Сергей Демченков: "Заключённый потребовал реализовать его конституционное право и дать написать "Тотальный диктант"
Интервью  •  СИ «Омск Здесь» 13 апреля 2015, 15:20  •  печать

Сергей Демченков: "Заключённый потребовал реализовать его конституционное право и дать написать "Тотальный диктант"

О тяге к образованности, которую подкрепляет "Тотальный диктант", о желании говорить правильно даже нецензурной лексикой и необходимости за уши вытаскивать из людей грамотность.

Сергей Демченков  •  кандидат филологических наук, доцент, завкафедрой русской и зарубежной литературы ОмГУ, региональный координатор международной образовательной акции "Тотальный диктант"

Регистрация участников "Тотального диктанта" началась 7 апреля, и за первые сутки заявки подали более 500 человек, заполнив главную площадку. На ваш взгляд, сколько будет участников в этом году?

Очень сложно спрогнозировать. В прошлом году мы ожидали человек пятьсот - раза в два больше по сравнению с 2013-м. Но пришло почти 1800 человек. Мы оказались к этому не готовы, нам пришлось на местах организовывать дополнительные аудитории, бросать клич: "Есть ли здесь филолог?", чтобы найти "диктатора". Рассчитываем, что придёт не меньше 2500 человек, но может быть и больше. Даже не решусь спрогнозировать цифры. Жизнь покажет.

Сколько площадок будет действовать в городе и области?

19 открытых площадок и несколько закрытых для студентов и сотрудников соответствующих учебных заведений или работников предприятий. Скажем, радиозавод им. Попова организует специальную площадку для своих сотрудников. Было желание и у других предприятий, но не знаю, доведут ли они до конца этот замысел. Всего на данный момент у нас 26 площадок. По их количеству мы чуть-чуть не дотягиваем до Санкт-Петербурга и близки к родине "Тотального диктанта" - Новосибирску, где их 30.

Также в 24-х районах Омской области впервые открываются 35 площадок. Мы стараемся, чтобы диктант не утрачивал своего духа добровольности и энтузиазма. Старательно разъясняем всем организаторам на местах, что категорически не надо действовать насильственным образом, загонять участников строем и по списку. Но мотивировать как-то людей не запрещается: например, за сертификат отличника "Тотального диктанта" ставить зачёт по культуре речи. Также мы стараемся, чтобы организаторы тоже были заинтересованы в участии.

Поддержку нам оказывали Администрация города и правительство Омской области, Министерство образования региона посодействовало в установлении контактов с организаторами в районах. Но, насколько я знаю, никакой "принудиловки" здесь не было и не ожидается, и губернатор отнюдь не обязывал членов правительства идти на диктант строем.

В прошлом году диктант писали даже заключённые. Стоит ли ждать необычных участников на этот раз?

В прошлом году один из заключённых потребовал реализовать его конституционное право и дать ему возможность написать "Тотальный диктант", чем очень удивил не готовое к этому руководство СИЗО. Они созванивались со мной, узнавали, как это можно сделать. Понятно, что выпустить его на какую-то из площадок не представляется возможным, но в то же время это действительно его право. Так что мы специально отрядили нашего профессора Елену Николаевну Гуц, мужественного человека. Потом ещё несколько заключённых узнали, что будет диктант, и захотели присоединиться.

Сейчас таких запросов пока не поступало. Со своей стороны мы не пытаемся инициировать такие процессы, но если интерес и желание будут, то мы всегда готовы откликнуться. Гипотетически хочет принять участие группа молодых матерей с детьми от полугода до трёх. Пока договариваемся об условиях, потому что это по многим причинам непросто сделать.

Сергей Александрович, на Ваш взгляд, чем вызвана популярность акции - это мода на интеллектуальное развлечение или реальный запрос на образование и повышение собственной грамотности?

Думаю, здесь работает множество разных факторов. Мы живём в эпоху флешмобов, и такого рода массовые акции добровольного характера сейчас очень популярны и активно подхватываются, стоит только бросить какой-то клич. Любое общественное движение, достигнув какой-то планки, либо схлопывается, либо, если оно попало в струю и оказалось востребованным, начинает бурный, энергичный рост (что мы сейчас и видим на примере "Тотального диктанта", чья аудитория стала буквально удваиваться каждый год). Но есть, мне кажется, важный глубинный фактор - интерес к родному языку, желание правильно говорить и писать. Есть неравнодушие к судьбам нашей страны и нашей культуры. Мне запомнился случай, который произошёл в большом торговом центре: мимо проходила парочка мужичков, и один употребил в своей речи не вполне парламентарное слово, но как-то замялся стыдливо и попытался исправить в нём ударение. По-моему, это хороший показатель - даже у самых неизощрённых в филологии людей есть желание сказать правильно.

С каждым годом к "Тотальному диктанту" присоединяются всё более статусные лица - в прошлом году чтецом на главной площадке был мэр, в этом - губернатор. Чиновники легко идут на такое сотрудничество? Кто становится его инициатором - Вы или пресс-службы?

Здесь есть обоюдный интерес. Другое дело, что первые лица - люди занятые, и без инициативы с нашей стороны они - даже если бы хотели участвовать - занялись бы какими-то более важными государственными делами и в конце концов забыли бы о благом порыве. Откликаются на предложение принять участие в акции в том или ином качестве очень легко и с энтузиазмом. Когда направили письмо губернатору, единственное, что он спросил, - что ему надо делать, когда и где это будет. Кстати, Министр образования Омской области сам вышел на нас и предложил провести диктант на одной из площадок.

В качестве участников  будут люди из аппарата губернатора, члены правительства, депутаты Заксобрания и Горсовета. Последние традиционно участвуют, есть там энтузиасты "Тотального диктанта". Не знаю, будет ли какой-то централизованный десант из мэрии. Скорее всего, они просто рассредоточатся по площадкам. В прошлом году мы объявляли номинацию на самый грамотный трудовой коллектив, и уже не одна омская компания, причём крупная, хочет направить своих делегатов на диктант.

В этом году впервые начали работать подготовительные курсы к диктанту. Насколько они популярны?

Пока мы с вами разговариваем, в соседней аудитории человек семьдесят повторяют правила орфографии и готовятся к диктанту. Уже месяц около сотни людей самых разных возрастов и профессий каждую неделю, в пятницу вечером ходят на курсы. Тяга к образованию и правильности речи есть, но её, как и многие хорошо запрятанные качества, надо вытаскивать наружу. Это дремлет в глубине души и само по себе не проявится, его надо взять за уши и вытащить наружу. И "Тотальный диктант" - один из инструментов, которые позволяют это сделать.

Вы как организатор уже видели текст диктанта?

Нет, я его не увижу до 18 апреля. Текст мы получаем буквально за три часа до начала акции. В этом плане я даже в худших условиях, чем участники, потому что смогу нормально прочесть текст лишь после диктанта, до этого вчитываться в него просто не будет времени.

У Вас большая команда? Расскажите о людях, которые работают над организацией акции.

Застрельщиком выступает наш факультет филологии и медиакоммуникаций, поэтому на нас ложится основная нагрузка. Организационные "мозги" диктанта - я и наш декан Оксана Сергеевна Иссерс. Но большинство преподавателей факультета принимают участие и в работе на площадках, и в проверке. Проверять приходится в субботу допоздна и всё воскресенье, потому что работ уже столько, что даже нашим большим коллективом их быстро не проверишь. Участвуют также наши студенты. Не побоюсь сказать, что это полфакультета самых разных специальностей, потому что волонтёров требуется много. Нас поддерживает и руководство вуза, надо сказать спасибо ректору Алексею Якубу за то, что он и в организационном, и в финансовом плане оказывает поддержку, а также декану экономического факультета Людмиле Ивановой, на которую падает вся сложная работа по организации главной площадки в шестом корпусе. Я, безусловно, не всех перечислил. Ещё помогает омское молодёжное пространство "Дача Онегина", где много наших выпускников. Ну и, естественно, организаторы на местах. Такую большую акцию просто невозможно провести узким коллективом.

Вы анализируете ошибки, которые делают участники диктанта?

Есть типичные ошибки. Вызывают затруднения малоупотребительные слова, часто их пишут на свой лад. В прошлый раз многие споткнулись на "машинисте-хохмаче". Этого хохмача в родительном падеже писали десятками разных способов, в том числе, и такими, о которых говорить в печати не стоило бы. Бывают работы, которые почти исключительно состоят из ошибок - их может быть и 50, и 60.

Насколько высок (или невысок) уровень грамотности участников акции?

Тотальный диктант - это не какой-то универсальный и объективный тест на грамотность. Надо понимать, что состав аудитории в разные годы варьируется. Если филфак какого-либо университета захочет массово писать диктант, то понятно, что уровень грамотности в этом городе возрастёт. Как объективные показатели результаты Тотального диктанта рассматривать не надо. Тем более неправильно поднимать крик по поводу того, что Россия безграмотна, как это часто делают журналисты. Тотальный диктант существует не для этого. Это не измеритель грамотности, а средство проверить себя лично и заинтересовать людей в совершенствовании своих речевых и орфографических навыков. Процент отличных оценок в целом невысок. Но, с другой стороны, было бы странно, если бы 20-30 процентов участников писали диктант на "пять". Этого, конечно, хочется, и в какой-то другой идеальной реальности, наверно, это возможно. Печально, что абсолютно грамотных людей мало, но это абсолютно закономерно. Наша задача - стремиться к тому, чтобы их стало больше. Но не надо возлагать сверхнадежд на то, что все напишут "Тотальный диктант", и после этого грамотность возрастёт в разы. Это очень медленный и постепенный процесс, нужны годы и десятилетия, чтобы поднять грамотность в стране на несколько процентов. 

За четыре года, которые диктант проводится в Омске, изменилась ли акция принципиально?

Главное изменение - то, что Омск вообще стал знать о диктанте. Это тоже важно: у людей на слуху название, и они представляют себе, что это такое. Есть места, где выражение "Тотальный диктант" не вызовет никакой реакции. Хотя таковых всё меньше. Кроме того, то, что представители и исполнительной, и законодательной власти в разном качестве активно принимают участие в диктанте, - это важно. Власть осознаёт необходимость поддержки русского языка и необходимость инвестировать в этот процесс, не обязательно материально, можно личными усилиями, позитивным пиаром или ещё как-то. Покорённый в этом году рубеж - мы наконец-то массово вышли в районы. До этого область даже если и знала о диктанте, то не имела возможности в нём участвовать.

Акция достигла в Омске своего пика? В каком направлении она будет развиваться?

"Тотальный диктант" - это реклама грамотной речи. Его конечный смысл не в наращивании аудитории, хотя этот процесс может продолжаться в геометрической прогрессии ещё не один год. Но конечная цель в том, чтобы разовый выход на борьбу с собственной безграмотностью сделать постоянным делом всё большего числа людей. Важен не столько сам диктант как акция, а те последствия, на которые он стимулирует людей. И здесь своей кульминации он не достиг. Можно в этом направлении работать и работать. Хорошо, что в этом году удалось открыть курсы: люди учатся или освежат в памяти знания. Надо проводить другие мероприятия, которые тематически будут связаны с диктантом по русскому языку. Нужно инвестировать (в широком смысле этого слова) в русский язык - и финансово, и людскими ресурсами, и добрым отношением. Так что впереди ещё много работы, и успокаиваться рано. 

Фото: Дмитрий Феоктистов

Читайте также