Моду нельзя называть модой, если её не носят на улице.
Коко Шанель
Сегодня в областном Экспоцентре состоялось торжественное открытие юбилейного Международного фестиваля искусства и дизайна "Формула моды: Восток-Запад 2016" и конкурсный показ коллекций участников. Форум проводится уже в 20-й раз, с каждым годом появляются новые тренды, новыми становятся и сами участники. Несмотря на городские реалии, мода, как обещают организаторы, останется вне политики и кризиса.
В конкурсном показе участвовали более 200 моделей - они продемонстрировали 50 дизайнерских коллекций. Уровень работ участников - от начинающих до профессиональных, география конкурса - восемь городов России.
Юбилей дизайнерского конкурса совпадает с 300-летием города, и поэтому он посвящён Омску: его прошлому, настоящему и будущему. Художники представили свои работы в пяти номинациях: "Сибирская погода" (верхняя одежда), "Омские улицы" (проектирование повседневной одежды), "День города" (модный омский образ), "Омск вечерний" (праздничный образ) и "Сувенирный дом" (аксессуары).
Участники отразили в костюме историю Омска, используя культурный, архитектурный и художественный потенциал города. В качестве творческого источника они использовали шедевры изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также образы природы. "Дизайнеры - изобретательный и хитрый народ. Я думаю, что они найдут средства и инструменты реализации заявленной концепции и, несмотря на то, что мы сузили сами номинации по смысловому значению, дизайнеры охотно их расширят", - говорит директор фестиваля Эмма Васильева.
Особенными в этом году стали и материалы. Место традиционного хлопка на подиуме заняли массивные мебельные ткани. Благодаря совместному проекту ОГИСа со студией "FLAT / Декор" молодым дизайнерам удалось поработать с эксклюзивными тканями из коллекции Жана Поля Готье. Превратить изделие из этой ткани в модель прет-а-порте несложно - в большинстве случаев её основу составляет не искусственная нить, а хлопковая или даже шерстяная. При этом по эргономичности и гигиене "мебельные" ткани ничуть не уступают материалам, предназначенным для повседневной одежды обычного кроя.
Если раньше мы говорили, что ткань портьерная и годится только для штор или диванов и подушек, то сегодня интерьерные ткани стали сложнее и интереснее, и когда с ними работают великие дизайнеры-модельеры, они превращаются в наполненную смыслом историю. <…> Я думаю, что эти ткани будут служить интересной и смысловой нагрузкой на подиуме. Костюмы из этой ткани вполне носибельные, особенно если говорить о верхней одежде или одежде на подкладке, - говорит Эмма Васильева.
Приложить руку к эксклюзивным тканям довелось восьми дизайнерам из Омска. В числе счастливчиков - второкурсницы ОГИСа Екатерина Сединина и Анастасия Коповая. При создании коллекции "Записки из…" девушки обратились к душевному состоянию Федора Достоевского, в котором писатель пребывал на каторге в Омском остроге. Месяцами молодые дизайнеры изучали историю, чтобы увидеть, как оно меняется на протяжении четырёх лет. В пяти моделях, составляющих коллекцию, образ узника создают тёмные пальто, пиджаки и свитера.
- Мы внимательно изучали одежду каторжников, специально искали старые фотографии. Само состояние душевности будет прослеживаться в силуэтах и общем колорите коллекции. Большая часть времени ушла на изучение истории, затем долгий отбор тканей. В основном это костюмные и пальтовые ткани. Они плотные и весомые. Сам образ манекенщиц подходит для заявленной темы, и акцент мы сделаем на самих моделях одежды, - говорит молодой дизайнер Екатерина Сединина.
Среди работ - вдохновение омской весной, творчеством художника Михаила Врубеля и даже городской романтикой. Не обошлось и без замысловатых и комических названий коллекций. Так, "Мистер Пигги", поначалу отсылающий к омской политике, оказался не чем иным, как мужской коллекцией в розовых тонах, а коллекция "А у меня всё прекрасно" от дизайнера из Сочи для многих омичей явно звучала не без издёвки. Название коллекции "Цветы под асфальтом" и вовсе хотелось продолжить словами "...которого нет".
.
Молодые дизайнеры предпочли показать в этом году зеркальную двусмысленность мужского и женского характера, воссоединив их в своих коллекциях. Модели-мужчины облачались в лёгкие ткани и обнажали плечи, а девушки примерили массивные пиджаки и широкие свитера. Сочетание противоположных друг другу элементов стало принципом большинства коллекций - лёгкие ткани чередуются с более плотными материалами, строгие линии - с нежным орнаментом.
"Ядро" большинства коллекций представлено андрогинным модельным рядом: свободные брюки и мужские рубашки, пиджаки и пальто, кажущиеся на размер больше положенного. А представленные во время показа немногочисленные платья с цветочным принтом, юбки плиссе и длинные блейзеры сопровождались ретро-деталями: элегантные шляпы, очки и пышные банты - всё это напоминало о чувственной романтике Омска.
Участник из Новосибирска Роман Романовский привёз в Омск мужскую коллекцию с японскими мотивами. Для того чтобы отразить в ней дух Омска, дизайнер обратился к образу жителя современного города. Признаётся, эта работа - эксперимент, в том числе и с тканями.
В моей коллекции "Абие" присутствует как верхняя одежда, так и сорочки и брюки. За основу я взял нетканый материал, из которого делают соломенные шляпы и изготавливают подставки под горячее. Мне понравилась, прежде всего, жёсткость и фактурность этого материала. Конечно, присутствует традиционный хлопок, кожаные вставки, - поделился Роман. - В коллекции много пышных вставок и форм, что присуще женским костюмам. И это своего рода эксперимент, чтобы посмотреть, как они будут смотреться именно в мужской коллекции.
Роман согласен, что омская школа дизайна одна из лучших в стране, но отмечает при этом, что и в Новосибирске воспитали немало талантов. Однако омского дизайнера, по словам Романовского, видно сразу: его отличают смелые идеи и яркие цвета: "Новосибирск больше направлен на конструктивные элементы, а в Омске серый город скрывается за яркими нарядами, в образах передаётся настроение".
Имя лучшего из 50 дизайнеров назовут завтра, и главная награда довольно внушительна: обладатель Гран-при отправится на стажировку в крупнейшую меховую компанию в Копенгаген. Приятный бонус всем участникам гала-показа - поощрительный денежный приз для каждого из 28 дизайнеров. Всего же призовой фонд в этом году составит 700 тысяч рублей.
Однако чтобы имена этих дизайнеров зазвучали на всю страну, не хватит суммы главного приза, ведь омский фестиваль - лишь первая ступень лестницы в высокую моду. Впрочем, за свою двадцатилетнюю историю "Формула моды" уже смогла заявить свыше десятка громких имен, доказывая, что омская школа дизайна давно уже переросла городскую среду.
Посмотрев на фото, многие модели даже невозможно идентифицировать как нравящиеся или не нравящиеся. Зато видно, как фотограф старался :)
Правильно сказала Коко Шанель, а вот посмотрев на фото многие модели не оденешь на улицу.