Сегодня, 16 октября, в живописном зале музея им. М.А Врубеля под брендом "Формула моды" состоялся IV ежегодный всероссийский фестиваль искусства и дизайн "Сибирская этника-2015". Его можно смело назвать уникальным культурным событием, которое привлекает внимание не только к ценностям традиционного национального костюма, но и отсылает к его этнической самобытности и многообразию.
Фестиваль в этом году можно отнести к празднику смелых творческих идей, в основу которых дизайнеры заложили элементы не только этнического костюма прошлых веков, но и современные силуэты. Из войлока, трикотажного полотна, хлопка, кружев, органзы и пальтовых тканей юные модельеры создали костюмы с замысловатыми, но неслучайными названиями: "Кабы я была царица", "Цветок_свобода_камень", "Там на неведомых дорожках" и "От того, что Русь люблю".
Так как 2015 год является годом литературы в России, творческим девизом фестиваля стали "Сказания", и именно литература вдохновляла участниц на создание модных образов. Развевающиеся юбки с принтами, необычные головные уборы и длинные косы - модели выглядели словно сошедшие со страниц русских народных сказок героини. Сопровождался их выход музыкальной темой русских народных напевов и этнических мелодий.
Основная конкурсная программа включала показ 68 костюмов. Оценивались работы традиционно по трём номинациям, и каждый участник конкурса должен был представить один модный образ. Какие - то работы вызывали восторженные взгляды зрителей и членов жюри, а какие-то лишь улыбку, но все представленные комплекты, безусловно, были достойны аплодисментов.
Победителем в номинации "Платье-сувенир", в которой художники проводили стилизацию народного костюма в контексте сказок, былин и пословиц, стала коллекция Виктории Вейгант из Омска - "Кабы я была царица". На её создание дизайнера, вероятно, вдохновили русские сказки. Активное использование различных приёмов декорирования и работа с большими формами и аксессуарами - по мнению жюри, именно это сыграло на руку мастерице.
"Кабы я была царица"
Второе место было отдано Валерии Жернаковой из Омска за комплект "Загадка", а третье место жюри присудило Анастасии Урсеговой из Тюмени за "Полихронизм осени". В костюмах обе девушки использовали лёгкие ткани с восточным орнаментом, не обременяя образ броскими аксессуарами.
"Загадка" и "Полихронизм осени"
Для меня этот фестиваль большой праздник. Этот конкурс уникальный не только для нашего города, но и для нашей страны. Сегодня я в очередной раз убедилась, что мне повезло, что когда-то я закончила одну из лучших школ дизайна, и сейчас и ОГИС, и кафедра дизайна костюма развиваются в этом направлении, - отметила член жюри конкурса, дизайнер Екатерина Скатова.
В номинации "Этника в городе", современной интерпретации этнических стилевых направлений в одежде прет-а-порте, победу одержала дизайнер из Омска Анастасия Типсина с образом "Барышня-крестьянская". Именно она умело использовала разнообразные технологические приёмы в повседневной одежде для города. Второе место было отдано комплекту "В темном лесе" Екатерины Давыдовой из Омска, а третье - омичке Дарье Осиповой за модель "Лесовица".
"Барышня-крестьянская"
"В темном лесе" и "Лесовица"
Тонкое заимствование и авторскую переработку орнаментов с этно-смыслом дизайнеры демонстрировали в номинации "От ремесла к искусству". За смелые эксперименты с формой, высокое качество шитья, эксклюзивные технологии и высокохудожественное решение образа победу вручили Наталье Гуляевой за комплект "Багрянец".
"Багрянец"
Сегодня судить было очень легко и приятно. Все дизайнеры талантливые, и за ними будущее. Но, прежде всего, я бы хотел поблагодарить директора музея им. М. А Врубеля Юрия Трофимова за предоставленную площадку для показа. Именно благодаря ему здесь не первый год встречаются лучшие образцы из прошлого и тенденции, которые мы вместе определяем на будущее. Здесь рождается актуальность. То, что называется модой на этой границе прошлого и будущего, - говорит Сергей Деменский, заместитель генерального директора по связям с общественностью Межгосударственной корпорации развития, член жюри конкурса.
Второе место в номинации "От ремесла к искусству" отправилось в Новосибирск вместе с дизайнером Романом Романовским за комплект "Похвирь", а третье место досталось омичке Полине Журовой за комплект "Вереск".
"Похвирь" и "Вереск"
Главный приз фестиваля - Гран-при - в этом году вручили дизайнеру Татьяне Орловой из Костромы за комплект "Пава". Вразрез с тенденциями и современным веяниями дизайнер представила коллекцию визуально тихую и спокойную.
Татьяна Орлова и её образ "Пава"
Участие в этом конкурсе уже само по себе победа. Подобных конкурсов у нас в стране нет. Ни в Москве, ни в Петербурге нет конкуров, где бы участвовало более 100 человек. А у нас их больше. Сегодня фестиваль ещё не заканчивается - завтра будут другие номинации и мастер-классы. И сравнить "Сибирскую этнику" сейчас не с чем. Это единственный фестиваль, который дает такие большие возможности молодым и талантливым дизайнерам, - отметил Александр Хилькевич, аналитик моды, председатель жюри конкурса.
Добавим, что в прошлом году главный приз - Гран-при - жюри присудило дизайнеру из Омска, студентке ОГИСа Юлии Русиновой за коллекцию "Пепел и снег". Другие лауреаты прошлых фестивалей активно продвигаются и занимают почётные места среди молодых дизайнеров уже всего мира.
Точное попадание в "Сказания" было, наверное, у 60% представленных комплектов. Мы сегодня увидели много литературных персонажей, и это было заметно даже в названиях. Работать в одной теме всегда сложно, и тем более создавать один образ, но с задачей все участники справились. Сегодня дизайнеры показали очень много новых интересных полотен и традиционных вышивок и техник, которые тоже согласно изменившемуся времени, стали другими. И в этот раз при выборе победителей команда жюри была едина, и разногласий насчёт присуждения главного приза у нас не было, - подвела итоги четвёртой "Сибирской этники" директор фестиваля Эмма Васильева.
Кто бы ни победил, но это, прежде всего возможность молодых дизайнеров проявить себя, показать свои идеи.
Круто, что конкурс собрать сумел так много молодых и талантливых очень дизайнеров.
Впечатляет разнообразие костюмов и их количество. Не каждый день можно увидеть 68 традиционных национальных костюмов.
Прочитав название «барышня-крестьянка» удивилась, глядя на фото, совершенно современный наряд получился модный и стильный. То ли крестьянки стали по-другому к моде относиться, либо барышни из города уехали в села.
Красивые девчонки и с нарядами постарались, это видно. Мне "Вереск" очень понравился, сказочный образ получился.