Иск об отмене тарифов на пассажироперевозки в автобусах малой и особо малой вместимости, установленных Региональной энергетической комиссией 10 сентября 2014 года, подал Валентин Кузнецов, председатель общественной организации "Омский областной комитет по правам человека". Он утверждает, что экономически обоснованный тариф установлен в нарушение закона - на основе неверных данных о пассажиропотоке и объёмах прибыли и расходов перевозчиков.
- На улицах города более шести тысяч маршрутных автомобилей, а учитывается только 2,5 тысячи. В РЭК представлены документы только относительно семи предпринимателей, хотя официально в конкурсе участвовали более ста. И тариф в 22 рубля установлен на основании обследования только этих семи маршрутов в течение 15 дней, - говорит Валентин Кузнецов.
По подсчётам общественника, себестоимость поездки в маршрутке не превышает 15 рублей, всё остальное - "необоснованное обогащение" предпринимателей, которые, к тому же, платят мизерные налоги в бюджет.
То, что РЭК допустила нарушения при установке тарифа, подтверждает проведённая в ноябре проверка областной прокуратуры. По её итогам было вынесено представление об устранении нарушения, однако приказ РЭК так и не был отменён. Сегодня, 13 января, надзорный орган также внёс иск о признании документа незаконным.
- На протяжении длительного времени сложилась, как мы считаем, незаконная практика, когда перевозчики ежегодно обращаются в орган регулирования и не предоставляют данные о своих фактических доходах и расходах за предыдущий период. В итоге реальная стоимость проезда в Омской области органом регулирования не выясняется. Мы хотим, чтобы предприниматели предоставляли фактические, открытые данные о своей деятельности, и чтобы на основании этого тариф был экономически обоснованным, - рассказал нашему корреспонденту старший прокурор областной прокуратуры Александр Ильин.
Судебное заседание, на котором рассмотрят два иска, назначено на начало следующей недели. Его будет предварять беседа в областном суде с представителями прокуратуры и РЭК.
Если исковые требования надзорного органа будут удовлетворены, действующие тарифы на проезд в маршрутках отменят после вступления в силу судебного решения.
Добавим, что у омских прокуроров есть опыт отмены решений РЭК: в 2013 году Верховный суд России постановил произвести перерасчёт потребления холодной и горячей воды по ОДН для потребителей "ОмскВодоканала".
Сколько себя помню, владельцы маршруток вечно жалуются на низкие доходы. И стоит только поднять расценки, как спустя пару месяцев опять начинаются жалобы. А по-моему, 15 рублей за проезд вполне достаточно. У владельцев маршруток все равно остается масса лазеек для получения прибыли - на самом деле практически невозможно подсчитать реальное количество пассажиров, расходы на топливо, ремонт и пр. И нечего жаловаться - в период кризиса рассчитывать на сверх прибыль не приходится - всем тяжело.
Думаю, транспортные компании не уверены, к какому курсу рубля по отношению к доллару привязывать свой тариф на поездки. Пока стабильность не вернётся, цены на проезд будут колебаться.