OmskZdes.ru

Общество • 31 октября 2025, 14:33

Дневники Конкурса им. В.Я. Шпета. Таблетка счастья для зрителя и тонкие настройки для маленького артиста

Автор: Омск Здесь

 

Почему ругать в школе и поддерживать дома - хорошая стратегия обучения? Как избежать столкновения с нездоровыми амбициями педагога? И чего лишают себя молодые музыканты, которые не участвуют в профессиональных конкурсах?

 

С 7 по 15 февраля в Омске пройдёт третий Межрегиональный открытый конкурс исполнителей на струнно-смычковых инструментах имени Вильгельма Шпета (6+). Приём заявок продлён до 15 декабря, чтобы все желающие смогли успеть записать свою видеовизитку.

В преддверии крупнейшего соревнования юных скрипачей, виолончелистов и альтистов "Омск Здесь" знакомит своих читателей с членами жюри, а также рассказывает, как сложился творческий путь лауреатов конкурса предыдущих лет. Сегодня беседуем с членом жюри по специальности "скрипка", доцентом Московской государственной консерватории имени Чайковского Анной Соколовой.

Анна Соколова

О важности конкурсов для развития музыканта

Когда я начинала учиться, не было даже такого понятия как "детский конкурс". Самым ответственным было выйти на концерт классного педагога, на зачёты, экзамены. Сейчас очень много поездок на гастроли, детских концертов, фестивалей. В нашем детстве этого практически не было. С одной стороны, ребёнок сосредоточен на обучении, на процессе, на том, что он должен свою технику довести до совершенства. Но с другой - без сцены он начинает набираться этого опыта достаточно поздно. Если нет сцены, у ребёнка всегда возникает вопрос: "А зачем я тогда столько страдаю и столько мучаюсь?". Сцена даёт аплодисменты, энергию. Ты понимаешь, как зрители на тебя реагируют, и начинаешь больше понимать, ради чего ты "страдаешь" по 10 часов в сутки.

О помощи родителей своим детям-музыкантам

Ещё Столярский (Пётр Столярский - советский скрипач-педагог, основатель первой в СССР специализированной музыкальной школы для одарённых детей - прим.ред.) говорил: "Мне нужны не только талантливые дети, а талантливые родители". Когда работаем с маленьким ребёнком, есть домашнее задание. У нас, к сожалению, нет возможности заниматься каждый день, и кто-то должен с ребёнком заниматься дома. Мы сидим сначала на уроке, общаемся с родителями, а потом родитель приходит и контролирует, так ребёнок сделал или нет. Потому что маленькие дети, особенно 5-6 лет, вообще не понимают, что они сделали. У них ещё сознание не работает. Вот за них должно работать сознание родителей. 99,9% [успеха ребёнка] - это поддержка родителей. Она может быть разной, потому что есть очень много примеров, когда родители ради талантливого ребёнка уезжают из своего родного города, меняют уклад жизни, работу. 

Стресс не должен сопутствовать занятиям ребёнка ежедневно. Строгий педагог и добрый родитель - вот это идеальная была бы схема. Педагог может быть требовательным. Я бываю добрая, а бываю требовательная. Но если ещё и дома происходит какое-то требование, недовольство, раздражение, то получится, что ребёнка некому пожалеть. Доверие должно быть, конечно, в этом треугольнике между всеми нами. Мне важно, чтобы ребёнок воспитывался осознанно. Эмоциональный ресурс очень важен для сцены. На сцене ребёнок должен хотеть выдать всё, что у него есть, а мы должны это подпитывать. Если его будут только ругать и в школе, и дома, то он будет бояться выходить на сцену. Страх сковывает, а нам нужно, наоборот, раскрыть ребёнка. Важно, чтобы люди приходили на концерты и радовались, и плакали, и смеялись вместе с теми, кто на сцене. Если ребёнок может это выдать, значит, есть самое главное.

О неправильно подобранной педагогом программе, из-за которой ученик может проиграть конкурс

Да, [такое случается] очень часто. Завышенная программа - это амбиции. Я считаю, что не всегда педагог в этой ситуации прав. Ребёнку может быть ещё рано такое играть - рано по мозгам, по рукам, технически он не готов. Есть такое понятие, что ребёнка можно надрессировать. К сожалению, такое тоже бывает, и это слышно. Видно, что ему неудобно, некомфортно, он не чувствует эту музыку. Поэтому должны быть педагогическая мудрость и опыт, чтобы понимать, кому можно давать [сложное произведение], а кому ещё рано.

У меня учеников много. В начале года мы составляем хотя бы приблизительные планы, обсуждаем программу и смотрим, что уже в руках есть и что можно выучить новое. У каждого конкурса есть свои тонкости в программных требованиях, и мы подбираем [произведения]. И когда складывается программа на первый тур, начинаем её обыгрывать. Потом зовём коллег послушать, чтобы ребёнок немножко подёргался, понервничал и понял, что у него получается. И уже в последние две недели перед конкурсом нужно внутреннее сосредоточиться. У ребёнка есть уверенность в себе: на сцене он сыграл, узнал, что ему помешало, и убрал это. Уже произошёл рост. Процесс подготовки очень полезен как опыт. И если даже что-то пошло не так на самом конкурсе, этот опыт уже никуда не денется. Его можно учесть и перенести в свою творческую жизнь.

О психологической подготовке ребёнка к конкурсу

Ребёнок должен быть в себе уверен. Мы просто ему помогаем работать самому с собой. Ты же не можешь за него всё сделать! У каждого ребенка - своя нервная система, свои особенности, "настройки", и он учится с ними работать. Также очень важно общение с публикой. Они видят ответную реакцию: зашло или нет. У каждого есть своя изюминка, так вы понимаете, что вас этот артист зацепил, а вот тот не очень зацепил. У этого есть какая-то особенность, которая вам импонирует, и вы хотите на концерт этого исполнителя ещё раз прийти, вам хорошо, когда он играет. Вам можно погрустить, подумать, повеселиться - у нас есть масса разной музыки, благодаря которой человек, который целый день сидит в офисе и не имеет возможности эмоционально себя проявлять, на концерте получает "таблетку счастья". Я бы это так назвала, потому что зрителям хорошо. Они отдыхают душой, у них голова освобождается от проблем и мыслей. Музыка на самом деле лечит.

О своём первом выступлении с симфоническим оркестром

Это было, когда я уже пошла в консерваторию. Я была студенткой, и мне сказали, что я должна играть с консерваторским студенческим оркестром. Для меня это было честью! Я играла "Размышление" Чайковского. Ощущения потрясающие, потому что ты окунаешься в эти звуки. Но это не просто звуки, ты же ещё общаешься с коллегой, который с тобой играет! Мне ещё повезло, потому что там есть соло кларнета, которое играл мой брат, очень хороший кларнетист. Это было одно из серьёзных таких выступлений вместе, потому что тогда мы играли только дома. 

Напутствие участникам конкурса

Я желаю вам вдохновения, чтобы вы вышли с удовольствием, чтобы вы ничего не боялись. Мы вас будем слушать, как обычных, простых, интересных музыкантов. И оценивать всегда хочется именно вашу личность, индивидуальность. Не пытайтесь кого-то копировать, будьте собой! Ну, и играйте чисто. Чтобы была просто чистая интонация, красивый звук, чтобы бегали пальчики. И всем удачи!


Полное интервью смотрите в видеоверсии или слушайте в подкасте на всех стриминговых платформах. И читайте следующие дневники Конкурса имени Вильгельма Шпета!

 

Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/society/90140.html