OmskZdes.ru

Общество • 25 июля 2025, 12:16

Рентген "В волнах" и съёмка в ультрафиолете: в Омске реставрируют картину Айвазовского

Автор: Алина Кочергина

 

Специалисты Омского музея им. Врубеля восстанавливают шедевр известного мариниста из тюменской коллекции.

 

Он сравнивал себя с поэтом, говорил: "Сюжет картины слагается у меня в памяти, как стихотворение у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нём своей кистью". Иван Айвазовский родился в Феодосии. Будучи мальчишкой, он любил наблюдать за игрой волн на побережье Чёрного моря. В юношестве будущий художник работал чертёжником в морской конторе. Этот опыт позволил ему лучше понять философию "отношений" кораблей и водной стихии.

Наблюдения привели его к разработке уникальной методики изображения моря. Айвазовский слой за слоем наносил краску на холст и стремительно создавал пейзажи, покорившие весь мир и даровавшие ему звание "царь моря". Такой титул присвоил живописцу сам Николай I. Известно, что государь был поклонником творчества Айвазовского, покупал его работы прямо с выставок. Позже у Романовых собралась огромная коллекция полотен мариниста. Кстати, одна из таких работ теперь хранится в Омском музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля. Это картина "Набережная восточного города", написанная в 1851 году. Спустя 6 лет художником было создано ещё одно полотно. На этот раз редкий сухопутный пейзаж. На картине "Овцы" - "кудрявое" море. Эту работу также могут увидеть омичи.

Всего в коллекции Омского музея им. М.А. Врубеля хранится 8 картин художника. Они поступили в 1920-х годах из Государственного музейного фонда. Омские хранители и реставраторы на протяжении многих лет изучали историю бытования полотен и проводили технологические исследования работ Айвазовского.

- Эти картины в плане реставрации входят в категорию повышенной сложности. Ведь всё идёт от метода работы художника. А Айвазовский писал очень тонко, его слои едва различимы. На картинах мы не замечали отставание красочного слоя с угрозой утрат, что является основной проблемой для многих картин других художников, - рассказала "Омск Здесь" заведующая отделом реставрации живописи Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Наталья Минько.

Теперь в руках специалистов одного из крупнейших реставрационных центров Сибири работа мариниста, которая хранится в собрании Тюменского музейно-просветительского объединения. Пейзаж полотна "В волнах" (1893 г.) полон драматизма: бушующее море и тонущее судно. Не столь пугающая, но всё же кропотливая работа предстоит специалистам Омского музея им. М.А. Врубеля.

На холсте хорошо видны многочисленные следы предыдущих реставраций: заплатки, положенные на прорывы, изменившиеся в цвете тонировки, пожухший лак. Серия фотоснимков в ультрафиолете поможет в дальнейшем изучении и восстановлении полотна.

- Нужно будет укреплять красочный слой по всей поверхности, устранять по возможности деформацию, удалять записи (поздние наслоения, которые перекрывают авторскую живопись - прим.ред.), утончать лак, подводить реставрационные кромки, ремонтировать подрамник, - отметила реставратор Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Виктория Ефименко.

Виктория Ефименко

На обороте картины - подпись автора. Для того чтобы сохранить её, омские специалисты отказались от процедуры дублировки (укрепление полотна на новой основе - прим.ред.). По современным музейным требованиям не подходят и параметры подрамника. Для него требуется дополнительная вертикальная перекладина, которая придаст прочности конструкции и не позволит полотну "гулять".

В планах реставраторов провести рентгенологическое исследование полотна. По словам специалистов, в экспозицию Тюменского музейно-просветительского объединения работа вернётся уже через год.

Фото: Илья Петров

 

Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/society/89185.html