OmskZdes.ru

#встречисавтором • 5 ноября 2025, 18:09

"Пытаюсь идти за Толстым". Молодой литератор о философии жизни, смерти и искусства

Автор: Мария Хоменко

 

Сегодня в проекте #встречисавтором - поэт Егор Арестов. Он любит литературу, пишет стихи, учится в университете и в будущем хочет ничего не хотеть.

 

В интервью "Омск Здесь" он рассказал, как был встречен его первый поэтический сборник, в чём видит счастье, почему выбирает аскетичный образ жизни и что помогает ему меньше бояться смерти.

- Недавно ты выпустил сборник стихов "Что такое любовь?". В нашем выпуске ведущей темой можно назвать смерть - было много стихов о ней и неоднократно говорилось о некотором страхе перед этим явлением. Эрос и танатос - то, что особенно беспокоит молодого человека в 20 лет?

- Не знаю насчёт эроса, танатоса и не могу говорить за всех своих сверстников. Мне кажется, любой человек думает о смерти. Я предполагаю, что так или иначе все её боятся. Только кто-то задаётся вопросом о смерти напрямую, а кто-то прячется от него: в заботах о материальном благосостоянии, в попытках стать великим человеком, то есть прославиться, или в состояниях искажённого сознания. Один хочет думать, что защищён богатством, другой грезит бессмертием в веках, третий притупляет страх и недоумение перед жизнью яркими телесными ощущениями. Конечно, это условное деление: на деле в определённом соотношении эти "личности" существуют в каждом человеке. Их жизнь в моём теле - это то, что меня беспокоит.

- Какие ещё вещи волнуют? О чём хочется высказаться в художественном тексте?

- Меня волнует состояние собственной души. Мне кажется, что счастье в том, чтобы всё больше и больше понимать себя, потому что это даёт возможность полнее видеть мир вокруг. Изучая себя, понимаешь, какие желания твои, а какие навязанные, какие делают свободнее, а какие несчастнее. Это как уборка дома: кажется, комната тесная, кружку некуда поставить - а когда выкинешь всякий хлам, оказывается, что места полно. Только так со свободным временем. Об этом я и хочу говорить в творчестве, фиксируя опыт своей жизни. Пелевин писал: "Наша проблема в том, что мы как народ и духовная культура пошли не за Толстым, а за Лениным и Сталиным". Я вот пытаюсь идти за Толстым - и наблюдения всё чаще отражаются в стихах.

- В твоих стиха часто фигурирует дождь. Для тебя это символ очищения и свободы или, наоборот, подчинения стихии и судьбе, которыми человек не в силах управлять?

- Дождь - это в первую очередь вода. Она везде, во всём. Для меня это некий символ Бога - такой вот языческий пантеизм (в творчестве). Мне кажется, я никогда не придавал образу дождя или снега значения очищения или судьбы. Во время молитв я замечал, что единственный ответ, который ты можешь получить от Бога: "Я есть". И это ощущение присутствия самоценно. Поэтому я рад, что возник такой вопрос, ведь в основе образа дождя или снега - воды - у меня всегда была неопределенность.

- Какую обратную связь ты получил по выходе сборника стихов о любви?

- По выходе сборника я получил всё, чего ждал: кто-то смеялся над предисловием, кто-то размышлял над формой, кто-то критиковал за то, что "так много девушек", кто-то, кажется, остался в недоумении. Я не ожидал, что снимут репортаж, сделают репост в группе филфака и найдутся те, кто поможет с распространением. Всем, кто меня поддержал, я очень благодарен!

- В прошлый раз ты был в нашем проекте с прозой. Продолжаешь писать или сосредоточился на стихах?

- Прозу пока не пишу. И тот рассказ, как полагается, своим уже не считаю. Но именно благодаря прозе я попал на "Высь". Я писал ужасные стихи, а критику на них я получил только из-за рассказа (другого), который показался неплохим: благодаря сносной прозе обратили внимание на плохую поэзию. Эта критика дала положительный импульс, я стал больше стараться и прошёл отбор на высевский вечер дебютантов: как мне теперь кажется, прошёл с отвратительным скрипом. Я хочу писать прозу, но времени пока нет.

- Почему решил учиться на филолога? И именно в педуниверситете?

- Мне всегда казалось, что нужно делать то, что тебе нравится, тогда будешь счастливым. Мне нравилась литература. Поступил именно в педагогический случайно; желание стать педагогом, как и у многих, пришло во время учёбы - причина тому, конечно, преподаватели. Они вдохновляют.

- Ты говорил, что купил гвозди для йоги, чтобы меньше бояться смерти. Как они в этом помогают?

- Гвозди пока не помогли, потому что я не нахожу на них времени. Мне нравится их идея: ты боишься, что сейчас они проткнут тебе ступни - но это только иллюзия ощущений, которую можно преодолеть практикой. Страх - это болезнь души, которая часто питается ощущениями тела. Неплохо пострадать телом для здоровья души, куда хуже страдать душой ради прихотей тела - так писал Толстой, и я с ним согласен.

- А поэзия помогает перед страхом смерти?

- Мне кажется, что суть поэзии в том, чтобы вдохновлять человека. Как и музыки. Поэзия очень близка к музыке, только последняя ещё менее вещественна. И по такой логике, конечно, помогает. Вообще, любое творчество - это не только отражение реальности и подражание ей. Это ещё и создание новой реальности. Какой-то желаемой реальности, идеала. Потому что больше удовлетворения и счастья мне приносит в жизни искусство. Ну ещё человеческие взаимоотношения (улыбается). В общем, искусство - это одна из вещей, которая заставляет жить. Потому что люди часто разочаровывают и часто уходят из жизни. А искусство... его сложно искоренить.

- Ещё ты отмечал, что по крови ты русский, поляк и цыган. Цыганская кровь не толкает на безумные подвиги?

- Нет, цыганская кровь ни на что не толкает, более того, я верю, что люди все одинаковые, вне зависимости от национальности. Видишь это, когда знакомишься с мировым искусством и когда встречаешь иностранца, который хорошо говорит на твоём языке. Мы все разные, только вне зависимости от "крови" - это уже корреляция.

- Почему в будущем хочешь "ничего не хотеть"? Чего хочется сейчас? И разве молодость не предполагает мыслей о безграничных возможностях и неограниченных желаниях?

- Человеку надо мало. И зачастую он даже не представляет, насколько ограничивает себя этим безграничным каталогом чужих желаний. Точнее бесконечным, потому что границы есть всегда, во всём - особенно в человеческих возможностях. Я не хочу ничего желать, потому что хочу жить в настоящем, а не в будущем - никому не доступна жизнь в будущем, тогда зачем помещать туда своё счастье? Мне кажется, на самом деле оно не дальше вытянутой руки. К тому же часто границы желаний (тем более безграничных) наступают на границы чужой свободы - зачем мне это! Ради возможности пить кофе в "Скуратове" и есть фалафели в "Горохе"? Я лучше посижу на рисе.

Фото: Илья Петров

 

Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/vstrechisavtorom/90188.html