Перед очередным этапом ЕГЭ, который должен показать уровень грамотности школьников, омских выпускников через свой аккаунт в Твиттере напутствовало местное Министерство образования. Однако сделало это с грамматической ошибкой и несогласованностью между словами.
Впрочем, грешат не только официальные органы. Языковые ошибки, допускаемые в современных СМИ, не раз вызывали горячие споры в профессиональных филологических кругах, а многочисленные ляпы и перлы журналистов становились темой для язвительного обсуждения интернет-пользователей. Наша редакция решила спросить об уровне грамотности омских информагентств у специалистов по русскому языку.
Кандидат филологических наук, руководитель уникального проекта "Современный русский", охватывающего 540 российских и зарубежных городов, Тамара Скок призывает искать ответы на все вопросы современности в классической литературе. В частности, когда речь заходит о сотрудниках СМИ, она вспоминает одного из персонажей романа Ивана Гончарова "Обломов" - журналиста Пенкина. Его говорящая фамилия характеризует, в том числе, и современных корреспондентов: снять пенку, взять по верхам и распространить, подать только верхушку айсберга, не глядя на то, откуда истоки проблемы. Заметно "хромает", по её словам, грамотность омских электронных СМИ. На примере одного из них Тамара Скок охарактеризовала ситуацию в целом:
- Недоредактированными, недопереставленными куски текста так и попадают в Сеть: то лишние слова, то не те падежи. Создаётся впечатление, что это писали люди, у которых в школе было три с минусом по русскому языку. Отчего же вы не позвонили в нашу службу "Экстренной лингвистической помощи"? Мы бы бесплатно рассказали, как надо. Наш проект помогает людям уже в течение шести лет. Мы его организовали, как альтернативу бездействию омских СМИ на нашу деятельность. СМИ почему-то посчитали когда-то, что людям тема языковой грамотности будет неинтересна, и только "жареными" фактами кормят молодёжь и взрослых. Страна уже устала от этого некачественного медийного продукта. Людям катастрофически не хватает высокого общения "для людей", а не чтобы "пипл хавал".
По мнению Тамары Скок, объяснять ошибки журналистов общим падением уровня грамотности нельзя. Невежественность, в которой любят упрекать современную молодёжь, совершенно надуманна:
- Не упал уровень грамотности! Если бы мы устраивали периодические мониторинги в разные годы, то было бы примерно одинаковое количество грамотных, безграмотных, начитанных и не очень. Не надо в первую очередь проверять утилитарную грамотность: где буква "а", где буква "о" - это не жизненное знание человека.
Кстати: согласно докладу Организации Объединенных Наций за 2009 год, Россия занимает 15-е место в мире по уровню грамотности. Ближайшими соседями по рейтингу оказались Туркмения и Венгрия, на первом месте Грузия, на последнем - Мали.
Иного мнения придерживается Елена Малышева, доктор филологических наук, и. о. заведующего кафедрой журналистики и медиалингвистики ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. По её словам, лет 15-20 назад уровень среднего образования в сфере русского языка был гораздо выше, чем сейчас:
- Я вижу, что у абитуриентов, будущих журналистов, утрачиваются навыки устного общения и письменной речи. Этому есть объективные причины: виртуальное общение вместо реального, отсутствие итогового сочинения. Есть и субъективные причины - какие-то просчёты в средней школе. У современных студентов появилось какое-то другое отношение к грамотности: они думают, что за них всё поправит компьютер, нет стыда за свою неграмотность.
Кстати: участники IV Международного конгресса исследователей русского языка, который состоялся в Москве в 2010 году, констатируют: "Наблюдается тенденция снижения уровня знания русского языка и владения русским языком учащимися средней школы и студентами высшей школы, что связано, в первую очередь, с понижением качества преподавания русского языка и литературы в средней школе (в частности, с уменьшением числа часов, выделяемых на эти дисциплины, а также с невниманием в высшей школе к воспитанию речевой культуры ее выпускников).
- Сейчас в средства массовой информации допускается широкий круг людей. Во времена СССР этот отбор был более тщательным, людей штрафовали за ошибки, снимали с работы. А сейчас и непрофессионалов много, и профессионалы, к сожалению, утратили свои позиции образца устной и письменной речи. Когда-то прецизионные ошибки (о которых все знают, но всё равно говорят неправильно) выделили в замечательной книге "Не говори шершавым языком". Например, обеспечЕние, мИзерный. Обычные люди могут не знать, как правильно, но почему журналисты до сих пор говорят неверно? - недоумевает Елена Малышева и отмечает, что практически в каждом омском издании, даже с целым штатом корректоров, находит пунктуационные, орфографические и речевые ошибки. - Чем ниже ранг издания, тем ошибок больше - одну-две всегда найдёшь. Мы с вами про ошибки говорим, а должны обсуждать, есть ли собственный стиль у региональных журналистов. Грамотно писать и говорить - это вообще-то критерии профпригодности. Свою индивидуальность нужно проявлять точно не на уровне орфографии и пунктуации. Безграмотность - это не признак СМИ как таковых, это отражение того, что происходит - общего падения культуры, речи, грамотности.
Кстати: в 2012 году поисковая система "Яндекс" сформировала статистику самых частых орфографических ошибок россиян в их поисковых запросах. Из 150 миллионов вопросов интернет-пользователей около 50% содержат опечатки, а остальные 50% - ошибки. Рекордсменом по количеству запросов с ошибкой оказалось слово "Таиланд". Примерно 85% пользователей считают, что в этом слове не хватает буквы "й", что противоречит словарному написанию. Также россияне испытывали трудности со словами "одноклассники", "агентство", "скачать" и, к сожалению, "Россия" и "русский", которые писали с одной буквой "с".
Елена Русаченко, в прошлом корректор издательского дома "ТРИЭС ", РИА "Омск-Информ", в настоящее время ИА "Омск Здесь", рассказала, что оценить общую грамотность омских СМИ трудно, так как всё зависит не от издания, а от каждого конкретного журналиста:
- Орфография обычно не вызывает проблем у журналистов, чаще страдает пунктуация, потому что она сложнее. Несогласование падежей, пропуск букв или слогов сразу бросаются в глаза, все это заметят, обсмеют. А пунктуация - это такая вещь, которую не все знают, мало кто из читателей обращает на это внимание. Поэтому журналисты особо не волнуются по поводу чрезмерного количества или отсутствия знаков препинания. Кроме того, на характер текстов влияет и специфика работы. Интернет-СМИ отличаются оперативностью. Журналисты порой пишут прямо с места события, если новость срочная. Тогда на первый план выходит не грамотность, а скорость выдачи информации. Новость сразу ставят на ленту, и только потом корректор её читает. Но за это время люди уже успевают написать разгромный комментарий - любят ткнуть носом, что "журналисты безграмотные". Бывает и такое, что называется "глаз замылился". С утра всё чётко видно, к концу дня, проведённого за компьютером, у человека падает уровень внимательности, а вслед за ним и уровень грамотности.
Опытные филологи на вопрос о том, как же стать более грамотным и не писать "шершавым языком", в один голос заявляют - читать как можно больше качественной литературы: классической и той, которая включена в школьную программу. Также в каждой семье, по их словам, должны быть словари: толковый словарь Ожегова, Даля, словарь иностранных слов. Помимо этого, необходимо чаще вспоминать правила русского языка и сразу же отрабатывать их, выполняя упражнения. Для этих целей можно использовать учебник Грекова, Крючкова и Чешко "Пособие по русскому языку для старших классов", справочник Розенталя или сайт "Грамота.ру", где собраны и правила, и упражнения.
Полезно проверять свои знания и в "живом" тексте - то есть писать диктанты. Например, принимать участие в ежегодной международной образовательной акции "Тотальный диктант". К сожалению, результаты 2013 года показали, что грамотность у омичей не в моде. Оценку "отлично" смогли заработать только три участника диктанта из 250. Более 50% получили "неудовлетворительно", 36% - "удовлетворительно" и 13% - "хорошо".
Кстати: не многие знают, что в России с 2013 года действует тайная орфографическая полиция. Группа волонтёров занимается исправлением ошибок на памятниках и баннерах в Москве и других городах России: посылают заявки в необходимые ведомства, добиваясь замены неграмотных надписей. Их сообщество в "ВКонтакте" насчитывает более двух с половиной тысяч подписчиков.
Вы сами, уважаемая редакция, не без греха! :)
Поражает еще и большое количество журналистов (даже на центральных каналах) с дефектами речи. А как много тех, кто не умеет толком выразить мысль, тянут фразы, засоряют словами-паразитами! Такое впечатление, что их туда взяли по знакомству просто. Зато все почти говорят громко, напористо, часто истерично. Это, наверное, их так учат сейчас
За все 20 лет жизни прочитал мало книг, знаю минимум правил "ЖШ пиши с И", -тся -ться, перед буквой "а" запятую и тд. Пишу с более менее грамотностью, не претендую на максимальный балл. Проблема в неграмотности из-за интернета, и даже не из-за виртуального общения (ведь в браузерах подчеркиваются неправильно написанные слова). Проблема в том, что многие смотрят картинки, видео, и уже там много неграмотности, и люди это впитывают.
Писать стали не грамотно, потому что читать стали меньше. Всё больше переписываются в интернете, все спешат, сразу высказывают своё мнение. Роль учителя велико, сегодня почти нет настоящих педагогов, которые доносят до подсознания, как правильно писать и говорить.
Просто руковудству нужно раз в год устраивать диктанты для своих работников и проблема решиться сама собой, это заставит людей повторять граматику иначе будет позор перед коллегами!