В понедельник, 28 сентября, в Омск приехал член попечительского совета Эрмитажа, народный артист России, кинорежиссёр Александр Сокуров. Знаменитый гость представил свой новый фильм "Франкофония" и поддержал программу создания центра "Эрмитаж-Сибирь". Сокуров отметил, что в России есть великая национальная музейная культура, а Эрмитаж для него - главное место на родине в России. У режиссёра даже есть там любимые залы.
- Я тот человек, который должен сделать всё, что в моих силах, чтобы поддерживать моё национальное достояние. Эрмитаж - моё национальное достояние. Я - русский человек, и я хочу защищать достоинство моей культуры, и я готов к этому, - говорит Сокуров. - Когда-то я свою жизнь как жизнь цивилизованного человека начинал именно с Эрмитажа. <...> Есть залы, которые вызывают большой внутренний эмоциональный отклик, которые мне кажутся гармоничными, и в которых удивительное соединение человеческого тепла и эстетики. Есть и художники, без которых я не могу, например, не могу без Эль Греко. Это часть моей сущности. Я как русский человек формировался и создавался этой культурой. Всякая музейная культура важна, потому что это оригиналы. Мы приходим на встречу с оригиналом. Но я в музеях устаю, потому что большие произведения искусства потребляют наши души, наши сердца.
Напомним, культурно-образовательный центр "Эрмитаж-Сибирь" разместится в обновлённом здании страхового общества "Саламандра" 1914 года постройки. В отремонтированном здании будут проходить выставки из коллекций Эрмитажа, лекции работников, встречи с художниками, а также образовательные программы для омской молодёжи. Реконструкцию планируют закончить к празднованию 300-летия города в следующем году. Известно, что из закрытых фондов Врубелевского музея в центр передадут образцы отечественной постреволюционной живописи, а экспозиция объединит несколько направлений искусства.
Александр Сокуров также привёз в Омск свой последний фильм "Франкофония", который не будет показан в России, потому что, по мнению режиссёра, в нашей стране нет национального проката. Финансирование картины осуществлялось Германией, Францией и Голландией. Смысл фильма, получившего приз как "Лучший европейский фильм" на 72-м международном Венецианском фестивале, заключается в необходимости спасения сокровищ Лувра во время Второй мировой войны. Однако, по словам самого режиссёра, его картина не только о спасении музеев в прошлом веке, но и о сегодняшних опасностях - о тех, кто хочет уничтожать и властвовать.
- Мы можем показать фильм, который только что сделан и который не будет показываться в России. Может быть, он будет кому-то интересен на показе сегодня. Это фильм о военной истории, 1940-й год, когда мировая война набирала обороты, когда немцы вошли в Париж, и как удавалось сберечь то, что было достойно спасения. Один из персонажей нашего фильма - Лувр, а Лувр в моём представлении не мог возникнуть без Эрмитажа. И появилась возможность показать этот фильм здесь, в кинотеатре. Картина простая, скромная, никаких эффектов там нет, - рассказал о фильме режиссёр.
Честно, жду наконец открытия нашего Эрмитажа, да и хорошо, что к 300-летию откроют