OmskZdes.ru

#встречисавтором • 24 сентября 2025, 18:32

"В Омске классно!" Писательница Маргарита Полонская - о дебютном романе и любви к сибирскому городу

Авторы: Виктория Абзамилова, Мария Хоменко

 

Сегодня в проекте #встречисавтором - Маргарита Полонская, писательница из Петербурга, участница первого омского фестиваля актуальной литературы "Книжный дворик" (0+). В рамках фестиваля она презентовала свой дебютный роман "Сахарная пудра", герои которого ходят по улицам Омска, дышат его воздухом и... едят круасаны местного производства.

 

В рамках нашего проекта автор прочла отрывок из "Сахарной пудры", а в интервью рассказала, как создавалась её первая крупная фикшн-проза, можно ли прийти к издателю всего лишь с идеей, какими воспоминаниями об Омске дорожит и почему не согласна с мнением, что, покидая родной город, его вспоминают без любви.

- Маргарита, как вы написали эту книгу? Чего стоило ощутить её тактильно в своих руках: творческих мук или, может быть, долгих переговоров с издательством?

- Творческих мук никаких не было, всё было супер. Мне очень повезло попасть в издательство "Поляндрия", это замечательная команда профессионалов. Когда я туда попала, у меня был только замысел и небольшой отрывок. Мы вместе с редакторами несколько месяцев работали над замыслом, на этапе рукописи они задавали уточняющие вопросы, которые помогли мне прийти к тому тексту, который в итоге получился. Потом была литературная редактура, и там ещё текст поменялся. С редакторами повезло которые - мне как дебютанту было непросто довести такую большую форму до конца. До этого я писала рассказы, и редакторы прям мощно поддерживали, поэтому я не скажу, что это были какие-то муки, это был просто первый рабочий процесс: много неизвестного, но очень интересно.

- Как это работает? Ведь кажется, что писатель сначала сам пишет книгу, а потом идёт в издательство, чтобы её опубликовать?

- В прошлом году я участвовала в лаборатории "Действующие лица". Это лаборатория, которая проходила на базе Дома творчества Переделкино, её проводили Агентство социальной информации и Школа литературных практик. Там я познакомилась с Алесей Атрощенко, это филолог и соосновательница этой школы. И потом я хотела поехать в Переделкино на индивидуальную резиденцию и попросила у Алеси рекомендательное письмо. Она спросила, с чем я буду подаваться. И я прислала ей вот этот замысел, который был описан просто в формате синопсиса. И она сказала, это очень интересно и хотела бы это отправить в издательство "Поляндрия NoAge" Юлии Петропавловской, главному редактору серии "Есть смысл". И она отправила, а Юля сказала, что очень интересно, хочется почитать какой-нибудь фрагмент. У меня его на тот момент не было, я его написала и отправила - им очень понравилось.

Вообще, насколько я знаю, в издательство не всегда приходят с уже готовыми рукописями. Часто и на этапе замыслов отбирают, и на этапе черновиков. Это для издательства в каком-то смысле даже интереснее. Потому что, когда рукопись уже готова, автору больнее её править и от чего-то отказываться или, наоборот, что-то добавлять. Вот у меня, например, не было любовной линии, а редактор сказал, что её не хватает. Я согласилась с этим и добавила - от этого текст стал насыщеннее.

- О чём вы пишете? С каким посылом? Для чего?

- Для удовольствия. Мне это приносит много радости. Я сама люблю смотреть сериалы, читать книги, и мне всегда хотелось тоже что-нибудь такое сделать. Я начинала писать рассказы в жанре автофикшн, это когда история основывается на личной жизни автора. И так получилось, что все мои рассказы были написаны под конкретные конкурсы. Я вообще училась в сценарной мастерской и не планировала писать прозу, просто увидела конкурсы, попробовала написать и потом подумала, что на большую форму моя жизнь точно не тянет, потому что нет такого количества событий, которые, как мне кажется, было бы интересно уместить в полноценную книгу.

Всё, что написано в "Сахарной пудре", я придумала. И я очень этому рада, потому что сама замечаю за собой, что мне интересно, когда есть какое-то приключение, экшн. Я сама больше внимания обращаю именно на выдумку, чем на то, что основано на реальных событиях.

- А почему местом действия выбран Омск? Как было принято решение поселить героев здесь? И есть ли какие-то параллели?

- Я выросла в Омске, жила здесь с двух до семнадцати лет. И считаю себя омичкой, это мой родной город, я его обожаю, я очень не хотела уезжать отсюда. Просто так получилось, что я поступила в Петербург и туда переехала, и больше обратно не приезжала. И мне часто интересно, как бы сложилась моя жизнь, если бы я осталась в Омске: чем бы я занималась, в какие бы кофейни ходила - в общем, какая-то параллельная жизнь в голове у меня была. И когда я стала думать над книгой, я поняла, что из городов я знаю только Омск и Петербург. Петербург перенасыщен историческими событиями, там будто даже нет места, где бы такая новая история могла развернуться, потому что всё слишком историческое, культурное наследие и всё такое. А в какие-то спальные районы мне совсем бы не хотелось идти, потому что там мне самой иногда не очень приятно. Тогда я подумала, что нужно идти в Омск.

Плюс и в рассказах, и в сценариях я часто возвращаюсь к теме отъезда из родного города, потому что это меня беспокоит. Тема, когда люди оставляют родной город, для того чтобы построить карьеру или будущее. И я знаю, что многие наоборот остаются в Омске намеренно и развивают это место. И я восхищаюсь этими людьми. И как раз многие из моих героев так и делают. Они занимаются искусством и благотворительностью в Омске, они дружат и вообще классно проводят время, замечательно живут. Это прекрасные люди. Я старалась так описать всех героев, чтобы все поняли, как в Омске классно!

- Есть известная фраза "Не пытайся покинуть Омск". Тем не менее, многие покидают - с удовольствием, с жаждой, с желанием забыть его или поругать. И потом редко вспоминают о родном городе с любовью. Почему у вас вышло иначе?

- Ну, я, если честно, с вами не согласна. Все омичи и омички, которых я встречаю, с таким восхищением говорят про Омск. Есть бренд JVCR, и иногда я встречаю омичей в футболках с этим словом. А когда я училась в университете, там было много приезжих, мы все жили в общежитии, и не было такого, что люди ругают свои города. Потому что, во-первых, это места, в котором, мы все выросли, во-вторых, это семья, это дом. Понятно, что везде есть свои приколы и то, что хотелось бы изменить. Но не могу с вами согласиться насчёт того, что люди ругают место, откуда они уехали. Может быть, кто-то, но я таких людей не знаю. Я бы даже не хотела, наверное, не то чтобы дружить с такими людьми, но... Не знаю. Наверно, было бы интересно встретить человека, который сказал бы "ненавижу это родной город, фу".

- Каким было ваше детство здесь?

- Детство - это очень важный период в жизни любого человека. Оно формирует нас и меня тоже. Я себя ассоциирую с Левым берегом. Я выросла в районе 11-го микрорайона, где магазин "Фестиваль". Это девятиэтажки серые одинаковые в основном. Там же находилась школа, где я училась. Насколько сейчас вспоминаю это время, мне казалось, что это очень красивое место, и мне очень хорошо находиться там. Хотя с возрастом, когда я побывала в других городах и странах, красота стала означать что-то другое, и вот эта вся эстетика панелек сейчас мне, наверное, не близка. А в то время мне казалось, что это прям вау. И часто, вспоминая Омск, я вспоминаю именно мой серый дом, девятиэтажный, без каких-то мозаик и рисунков, просто серое девятиэтажное большое здание. И при этом там возле каждого подъезда очень красивые клумбы, которые люди сами высаживают. Цветы, мягкие игрушки, прибитые к дереву, чтобы тоже украсить район своими силами. Лебеди из шин белые. И ещё, наверное, огромная лужа рядом с подъездом. Вот, такие воспоминания.

- А чем увлекались в детстве?

- Я много чем увлекалась в детстве, и многое было интересно. Когда мне было лет 10, я написала роман на альбомных листах А4 ручкой. Не помню точный сюжет, но это любовная драма, навеянная сериалом "Бедная Настя" и всеми сериалами по каналу СТС, которые я смотрела в детстве.

- Как вы считаете, для чего человеку в 21 веке в руках книга?

- Ну, во-первых, книга - это отдельное произведение, огромная работа команды - от обложки и до выбора шрифта, плотности страниц. Держать книгу в руке - это не то же самое, что читать её с телефона. И мне, например, нравится читать в бумаге, потому что я устаю от телефона и от компьютера на работе и в целом в жизни. И чтение печатной литературы просто успокаивает нервную систему. Мне кажется, это классный ритуал - просто лежать на диване, в пледе, пить кофе и читать книгу. И ничего не отвлекает, никакие уведомления.


Подробнее о своей книге и участии в фестивале "Книжный дворик" Маргарита Полонская рассказывала здесь.

Фото: скриншоты проекта "Встречи с автором"

 

Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/vstrechisavtorom/89789.html