OmskZdes.ru

#встречисавтором • 1 октября 2025, 18:44

"Книги делаются по любви". Интервью с писательницей Полиной Щербак

Авторы: Виктория Абзамилова, Мария Хоменко

 

Сегодня в проекте #встречисавтором писательница из Челябинска Полина Щербак. На первом омском фестивале актуальной литературы "Книжный дворик" (0+) она презентовала книгу "Мой май".

 

Преподаватель по образованию и журналист в прошлом, она знает, как писать не только интересные, но и понятные юному читателю тексты. Помогает в этом и то, что сама ощущает жизнь как подросток. О том, каково быть писателем в регионе, почему не стоит заставлять детей читать, какие темы в литературе привлекают подростков и зачем в цифровой век бумажные книги, Полина Щербак побеседовала с корреспондентом "Омск Здесь".

- Расскажите подробнее о сборнике рассказов, с которым вы приехали на фестиваль.

- Это сборник подростковых рассказов "Мой май". В нём 11 рассказов, объединённых тем, что действие каждого происходит в мае. Это рассказы о школьниках, семиклассниках. Несмотря на то, что там нет одной сюжетной линии, все они связаны "стишками": мы можем видеть персонажей, которые встречаются то в одном, то в другом рассказе, места, которые повторяются - так получается цельное повествование.

Прочитанный мной "Пирожок за Надежду Егоровну" - это рассказ о жизни и о смерти, весёлый рассказ о кладбище. Он о том, что жизнь всегда продолжается, но также о том, что продолжается наша связь с людьми, которых сейчас нет с нами, и любовь всегда остаётся внутри, в душе.

- Каково это - писать для детей и подростков? В чём особенность?

- Писать для детей и для подростков - это, скорее, способ мыслить. Чаще всего я вижу и чувствую мир как подросток. Это моё мироощущение и мне просто передавать подростковым языком подростковые ощущения. И я не боюсь каких-то тем и не стараюсь чему-то научить подростков. Потому что я помню это ощущение: тебе хочется поговорить, а не когда тебя будут чему-то учить.

Для детей это несколько другое: в сказках, в историях для них много нежности и какого-то очень наивного и тёплого мира, ощущения - хочется передать, что наш мир - это чудо. К сожалению, я мало пишу именно для детей, но получаю от этого большое удовольствие. И истории для более старших читателей, которые я пишу сейчас, - это тоже какой-то новый взгляд. В общем, наверное, у меня в голове просто постоянно звучат разные голоса и я периодически прислушиваюсь к какому-то из них.

Детская и подростковая литература вообще бывает очень разная. Есть много книг, которые написаны так, как мы привыкли, когда читали советские книги, классику. Многие родители покупают именно такие книги детям. Но сейчас есть издательства, в основном небольшие независимые, которые стремятся показать другую литературу и говорить именно с современным подростком. Такие тексты точно не так широко известны, как что-то более массовое. Но их много, и очень радует то, что у таких текстов есть свои читатели, свои вдумчивые читатели, и что есть вдумчивые хорошие библиотекари. И сейчас, я заметила, когда приходишь в библиотеки, во многих библиотечных фондах можно найти действительно классные подростковые книги потрясающих современных авторов.

- О чём нужно вести диалог с подростком? На какие темы он хочет поговорить с книгой, с автором?

- Таких тем много. Подростки, опять же, все разные. Все идут за разными книгами. Кому-то хочется просто приключений, прочесть детектив или любовную историю. И это тоже здорово, потому что нет правильной или неправильной книги. Есть книга, которая нравится или не нравится читателю. Но если мы говорим о каких-то темах, наверное, это темы отношений с родителями, отношений со сверстниками, попытки найти своё место в мире, в обществе. Сейчас стали появляться книги, которые говорят на такие темы, на которые раньше не было принято разговаривать, например, тема смерти, взросления, взаимоотношений родителей - оказывается, они тоже люди и у них тоже могут быть свои секреты.

- В работе для вас важно вдохновение?

- Мне кажется, вдохновение очень важно приучать к работе. Как говорят, аппетит приходит во время еды. Часто бывает, что не хочешь писать - ну понимаешь же, что надо будет думать, надо будет трудиться. Но также понимаешь, что у тебя, например, есть всего лишь час свободного времени, и если ты сегодня не сядешь писать, ты не напишешь ничего сегодня. И поэтому садишься, отключаешь телефон, стараешься закрыть все мессенджеры, хотя это очень трудно, хочется прокрастинировать. Но проходит минут пять-десять, втягиваешься в историю, и обычно последующее время уже пролетает незаметно. Ты полностью уходишь туда и выстраиваешь диалог со своим героем.

- Каких трудов стоило написать и опубликовать книгу?

- Я три года писала, писала практически каждый день, училась, ходила на разные курсы, ездила на семинары, "получала" на семинарах, где мне говорили, что это очень плохо. В итоге получилась такая небольшая история. И хоть продумана и написана эта история была всего за неделю - для того чтобы написать её в такой срок, нужно было до этого очень много трудиться, стараться, читать, писать, тренироваться и так далее.

Сейчас достаточно непросто напечататься автору. Прошло три года с момента, как я активно начала писать художественные тексты, и до момента, когда я взяла в руки свою книгу. Это вроде бы и не такой уж долгий срок, но, на самом деле, учитывая то, сколько сил было вложено, это оказалось длительным процессом. И, конечно, это радость, счастье. Помню момент, когда мне привезли посылку с моими авторскими экземплярами, с новогодней историей. Я открывала её вместе с детьми. Мой сын умеет читать. И он прочёл на обложке "Дед Кошмар и сбежавшие желания" (это название книги) и имя автора - Полина Щербак. И я видела, как у него в глазах загорелось вот это понимание. Он спросил: "Так это твоя книга?" И я говорю: "Да, это моя книга". Это было очень приятно.

- Когда вы пишете, вы пишете для сына?

- Нет, у меня уже заготовлен ответ на этот вопрос. Все спрашивают - я знаю, что многие женщины начинают писать в декрете, потому что появляются дети и они вдохновляют. В моём случае была другая ситуация. В декрете мне хотелось хоть куда-то сбежать от своего ребёнка, какое-то хоть пространство иметь лично. И вот писательство для меня было личным пространством, где я могла спастись от своей семьи. Я бы не сказала, что дети меня вдохновляют. Я пишу для себя. Но меня очень радует, что сейчас они подрастают и читают мои книги, им нравятся мои книги. И в случае с дочерью, возможно, немного сработало то, что я написала для неё. Дело в том, что мои новые книги предназначены для первого чтения, для первых читателей. Я очень много сил и нервов потратила для того, чтобы научить сына читать, и подумала, что надо, наверное, написать такую книгу, при помощи которой можно будет научить ребёнка читать. И для дочери у меня уже есть две книги, которые она, надеюсь, прочтёт, как только научится.

- А в чём секрет таких книг?

- Здесь секрет на самом деле достаточно прозаичен. Это совмещение писательства и методики. Я по образованию преподаватель, уже 13 лет я работаю с детьми и подростками. Поэтому здесь мой внутренний писателей и мой внутренний преподаватель встретились. Внутренний писатель рассказывал интересную трогательную историю, например, про мальчика, который искал на берегу камни, чувствовал, что они тёплые, и оживлял эти камни. А мой преподаватель говорил, что нам нужно использовать только двусложных слова в предложениях, нам нужен принцип повторяемости для того, чтобы ребёнок мог усвоить то или иное слово, нам нужны предложения определённой длины и так далее. Здесь секрет в методике.

- Помните свою первую книгу, после которой захотелось читать?

- Помню свою первую книгу, с которой я возненавидела чтение, потому что родители меня заставляли читать, это была какая-то тонкая книга про носорога. А тогда не было красивых книг специально для детей, упрощённых, когда можно было легко и с интересом научиться читать. И в детстве я ненавидела читать. А затем, во втором классе, мы переехали из Казахстана в город Кыштым в Челябинской области. И так получилось, что у меня не было друзей поначалу, и мне было одиноко. Я пошла в детскую библиотеку, а там была очень хорошая библиотекарь. И она стала мне подсовывать одну, другую, третью книгу. Это были разные сказки. Например, "Маленький водяной" Отфрид Пройслер. Таким образом, наверное, от одиночества сначала, я начала читать, влюбилась в чтение. Затем у меня появились уже друзья, но привычка читать осталась, и в школе я была одним из постоянных читателей библиотеки.

- Каково быть писателем в Челябинске?

- Знаете, скажу честно, очень неплохо быть региональным писателем. С одной стороны, потому что в регионе писателей не так много, как, скажем, в Москве или в Петербурге. С другой стороны, ты несколько изолирован от мира. Допустим, в Москве постоянно происходят разные литературные события, есть возможность встречаться с людьми и люди там привыкли к таким событиям, то есть действительно много зрителей приходит. В Челябинске такой возможности нет. Можно куда-то выехать, например, к вам в Омск приехала, в Екатеринбурге была на фестивале "Красная строка". Но если у тебя, регионального писателя, выходит книга, то она как-то роднее своим читателям. Я бы даже сказала, не челябинским читателем, потому что я в Челябинске хоть и живу уже 17 лет, всё-таки родным городом я считаю Кыштым. И действительно многие люди из Кыштыма меня знают и помнят ещё по журналистским работам. Они покупают мои книги, пишут приятные слова, спрашивают, ждут книги. Поэтому, да, жду, когда в честь меня переименуют детскую библиотеку (смеётся).

- Для чего человеку 21 века в руках держать книгу?

- Сейчас есть большое количество форматов: можно книгу слушать, в электроне читать, можно книгу смотреть - сериалы снимаются. Мне кажется, книга в руках - это своеобразный ритуал, своеобразный контакт с книгой. Допустим, я читаю иногда в электроне, но тогда, когда у меня нет возможности найти бумажную книгу или нужно быстро прочесть что-то в дороге, - то есть по нужде. А вот для души я читаю всегда только в бумаге, потому что - как бы это пафосно ни прозвучало - у книги всё-таки есть своя душа, какая-то определённая энергетика, то, что люди, которые эту книгу создавали, неё вложили. Потому что книги делаются по любви.


Ранее в интервью Полина Щербак подробнее рассказала об участии в фестивале "Книжный дворик" - читайте здесь.

Фото: Илья Петров, а также скриншот проекта "Встречи с автором"

 

Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/vstrechisavtorom/89776.html