Общество  •  СИ «Омск Здесь»  3 декабря 2014, 16:43  •  печать

Мусорный тупик: городские власти не знают, что делать с незаконными свалками

Депутаты пытаются сдвинуть границы Омска, чтобы мусорные полигоны не находились в черте населённых пунктов. Предполагается поделить Омск на две территории: входящую в населённый пункт и находящуюся за его пределами. Как раз за чертой населённого пункта и останутся действующие полигоны по утилизации твёрдых бытовых отходов, которые были лишены лицензии. Однако прокуратура города призывает народных избранников не спешить и дождаться плана строительства новых полигонов.

Сегодня депутаты омского Горсовета на заседании комитета по вопросам архитектуры и градостроительства вновь предприняли попытку внести изменения в генплан Омска. Вопрос неоднократно обсуждали в комитете, и изменения уже частично были удовлетворены на прошлом пленарном заседании в конце ноября, однако они были приняты только в первом чтении.

Согласно действующему генплану, полигоны должны находиться за чертой города. И если на самой территории муниципального образования можно складировать и перерабатывать отходы, то утилизировать их необходимо за чертой города, поэтому в генплане должен появиться новый термин "граница населённого пункта".

На данный момент в полной мере в Омске действует только один полигон - "ЖКХ-Сервис", но его мощностей надолго не хватит. Полигоны ООО "Норма-плюс" и ООО "Экотехнологии", расположенные в Ленинском и Кировском округах Омска, природоохранная прокуратура запретила использовать.

Ко всему прочему на прошлой неделе правоохранители возбудили уголовное дело против депутата Горсовета, предпринимателя Виталия Путинцева, который руководит одной из этих фирм. Так, по данным проверки областной прокуратуры, "Омская клининговая компания "Норма плюс", совладельцем которой и является народный избранник, в феврале 2014 года была лишена лицензии, но не прекратила свою деятельность по вывозу мусора в Ленинском округе. Предприятие осталось без разрешающих документов, поскольку не имело соответствующего оборудования по очистке отходов и значительно загрязняло природу. За время работы без лицензии доход компании составил 26 миллионов рублей.

Чтобы вернуть в строй уже существующие полигоны и не ждать 2017 года, когда будут возведены новые санкционированные места скопления мусора, решено обозначить территорию, на которой они расположены, как "находящуюся за пределами населённого пункта".

Как сообщил Сергей Ерёмин, заместитель руководителя управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области, сохранение действующих границ никак не скажется на экологии в этой зоне, а на городском бюджете отпечаток оставит.

- Если полигоны будут размещаться за чертой города, то чтобы вывезти мусор, необходимо будет находить альтернативу. Так как закон запрещает рекультивацию и захоронение в черте города, то их надо будет вывозить, а там столько отходов, что для ликвидации нужно как минимум два бюджета, а если полигон находится за чертой населённого пункта, то его можно рекультивировать где-то за 300-400 миллионов рублей, - отметил он.

Что касается экологичности, то неоднократные пробы показали, что эти свалки оказывают негативное воздействие на почву и на водные объекты, при этом находятся они в границах населённых пунктов.

- Лицензии мы так и не продлили. Сейчас этот вопрос находится на контроле Министерства охраны природы, - подытожил он. - Лицензия не продлена по двум причинам - соискатели лицензии должны иметь сооружения под содержание отходов, но никого документа подтверждающего, что что-то строится или планируется на территории, нет. Второе условие - запрещается захоронение отходов в границах населённого пункта.

Министерству экологии и природных ресурсов в свою очередь также логичным видится внести изменения в генплан, так как эти земельные участки дальше эксплуатироваться не могут, кроме этого, необходимо определить дальнейшую стратегию обустройства действующих полигонов в городе.

- Операторы должны были разработать проект рекультивации полигонов и делать это в процессе эксплуатации до момента введения в эксплуатацию нового объекта, - высказался заместитель Министра экологии и природных ресурсов Юрий Ярцев.

Депутат Валерий Кокорин отметил, что народные избранники вынуждены идти на поводу у ситуации и, дожидаясь строительства новых полигонов, тем самым выиграют время и сохранят экологическую обстановку.

- Вам говорили, что это решение позволит выиграть два года, за которые будет разрабатываться пошаговый план со сроками по строительству новых полигонов. И для горожан этим решением, хоть оно и не очень красивое, мы предопределим лучшую экологическую ситуацию, чем если всё бросим в зону населённого пункта. Это страшные объекты для города, особенно, если там всё загорится, - высказался депутат.

Игорь Антропенко в свою очередь озадачился, что будут делать муниципальные и региональные власти, если Горсовет откажется переносить границы. Ярцев пояснил, что тогда народным избранникам придётся взять на себя всю ответственность. Впрочем, в случае необходимости полигон в Надеждино, подведомственный "ЖКХ-Сервису", сможет принять твёрдые бытовые отходы, но ему придётся закупать новую технику.

Первый заместитель мэра Сергей Фролов заметил, что мэрия сейчас делает всё, чтобы проблема была решена в кратчайшие сроки. К слову, администрация уже направляла в адрес профильных региональных ведомств обращения о выделении земли под полигоны, но им было отказано.

- Мы со временем найдём землю, постепенно решим эту проблему, выйдем в конце концов на аукцион. Но сейчас-то нам надо жить, и перенести границы необходимо. Мы не лоббируем интересы каких-то предпринимателей, мы пытаемся решить проблему, - сокрушался Фролов. - Нам далеко с вами ещё до городов, где, например, мусор сортируется и утилизируется по-разному.

Зампрокурора города Сергей Картавцев также подтвердил, что действующий полигон в Надеждино действительно может принять все отходы, при необходимости может расшириться, поэтому пока нет готового плана по созданию новых полигонов, границы сдвигать не стоит.

- Мы подсказываем мэрии, как вести себя в этом вопросе, но, к сожалению, путём уголовных дел и исков, - отметил он. - Нужно отложить вопрос, пока не будет детального плана по строительству нового полигона.

Картавцев предложил мэрии зарезервировать участки под новые полигоны в Омском районе, чтоб они были построены в соответствии с требованиями законодательства.

Любопытно, но после этого выступления большинство депутатов своё мнение изменили. Согласившись с доводами представителя прокуратуры, они уже не настаивали на смещении границ города и предложили оставить вопрос в комитете.

- Правильно прокурор говорит - мы остались одни. Примем решение, но дальше поддержки нет. Кто губернатору подготовил такой ответ, что город бросили в этой ситуации? Давайте ещё раз обратимся от губернатора к комитету, кто-то его подставил в этой ситуации. Если бы была определена земля, шли проектные работы, было бы понятнее всё. Давайте вопрос отложим и обратимся к губернатору. Прокуратура сейчас по-другому смотрит на обещания по строительству новых полигонов, нам же совсем другое на комитетах говорили от правительства, были планы по предоставлению земли под полигоны, - вновь выступил Валерий Кокорин.

По итогам продолжительных баталий комитет пришёл к общему мнению, что целесообразно будет оставить вопрос в комитете на неопределённое время и направить соответствующее обращение в адрес губернатора Омской области Виктора Назарова.

Читайте также