OmskZdes.ru

#встречисавтором • 10 сентября 2025, 18:06

"Главное - не потерять себя". Писатель и историк Александр Тихонов о литературе и новых горизонтах

Автор: Мария Хоменко

 

Сегодня в проекте #встречисавтором - Александр Тихонов. Он уже был гостем нашей студии и познакомил со своей прозой - романом "Лихолетье". В этот раз писатель, историк, директор парка "Россия - моя история" представил поэтическое творчество.

 

В интервью нашему изданию автор рассказал, что изменилось в нём и его творчестве за последние 5 лет, чем отличаются его поэтический, прозаический и исследовательский "портреты", почему берётся за малопопулярные темы и называет себя приземлённым, а также поделился советами, как выбирать по-настоящему стоящие книги, и намекнул о творческих планах.

- Александр, этим летом вы презентовали новую книгу стихотворений "Безымянная пристань", которая, дополнив книги "Облачный парус" (2014) и "На вечном наречье" (2020), завершила поэтическую трилогию. Идея объединение этих книг в серию назрела в процессе? Ведь заранее вряд ли можно спланировать направление развития лирического героя. И отделим ли он от вас?

- Разумеется, заранее всё спланировать невозможно, а идею подсказала сама жизнь. Изначально я стремился к тому, чтобы "Облачный парус" стал не сборником, а именно книгой стихов со своей внутренней драматургией, динамикой. Благодаря мудрому редактору, Татьяне Георгиевне Четвериковой, получилась цельная книга про юношу, начинающего свой путь во взрослой жизни с её радостями и горестями, первой любовью, дружбой и предательством, с болезненным и непростым выбором моральных ориентиров. Годы спустя, перечитывая первую книгу, я удивлялся, насколько поменялся за прошедшее время. Другие темы, другие переживания, иной взгляд на жизнь. Поэтому "На вечном наречье" стала продолжением размышлений о жизни, но уже не наивного мальчишки, а более взрослого человека. Темы - серьёзнее, вызовы - жёстче. Тогда и появилась идея "трилогии". Путь к пониманию мира вокруг, обретению внутреннего равновесия.

В трёх вышеназванных книгах лирического героя трудно отделить от автора, все переживания, метания, проблемы, описанные там - про меня, всё моё. Порой пишутся стихотворения и рассказы, в которых хочется поэкспериментировать, они сюжетно или по своей форме отличаются от того, что я обычно пишу. На помощь приходят псевдонимы, и в сети появляются "фантомные" авторы, под масками которых всё ещё я.

- Ваш герой проходит путь, как сказал мой коллега, от "наивного мальчишки под облачным парусом "до умудрённого" путешествием" по жизни мужчины, который причаливает к "безымянной пристани". В какой мир она открывает ему дорогу? Что ждёт его впереди? И сулят ли эти "новые земли" смену творческого направления?

- Это важная отметка на творческом пути. В стихотворении, давшем название книге, герой причаливает на безымянной пристани, которую прежде никто не замечал, и идёт к людям. Теперь без "облачных парусов", своими ногами по реальной земле. Поэтому третья книга более приземлённая.

Про смену творческого направления говорить не берусь, ведь меня никогда не клонило в одну сторону. Писал стихи, рассказы, романы, очерки, научно-популярные статьи, исследовательские работы, либретто для театра и пьесу в соавторстве, тексты песен, сюжет для браузерной игры и любительского мини-сериала (два последних проекта не вышли, но опыт-то был!). В таком разнообразии некоторые пытаются усмотреть поиски себя, своего стиля и формы. Но вся жизнь - это поиск, а в экспериментах не вижу ничего плохого, ведь творческое однообразие меня душит.

Задумок много: от новой книги про мифы и легенды Омской области до сборника очерков о художниках нашего региона. Возможно, отредактирую черновик романа "Лихолетье" (фантастика об Омской области), который почти десять лет ждёт своего часа. Куда заведёт фантазия, кто знает. Главное, герой вышел к людям.

- Что вам важно в писательской работе?

- Быть в ладу с самим собой. Писать то, что считаю нужным и так, как считаю нужным. Не поддаваться соблазну встроиться в какое-то творческое сообщество, становясь винтиком большого механизма. И уметь остановиться, если всё сказал или потерял интерес. Например, в серию фантастических романов "S.T.A.L.K.E.R." для издательства АСТ я написал две книги. Вложил в них все идеи, которые хотел реализовать в этом жанре. А после покинул серию, хотя, наверное, мог вымучить и третий, и четвёртый романы. Но зачем, если всё сказано и мне теперь интересно другое?

В целом я не сторонник громких тем. То, о чём пишу, зачастую не интересно широкому кругу читателей. Допустим, биография поэта Леонида Чашечникова вряд ли окажется в вашем списке на прочтение, но кто-то должен был собрать воедино все вехи жизни большого русского поэта и рассказать об этом честно, интересно. А книга о культуре "Тара, до востребования", которая вышла тиражом в тридцать экземпляров (на большее у спонсора не было денег) всё ещё ждёт "до востребования", пока её заметят и предложат напечатать. Но даже если (в это с каждым днём верится всё меньше) её, уже раздёрганную на цитаты, издадут тиражом в сто, двести, пятьсот экземпляров, кому за пределами Омской области она будет интересна? Гораздо вернее (с точки зрения перспектив будущей книги) по десятому разу писать про Петра Первого и Сталина, про Великую Отечественную и Гражданскую. Но, скажите мне, кто будет писать о провинциальных поэтах и художниках, если все разом уйдут корпеть над трудами об узнаваемых личностях и событиях? То-то и оно. Поэтому каждый раз, когда я слышу, что мог бы вместо книги про Чашечникова написать, например, биографию Аркадия Кутилова, думаю: о Кутилове точно кто-нибудь однажды напишет (околонулевая вероятность, что я). А о Чашечникове? Об этом и проект "Литературное Прииртышье", в рамках которого мы с коллегами записываем видеоролики о писателях Омской области. О сохранении памяти, о протаптывании тропинки к читателям.

- Насколько писатель может считаться хозяином того, что выходит из-под его пера?

- Если речь про авторское право, то всё регулируется законодательством. Крупные издательства подписывают с автором договор, согласно которому тот передаёт издателю права на печать своего произведения, распространение его в виде аудио- и электронных книг. В договоре прописываются все детали, в том числе срок, на который передаются права. Договор может быть как взаимовыгодным, так и почти кабальным, всё зависит от честности издательства, но за рамки закона он не выходит. Главное, внимательно читать договор.

- А если говорить о "высшей силе, ниспосылающей идеи и слова" - вы в такое верите?

- Я довольно приземлённый человек. Cчитаю, что написанное - результат моего творческого поиска, а не вмешательства неких сил. Разумеется, всё, что нас окружает, влияет на то, какими будут новые произведения, но не могу представить, что некто свыше водит моей рукой или я вовсе безвольный проводник чьих-то мыслей и идей. Такой взгляд на вещи как минимум самонадеянный. Быть автором - значит, осознавать свою ответственность за написанное.

- Каким вы представляете читателя своей лирики и прозы?

- Те, кто читает мои стихотворения, вряд ли возьмут в библиотеке роман "Синдром героя", а вот любители нашей с Игорем Мараниным книги о мифах сибирских городов, возможно, заинтересуются. Так что зачастую это совершенно разные люди. Мне сложно представить, что не знакомый со мной лично человек одинаково будет интересоваться и стихами и прозой, и исследовательскими материалами. Слишком уж они разные.

Осенью 2018 года был забавный случай. В кафе на пересечении Мира и Нефтезаводской вдруг услышал разговор двух студентов. Один из них говорил про серию книг "S.T.A.L.K.E.R.", другой сказал, что кто-то из авторов живёт в Омске. Они тут же нашли в телефоне мою страницу. Прозвучало: "Да, Тихонов. Я читал". А этот самый Тихонов с пирожком и кофе сидел за их спинами, разинув рот от неожиданности. Было немного неловко, подойти и заговорить не решился. А пару лет спустя сотрудница одной из омских библиотек начала рассказывать мне о тех же книгах, уверяя, что у стихотворца-Тихонова есть тёзка, который пишет "бредовые боевички". Не стал её разубеждать.

- Можете ли выделить какую-то тенденцию общего интереса к книгам? Что сейчас интересно широкому читателю и соответствует ли предложение его спросу?

- Как мне кажется, в современной книжной индустрии предложение тянется за спросом, а не наоборот. Иначе механизм зарабатывания денег для книжных сетей и издателей даст сбой. Бухтёж о том, что "нам навязывают" какие-то книги справедлив лишь в том случае, когда в раскрутку навязываемого вложены большие деньги.

В основном же от людей исходит запрос, они готовы покупать, а издатель насыщает полки магазинов и сайты торговых площадок схожими продуктами. Например, подростки активно кинулись читать романтическое фэнтези в сети, всевозможные фанфики. Издатели тут же оседлали эту тему и начали выпускать книги тех сетевых авторов, кто наиболее популярен. Сработало? Ещё как. Молодёжь продолжает читать в сети, а бумажные книги покупает, дабы поддержать любимого писателя.

Статистика показывает, и я ей, безусловно, верю, что почти половина читателей сейчас предпочитает нон-фикшн-книги, из которых можно черпать чужой опыт, истории людей, описание реальных событий. И это хорошая тенденция, ведь люди от заполнения свободного времени художественными текстами (не всегда качественно написанными) приходят к полезным, развивающим книгам. А писателям приходится изощряться, чтобы привыкший к "художке" читатель взял в руки их нон-фикшн и не выпускал, пока не прочитает. Поэтому нон-фикшн становится всё изобретательней, интересней, происходит взаимодополнение жанров, когда элементы научно-популярной литературы, например, соседствуют с художественными приёмами. И это здорово! Книги о путешествиях, исследованиях, тайнах и приключениях из моего детства вновь будоражат людей, не дают зачерстветь, оглупеть.

- Часто ли бываете в книжных и на что обращаете внимание? Как вообще находить стоящую литературу - не ту, что пиарят, заслуженно или нет, а ту, которая неприметно таится в ожидании признания?

- У нас с женой собрана домашняя библиотечка из 921 книги. Точно знаю, потому что ведём в Exel-таблице список всех имеющихся изданий, порой пополняя коллекцию. В книжные магазины заходим часто, но не всегда затем, чтобы купить. Скорее, чтобы полистать, понять, стоит ли брать книгу. И уже тогда идём на "синий" маркетплейс, заказываем напрямую у издателей по максимально демократичной цене. Время от времени покупаем букинистику в сети на сайтах "Алиб" или "Мешок", вживую (и это не реклама) в "Кладовке", "Кедротеке" или "Книгах на Тарской".

А теперь несколько советов из личного опыта, как выбирать книгу:

Вы выбираете не историю, упакованную в книгу, а рассказчика, который эту историю написал. И если рассказчик вам понятен, интересен, близок, то и его произведение с большой долей вероятности "зацепит". Почитайте интервью понравившегося автора, там наверняка будет банальный, вроде бы, но важный вопрос: "А что вы читаете? Кто на вас повлиял?". И вот перед вами список из трёх-пяти новых имён.

Забудьте, что издательства делятся на гигантов, выдающие шедевры, и совсем крохотные, куда идут плохие авторы от безысходности. Забудьте, что хорошие книги печатают только в Москве и Санкт-Петербурге, а издания из Омска или Тюмени априори не могут быть хороши. Забудьте о жанровых рамках. Забудьте! Всё это чушь. В наше время отличную книгу может издать крохотное "домашнее" издательство, а гиганты порой выбрасывают на полки магазинов десятки плохих книг, перекрывая их одной-двумя громкими и яркими, которые затмевают ширпотреб.

Не доверяйтесь издательским аннотациям и отзывам на постерах. Аннотации порой пишут не авторы, а хвалебное "Продано 100 миллиардов экземпляров" служит одной цели - убедить вас, что большинство не может ошибаться. Может.

Доверяйте рекомендациям тех, кто близок вам по духу. Это могут быть даже пользователи с "Озона" или "Лабиринта", чьи отзывы вам понравились. Кликните на профиль такого человека, посмотрите, какие книги он оценил высоко, и вы, возможно, отыщите среди его покупок отличную книгу, о существовании которой и не подозревали.

Книжные блогеры - сомнительные советчики, особенно если они кооперируются с издательствами, но порой среди них есть региональные авторы, открыто высказывающие своё мнение. В Омске, например, ведёт книжный клуб Александра Макарова, которая также выступает проводником в мир литературы в вашем издании (проекты #влюблённыевкниги и "Читай Здесь", - прим. ред.). Если кажется, что её отношение к литературе близко вашему, почитайте книги, рекомендованные Сашей.

Сходите на книжный фестиваль в своём городе, на творческую встречу с молодыми (начните именно с молодых) писателями в ближайшей библиотеке, пообщайтесь, зарядитесь их энергетикой. Минувшей весной мы проводили с Ассоциацией Союзов писателей и издателей литературную резиденцию в Омске. Шестеро талантливых прозаиков приезжали в апреле 2024 года, ещё шестеро в мае. Они по несколько недель жили и работали над новыми романами и рассказами в нашем городе, проводились творческие встречи. Все разные, но яркие и интересные, а библиотекари и посетители таких творческих встреч теперь пристально следят за творчеством полюбившихся писателей. В нынешнем апреле множество фантастов со всей Сибири съехалось на фестиваль "Планета - Омск", который был организован Союзом литераторов России и Историческим парком "Россия - Моя история". С ними можно было пообщаться, приобрести малотиражные издания. Видели бы вы, как Вадима Панова обступали поклонницы, а он всё подписывал для них книги, как не давали покоя Алексею Сальникову. Это было изумительно!

Общайтесь с авторами. Да, это возможно. Мы привыкли, что между писателем и читателем всегда стена, но никакой стены нет. Есть сеть Интернет, личные страницы, группы авторов в соцсетях. Хотите поблагодарить, что-то спросить? Напишите. Вам могут не ответить, но не все авторы держатся на расстоянии от читателей, есть и те, кому важно внимание людей, для которых они пишут. А вы лучше узнаете рассказчика понравившихся историй.

- Если пофантазировать, о чём хотели бы прочитать книгу? Или какого автора?

- У меня в очереди на прочтение десятки книг. Поэзия, проза, научно-популярные работы, дневники писателей и многое другое. В последние годы очередь почти не двигается. Напротив, в неё вклиниваются наглые книги, которых там раньше не было, рабочие документы влезают без спроса. И в итоге читаю не то, что хочу, а то, что нужно. Очень хочу выкроить время и дочитать книгу о космонавтике Стивена Уокера "Первый", одолеть "Пробуждение внутреннего героя" Кэрол Пирсон, прочесть работу Игоря Сухих "Чехов в жизни", дневники Чуковского, перечитать любимых классиков: Чехова, Гоголя, Булгакова, Довлатова, Паустовского. Но на всё не хватает времени. У меня на вопрос "Как ты всё успеваешь?" всегда один ответ: "Я не успеваю".

У меня есть не мечта даже, а цель - возродить одну книжную серию, которая в былые времена была визитной карточкой омской литературы. И в этой серии увидеть книги нескольких важных для Омской области авторов, как ныне живущих, так и ушедших от нас. Что это за серия и о каких авторах речь, я пока умолчу. Лучше делать, чем загадывать. Если всё получится, будет повод вновь встретиться и поговорить, но не обо мне, а об омской литературе.

- Вы уже упомянули первый Сибирский фестиваль фантастики и фэнтези "Планета Омск", который состоялся этой весной. Каким был для вас опыт его проведения?

- Все думали, что крупный фестиваль нельзя организовать на голом энтузиазме, без копейки финансирования, без привлечения административного ресурса. Никто так не делал. Знающие люди хмыкали и говорили: "То, что вы хотите организовать, - фантастика" (в том смысле, что это нереально реализовать). Но фестиваль получился.

Исторический парк выступил основной площадкой, Торговый центр "Континент" предоставил всю галерею для проведения там книжной ярмарки. Организатор литературных фестивалей Михаил Фаустов, руководство Союза литераторов, Министерство цифрового развития России, омский Минкульт и целая плеяда звёздных писателей поддержали "безумцев", решивших делать фестиваль. А фантасты со всей Сибири откликнулись на наше приглашение и приехали со своими книгами, лекциями.

В итоге получилось здорово, "лампово", по-домашнему. Без лишнего пафоса. И этой непосредственностью фестиваль разительно отличался от многих других. Он получился живым.

- Тамара Львова, соорганизатор фестиваля, сказала, что он будет жить и дальше. Каким вы видите его продолжение?

- Фестиваль обязательно будет жить. Мы сделали выводы, учли все недоработки, увидели, чего хотят читатели и авторы. Через два года собираемся вновь позвать гостей на "Планету Омск", и у нас будет чем удивить посетителей. Большинство идей, казавшихся слишком смелыми и амбициозными, в первый год реализовывать не решились. Надеюсь, сможем реализовать на втором фестивале. Скажу лишь, что мы хотим выйти за рамки фантастической литературы и представить разную фантастику от книг и фильмов до компьютерных игр и перспективных разработок омских предприятий. Получится ли, узнаете в 2027 году.

- У вас за плечами много вершин: изданные книги, премии различных уровней, в том числе и международная награда, престижная руководящая должность, научные работы. Куда хочется расти дальше?

- Главное - не потерять себя в круговерти дел, не выгореть. А в остальном - писать книги, организовывать мероприятия и выставки, наконец защитить диссертацию (которая давно написана), в меру сил и способностей менять культуру Омской области к лучшему. Просто жить. И никогда не переставать учиться чему-то новому.

Фото: Илья Петров

 

Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/vstrechisavtorom/89240.html