: "Хорошо. Выделим деньги". Потом я стала прорабом (смеётся). Доставала для ремонта то, чего нельзя было достать. И всё время мне помогали люди. Разные. Отовсюду. За 9 месяцев отремонтировали зал - я будто ребёнка выносила и родила.

- Почему не остановились, не сказали, что это слишком сложно, и не вернулись работать в институт?

- Не знаю. Наверное, потому что я по гороскопу Овен (смеётся). Меня научили доделывать начатое до конца. У меня по жизни установка: не начинай, если не собираешься доделывать. У меня даже мысли не было бросить всё. Я никогда не прогибаюсь. Было много поползновений на здание школы. Школу несколько раз опечатывали, хотели сделать здесь ресторан, и даже проект был. Но я сказала, что не уйду отсюда. Здесь были дети. В наше время мы должны сохранить для детей островок счастья, где их примут безусловно.

Ещё я немного авантюристка. Когда губернатор Леонид Константинович Полежаев предложил мне стать доверенным лицом на выборах, я согласилась, и это позволило мне сделать много добрых дел. Потому что когда говоришь людям, которые плохо свои обязанности выполняют, что приказ сверху, от губернатора, быстро делают. Так мне удалось в некоторых домах заделать швы на зиму, где-то колонку поставить, дорожку заасфальтировать, пандус для инвалидов сделать и второй зал моей школы.

Сегодня в школе два больших тренировочных зала и три маленьких для хореографии, бассейн с гидромассажем, который подарил предприниматель Олег Демчук. Ковёр, на котором проходят соревнования, - помощь Ирины Винер. Мэр Оксана Фадина помогла нам построить новый светлый тамбур. У нас есть специальный зал для реабилитации, где работает специалист ЛФК. В школе трудятся молодые тренеры, в основном это наши ученицы.

В чём источник доброты для вас?

- Был случай: я прилетела из Англии, в аэропорту подошла женщина и попросила денег, объяснив, что её обокрали, а ей лететь во Владивосток. Все были уверены, что это мошенница. Она назвала стоимость билета, я дала ей денег, она записала мой адрес. Меня все ругали. Не прошло и месяца, я получила из Владивостока икону и письмо от той женщины. Она написала, что работает учительницей начальной школы, и за ту нужную помощь благодарит меня. Я всегда говорю ученикам, возьмите руку и согните столько пальцев, сколько у вас в жизни людей, готовых прийти к вам в любую минуту. Придёт на помощь, не важно, где он и какие дела у него, придёт к вам, разделит горе. Если вы согнёте хотя бы два пальца, вы счастливый человек и вы это заслужили. На мой взгляд, источник доброты - это сердце и душа человека.

- Есть ли что-то, чему вы учитесь у своих учеников?

- Ох. Каждый день учусь (смеётся). Искренности, свету, их творчеству. Даже когда шкодничают, я восхищаюсь их выдумками.

- У вас в школе более 300 воспитанниц. Вы всегда сами проводите набор? С каждым ребёнком беседуете?

- Конечно. Мы никогда не отчисляем детей, не говорим: уходи. Моё мнение: не талантливых детей не существует. Если я вижу, что гимнастика не подходит, я стараюсь дать родителям направление, где их ребёнок сможет реализоваться лучше всего. Звоню знакомым тренерам фехтования, борьбы или плавания, проверяю, пришёл ли ребёнок к ним? Такая работа занимает много времени, но родители уходят счастливые. Потом сообщают об успехах. Одна стала чемпионкой по стрельбе, другая - по аэробике, кто-то выступал на Олимпиаде. Ни одному ребёнку я не сказала, что в спорте ему не место. Бывает, приходят и заявляют: "Я привела вам олимпийскую чемпионку!". Спрашиваю: "Это вам в роддоме сказали?" (смеётся). И ещё я начала вести тренировки для мам. Раньше у нас были соревнования мам, я хочу возобновить их. Соревнования, где судят дети, а все мамы занимают первые места. Награждали билетами в театр или книгами.

- В чём секрет спортивного успеха?

- Здесь комплексно. Первое, конечно, здоровье и физические данные. Дальше - мотивация. Она должна быть у детей своя. К сожалению, сегодня часто это амбиции родителей и деньги. Некоторые настроены на то, чтобы через детей реализовать нереализованные собственные возможности. Это страшно. В моё время высшее достижение - на соревнованиях слышать гимн своей страны. Ещё очень важно - совпадение таланта ребёнка и тренера. Найти тренеру своего ученика - это порой сложнее, чем выйти замуж. Ученик и родители должны доверять наставнику.

Турнир на призы Татьяны Дручининой

- Что вы считаете главным достижением в своей жизни?

- Я могу гордиться своими детьми и внуками. У меня две дочери - врач и учитель, и трое внуков. Старший учится в аспирантуре в Новосибирске, внучка пошла в первый класс, ещё один внук в третьем классе. Муж - полковник в отставке, кандидат педагогических наук. Я могу гордиться также своими учениками. Например, Таня Дручинина - моя третья дочь (ученица Ларисы Лебедевой, победительница первого Кубка Интервидения, чемпионка мира, серебряный призёр Кубка мира, чемпионка Европы и первых Игр доброй воли - прим. ред.). 

Лариса Владимировна с Татьяной Дручининой

Она на юбилей мне привезла собаку - французского бишона Шэбби. Прибавилось забот. Собака ласковая, добрая, ходит за мной хвостиком. Я благодарна, что у меня так всё сложилось и получилось.

- В чём, по-вашему, сила и красота женщины?  

- Доброта, любовь, милосердие и мудрость. Женщина должна быть умна и великодушна. Современным женщинам сейчас не хватает терпения. Мама меня учила, какие бы конфликты ни были, ты должна подать мужу завтрак. Ты должна оставаться женой и женщиной.

Лариса Владимировна с мужем Александром Фёдоровичем

- Играете на музыкальных инструментах?

- Немного на фортепиано. Внуки иногда просят сыграть и спеть старинные песни. Потом что-то сами играют. Мы концерты дома устраиваем. У нас семья музыкальная. У нас род певчий. Мама играла на гитаре и пела романсы. Когда собирались гости, мужчины играли в шахматы, дети - в лото, а женщины пели. Когда приезжали сёстры, мама пела с сестрой Анисией на два голоса, грамотно, красиво, замирало всё вокруг. Мы с братом даже плакали, а соседи просили открыть окна, чтобы послушать.

У нас всегда было дома волшебство. Мы любим домашний театр, у нас ширма есть, мы ставим спектакли. Несколько лет я "работала" Карлсоном (смеётся). У нас с дочерью была договорённость: когда старший внук не слушался, она "звонила Карлсону" и просила поговорить. До второго класса был такой друг у моего внука. Он доказывал в школе всем ребятам, что Карлсон существует, давал мой телефон одноклассникам. Я меняла голос и говорила с детьми от имени этого персонажа обо всём, что их волнует или печалит. Однажды Максим (внук) позвонил поздно вечером Карслону со словами: "Если ты есть - я хочу торт!". И я везла этот торт на такси, ставила у двери, звонила и уходила. Чтобы ребёнок верил в чудеса. Потому что дети, которые проходят через сказку и мечту, вырастают хорошими людьми.

 - А у вас есть мечта?

- Да. И много! Основные вещи сделаны. Но я хочу увидеть, как мои младшие внуки достойно окончат гимназию. Чтобы в Школе гимнастики учились дети и вырастали хорошими людьми с опорой в жизни. Я сейчас ещё больше могу читать, много доступно, чего не было раньше. Хочу снова вязать. У меня прекрасная дача, где я отдыхаю душой и развожу цветы.

 

На отдыхе с семьёй

- Чего не приемлете в людях?

- Ложь. Потому что ложь связана с самыми плохими качествами. Человек должен быть порядочным. Ребёнок тоже. Порядочный человек никогда не лжёт.

- Какое у вас жизненное кредо?

- В тренерской комнате в Школе гимнастики все 25 лет висят три плаката со словами: "Дети заболевают, когда их не любят", "Ученик всегда прав" и "На дне терпения оседает золото". А по жизни: "Если не я, то кто?" и "Тот, кто смотрит под ноги, не видит радугу".

Воспитанница Л. Лебедевой - Анна Кудряшова 

С чего начинается ваш день?

- Со слов: "Вселенная, позволь мне принести сегодня кому-то радость". Если хоть одному человеку удастся дать чуточку добра и тепла, день пройдёт не зря. У меня стих есть:

Душа, поднявшись в небеса,
На грешных нас с высот взирает.
Слеза, как память на глазах,
Нас вновь и вновь предупреждает:
Будьте добры, великодушны,
Жалейте человека, люди!
При жизни берегите душу,
Тогда и память долгой будет.
 
Фото: личный архив Ларисы Лебедевой

Читайте также