OmskZdes.ru

Общество • 15 сентября 2025, 12:12

По ту сторону слов: как поэтесса и актриса Маргарита Чекунова стала голосом своих героев

Автор: Анна Бамбульская

 

Рассказываем, как поэтесса создавала свой первый фильм, насколько она честна перед собой и окружающими и что хочет поведать зрителю своим творчеством.

 

На страницах нашего издания часто появляются яркие и многогранные личности, и героиня сегодняшнего интервью не исключение. Поэтесса, актриса, сценарист и режиссёр. Она окончила журфак, но решила, что этого ей мало, и выучилась на филолога, чтобы знать больше языков. Родилась в Казахстане, юность прошла в Ялуторовске, а вдохновение она нашла в Санкт-Петербурге. В Сибирь, в Омск приезжала недавно, чтобы презентовать свой первый полнометражный фильм "Две тысячи вёрст до Иппокрены" (16+) и выступить с собственным моноспектаклем "Чайка учится плавать" (12+). Она умеет быть разной, но всегда остаётся верной своим убеждениям и взглядам на жизнь и творчество.

Молодая, но невероятно наполненная Маргарита Чекунова рассказала нашему изданию, как детство в Казахстане и юность в Тюменской области повлияли на её творческий путь, почему она "сбежала" в Санкт-Петербург и какие точки опоры там нашла для себя. Поговорили о том, как без спонсорской помощи создавался её фильм, о чём она говорит зрителю через своих героев, зачем ей были нужны журфак и филфак. Рассказала наша героиня о безрассудных поступках, за которые ей совсем не стыдно, и о своей мечте выучить один из сирийских языков, который максимально приближен к тому, на котором говорил сам Иисус.

- Маргарита, как детство в Казахстане и юность в Тюмени повлияли на вашу жизнь?

- Казахстанской жизни почти не помню. Помню, что был деревенский дом, малина и ёжик в огороде.

Но моя семья сменила место жительства, и потом мы переехали в Тюменскую область, в Ялуторовск. Вот он уже город моего детства с отчётливыми, яркими и торжественными отчасти впечатлениями. Я очень любила природу города, литературные встречи, "Декабристкие вечера" (историко-культурный фестиваль - прим. ред.), молодёжные движения.

Про Тюмень не распространяюсь: город не мой. Жить можно, но делать это долго не стоит. Переехала в Петербург.

Маргарита Чекунова

- Вы сначала учились на журналиста, потом на филолога. Это достаточно созвучные профессии. Почему именно такой выбор и в таком порядке? Чаще либо журналист, либо филолог.

- Журналистский факультет просто любила, окончила его с отличием. Но мне нужна была латынь, древнегреческий, зарубежная литература, польский, языкознание, историческая грамматика. Филфак был способен дать мне всё это.

- Как вы пришли к поэзии?

- В четыре года что-то случилось. Я всегда писала стихи. Честно, не помню, как.

- Насколько я поняла, в фильме "Две тысячи вёрст до Иппокрены" вы и режиссёр, и сценарист, и актриса. Это был ваш первый опыт в большом кино и сразу такой масштабный. Как вы к этому пришли, как на это решились, и сразу ли актёры нашлись, согласились на этот проект?

- Да, всё верно. Мой сценарий. Мои стихи. Я режиссёр. Снималась, снимала. Поддержки от центров не было. И зачем, когда есть сила и молодость? Если тебя спонсируют, это не просто так, а искажать искусство компромиссом - так себе путь. О причинах такого решения, как и дороге свободного кинотворчества, подробно рассказано в моём спектакле "Чайка учится плавать". Я любила одного представителя эпохи Просвещения. Нашла нити с ним и Сибирью - очень опосредованные. Закружилась голова: я его любила. Потом изучила историю старого Тобольска 18-го столетия и историю собрания там первого журнала. Сразу нашла на роль этих первопроходцев - знакомых тюменских актёров и ярких представителей городской жизни. Поняла, что инициативный и упорный Сумароков - это Дима Пронин. Эмоциональная Наташа - это Наташа Ваганова, Савельич - Юрий Семёнович Хозяинов. Скептически настроенный критик - поэт Талиессин Ил-Лиовре, а не лишенный тонкого юмора бухарский торговец-поэт - Стас Вострицов. Конечно, договаривалась с каждым. Всем свои роли понравились. Я поняла их, а они поняли своих персонажей. В композиции произведения каждый персонаж должен был занимать своё уникальное место и стоять, как бриллиант.

Потом началась сказка, которая заменяла нам походы, отдых с семьёй и путешествия: выезды на съёмку, в музеи и в поля. Они были не частыми: для массовых сцен ждали, когда все могут собраться. Но сами актёры хотели сниматься и, как правило, могли, выезжали. Костюмы искали в театрах. С камерой была интересная история. Да, это была настоящая команда друзей. Но это всё уже в прошлом. Скучаю по съёмкам.

- Что для вас значит этот опыт? Что ощутили, когда реализовали этот проект? Всё ли вышло так, как задумывали?

- Снимать и сниматься было тяжело. На мне костюмы: каждый пояс верните в театр. Всех надо облачить в эти костюмы и сделать небольшой грим. С оператором часами искали ракурс. Вот, всех отпустили. Играй.

В то время я делала первые шаги в актёрской студии, первые шаги в театре. Кино и театр - подчас принципиально разные способы игры. Было тысяча ляпов. Оператор говорил мне: "Тебе нельзя туда, ты никто, ты ничего не сможешь". Он снимал нам по любви, без всякого гонорара, но вот говорил мне: "Ты не сможешь". Не знаю, как это закрутилось, но всё закончилось жесточайшей анорексией, которая никуда не исчезла с того времени. Но роль Софьи я сделала.

Оператор сам не понял, что он мне такого сказал. Снимал, помогал, камеру носил. Разве он виноват? Тюмень. Этот город может извратить всё, даже сказку.

Как хорошо я помню этот декабрь 2018-го... В итоге всё вышло, как я задумала, кроме пары технических моментов. Когда фильм вышел на большом экране Тобольска, испытала огромную радость.

- Что хотели рассказать зрителю?

- Мысль о родстве душ, вольтерианство, свобода высказывания, тонкая грань между освобождением личности и свободой в обществе. Уважение к человеку, честь. На внешнем плане - борьба между молодым, инициативным Сумароковым и старым, авторитарным Салтыковым. Осмысление Критиком исторических событий. Я хочу, чтобы зритель смеялся, сопереживал и ставил себя в положение героев.

- Вы путешествует по России с показом этого фильма. Как его принимают?

- Зритель разный. Кому-то ритм кажется медленным, медитативным, тем более фильм в стихах. К середине обычно смотрят с большим вниманием. Чем больше город, тем лучше встречают фильм. Тот, кто начинает смотреть, как правило, всегда досматривает до конца.

Маргарита Чекунова в моноспектакле "Чайка учится плавать"

- На просторах интернета прочитала, что вы сбежали из Тюмени в Санкт-Петербург. С чем связан этот "побег"?

- Да, я уехала в Санкт-Петербург. Однако так случилось, что треть каждого года я провожу в Тюмени. Придумала способы изменять пространство (хотя бы в своём сознании), нашла настоящих друзей, с которыми не замечаешь недостатки города. Ежегодно провожу там поэтический лицей для всех желающих. Стала замечать, что агрессивная обстановка, которая была свойственна литературной Тюмени, начала отходить в прошлое. Интеллектуальные, эмоционально глубокие авторы пришли на смену тому, что было в моей ранней юности (не хочу вспоминать, что было в Тюмени тогда, но это не была литература, скорее политика).

Добавлю, что оставшись в Тюмени, трудно добиться успехов в творчестве: система беспощадна. Питер дисциплинирует, прививает вкус и ювелирно оттачивает личность.

- Чем привлекает именно Петербург?

- У меня есть пять отправных точек: Достоевский, Блок, блокада, Ленфильм, Полунин. Вся моя эмоциональная жизнь - вокруг этих точек. Ещё библиотека Вольтера. Потом - игра во французском театре, изучение греческого, фехтование, свечи, тюльпаны весной, Финский залив, слэмы на Лиговском, балы, Новый год. Петербург - это не просто пространство, это метафизическое пространство мысли. Чем дольше живёшь, тем сложнее уехать. Здесь хорошо учиться, здесь умеют учить. Любовь к городу уже не восторженно внешняя, это часть твоей личности. Я живу в Санкт-Петербурге с сентября по январь, с марта по июль каждый год. Летом приезжаю в Сибирь.

- У вас есть моноспектакль "Чайка учится плавать". Что вы ощущаете, когда стоите одна на сцене и обнажаете душу перед зрителем?

- Моноспектакль не самый близкий мне жанр. С партнёром на сцене легче работать. Ощущаю катарсис. А если не так, для чего всё это?

- Маргарита, насколько вы честны перед собой и окружающими в этот момент?

- Омские гастроли показали, что зритель подчас читает и то, что не содержится в спектакле, но улавливается в подтексте, читается между слов. Это называется психологизм. Бывает, что обычные люди в зале угадывают такие вещи, которые ты надёжно шифруешь для ценителя.

Да, эта история создавалась честной и частной. Опять-таки для кого-то это субъективное мнение. Честность была в момент создания спектакля. Каждый раз важно прожить это заново. Сменяются события. Что-то теряется. Каждый раз я восстанавливаю эмоциональную цепочку.

Маргарита Чекунова в моноспектакле "Чайка учится плавать"

- Вы совершали безрассудные поступки или в вашей жизни всегда всё по полочкам и заранее просчитано?

- Сейчас вспомню... Проехала исключительно на автобусах от Тюмени до Петербурга (самый дальний маршрут: Пермь-Москва) во время пандемии. Поездка длилась три с половиной дня. Однажды жила без пищи пять дней подряд. Прыгала с тарзанок. На Валдае этим летом облила водой из кулера высокопоставленную скандалистку, без причины жестоко оскорблявшую нас, команду актёров. Периодически катаюсь с крутых лыжных трамплинов, но это скорее что-то вроде необходимости: надо испытать себя. А вообще предпочитаю, чтобы все было расписано. Но жизнь не запрограммируешь.

- Вы мечтаете выучить один из сирийских языков. Какой именно и почему его?

- Галилейский арамейский. Угадайте, почему? Диалект был распространён примерно с 3-5 веков. Сегодня он, насколько я поняла, не используется и исторически был вытеснен ещё столетия прежде. Это язык Иисуса Христа. Есть родственный диалект в одном из сирийских языков. Разница между ним и галилейским арамейским примерно такая же, как между русским и украинским, а может, более существенная. Всё это можно узнать из лекций Максима Калина, специалиста по вопросам сирийских языков. Он об этом часами может рассказывать.

Физически не успеваю начать учить сирийский. Поскольку очень тяжело даётся. Древнегреческий, латынь, которые пока не освоила, и тот же французский, на котором я говорю, требуют чёткого владения временами, чего пока нет. Язык - это всегда сложно. Я знаю русский и преподаю его детям. Потом они пишут без троек ЕГЭ и ОГЭ. Те, кто использует язык поверхностно, не вполне знает его. И это странно, потому что мы вроде бы русские люди.

Мне страшно делать ошибки в родном языке. Что касается других языков - это лес. Огромный, где все тропы не узнаешь. Любой язык постигаю долго, не схватываю на лету. Пока дело не дошло до сирийского и вряд ли скоро дойдёт. Но мечта остаётся мечтой.

- Маргарита, о чём ещё мечтаете?

- Есть личные мечты, как правило из серии увидеть-испытать: путешествие с аквалангом, горное озеро, горный домик, где можно провести день. Это всегда ассоциации с тихим местом: ели, вода, снег. Есть творческие: создание романа, выпуск журнала, съёмки новых фильмов, участие в мюзикле, альбом песен, освоение искусства шитья. Это раскрытие своих идей, своего пламени. Есть те, которые связаны с общественный жизнью. Как правило, это совместное творчество с единомышленниками в поэзии, помощь талантливым подросткам по мере своих сил, участие в деятельности театра и т.д.

Поэзия nihil - поэзия без конкурсов, соревнований и грантов: просто поэзия. Я такое движение основала. Последователей пока мало. Очень много планов: поэтому лучше не говорить - делать.

Фото: предоставлены героиней публикации

Изображения созданы с помощью Midjourney

 

Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/society/89667.html