
Общество • 3 июля 2025, 12:11
Автор: Дарья Пучкова
Автор масштабного граффити у СКК им. Блинова рассказал, как работал над проектом, почему считает, что эмоциональный хоккей помогает сконцентрироваться, и как уличное искусство помогает делать города лучше.
На прошлой неделе на бетонном заборе вокруг спорткомплекса имени Виктора Блинова завершилась работа над созданием граффити в фирменных цветах омского хоккейного клуба. Яркие граффити отражают историю омского хоккея. Автором работы является известный в Омске и за его пределами граффитист Марат Абишев. Проект выполнен в коллаборации ХК "Авангард" в рамках программы социальных инвестиций "Газпром нефти" "Родные города".
На стенах запечатлены не только очертания самого комплекса, но и логотип омского хоккейного клуба. Также здесь изображения игроков и ключевые моменты из истории команды. Сама работа будто разделилась на две части - настоящее и ретроспектива.
Мы пообщались с автором произведения. Марат Абишев рассказал о своём отношении к хоккею, как рождалось новое произведение искусства, с какими сложностями столкнулся художник при его создании и почему не боится, что его работой заинтересуются вандалы.

- МАРАТ, РАССКАЖИТЕ, КАК РОЖДАЛСЯ ЭСКИЗ? ОН БЫЛ ОСНОВАН НА ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФОТОГРАФИЯХ ИЛИ ЛИЧНЫХ ОБРАЗАХ?
- Идея клуба заключалась в создании ретроспективы. Поэтому на баннерах можно увидеть историю хоккейного клуба: от чёрно-белых архивных фотографий до современности. А роспись включила только эффектные моменты, связанные с командой, в том числе снимки детей и подростков из Академии "Авангард". Мы использовали как предоставленные фотографии, так и те, что нашли сами. Все изображения согласованы с клубом, чтобы всё было корректно и без лишних деталей. Здесь есть отсылки, которые могут быть близки мне. Например, некоторые моменты я помню с первых походов на матчи. Также же присутствуют персонажи, которых узнают, наверное, только самые заядлые болельщики. Лица специально были изменены, чтобы никто не узнал себя и не обиделся. Нам было важно показать историю хоккея, эмоции и то, что детский хоккей существует и молодые игроки растут.
- А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ПО ПОВОДУ ВОЗРОЖДЕНИЯ СКК?
- Мне очень нравится инициатива по реконструкции этого классного объекта в центре города. Я вырос здесь, гулял по этим улицам, и именно сюда я впервые пришёл на хоккей. Я влюбился в этот вид спорта и даже успел поиграть в любительской лиге. СКК как архитектурный объект и доминанта города великолепен. Его не снесли и не убрали, а реконструируют и обновляют. Это очень круто.

- ОГО, ТАК ВЫ МОГЛИ ПРИКОСНУТЬСЯ К ТЕМЕ ХОККЕЯ С ДВУХ СТОРОН - КАК БОЛЕЛЬЩИК И КАК ИГРОК. ЧЕМ ВАС ТАК ПРИВЛЕКАЕТ ЭТОТ ВИД СПОРТА?
- Хоккей начался для меня со школы, с флорбола - игры с шариком в зале с помощью клюшек. Мне никогда не нравилось много бегать, зато я обожал играть и участвовать в соревнованиях. Я всегда занимал место в воротах. Зимой мы с другом часто ходили на каток. Я был вратарём, он - нападающим. Нам было весело: мы соревновались в забивании и отражении шайбы. Однажды он привёл меня в СКК, где мы смотрели игру "Авангарда". Конечно, мы пришли на матч, но всё моё внимание было сосредоточено на вратаре. Тогда это был Александр Вьюхин, и он стал для меня примером. Я не был ярым фанатом, но мне нравилось, что хоккей - это зрелищный и динамичный вид спорта.
Потом я на некоторое время забросил его, но позже всё-таки купил себе форму, я исполнил детскую мечту. Я приобрёл вратарский комплект и пришёл в спортивный комплекс "Тополиный" (Ледовая арена имени Леонида Киселёва), зашёл в раздевалку, где сидели уставшие после тренировки мужчины. Я сказал им, что купил форму, и они пригласили меня в "Титан". Это одна из сильнейших любительских команд в городе. Так и я, оказавшись в этой команде, понял, что мне предстоит многому научиться. На первой тренировке я получил огромное удовольствие, хотя мало чего умел. Потом какое-то время занимался с тренером, а потом просто играл сам. Так хоккей стал частью моей жизни.
Общение и командный дух - важные аспекты этой мужской игры. Сильные энергии переплетаются, создавая особую атмосферу. После игр мы можем спорить, разбирать ошибки или радоваться победе. Эти моменты всегда поднимают настроение. Драк на льду тоже не избежать - сейчас это часть шоу, где страсти накаляются и кто-то выражает свои эмоции таким образом. Я допускаю это, хотя стараюсь разрешать конфликты по-доброму. Для меня на первом месте безопасность и приятные эмоции от матчей.
- А КАКИЕ ЭМОЦИИ ИМЕННО ВАМ ДАЁТ ХОККЕЙ?
- С точки зрения фаната, они одни, а со стороны игрока - совершенно другие. Хоккей - это выплеск энергии, который одновременно заряжает и перезапускает. Я вижу его с обеих сторон, и считаю, что мне повезло. Я постарался передать это через композицию и абстрактные формы.

- КАКИЕ ЧУВСТВА ВЫ ИСПЫТЫВАЕТЕ, КОГДА СТОИТЕ В ВОРОТАХ?
- Позиция вратаря - это всегда нечто особенное. Меньше командного взаимодействия, больше внутренних переживаний. Иногда это похоже на уединение, на состояние монаха. Ты активно двигаешься, но при этом сохраняешь спокойствие и концентрацию. Это очень глубокие и интересные переживания.
- НИКОГДА БЫ НЕ ПОДУМАЛА, ЧТО В СТОЛЬ ДИНАМИЧНОЙ ИГРЕ ЕСТЬ МЕСТО УЕДИНЕНИЮ, НО ДАВАЙТЕ ВЕРНЁМСЯ К ИЗОБРАЖЕНИЮ. В ВАШУ РАБОТУ ОРГАНИЧНО ВПИСАНЫ ФРАЗЫ, БУДТО НОЧЬЮ В ТАЙНЕ ОСТАВЛЕННЫЕ ФАНАТАМИ. ОБЫЧНО ПОДОБНЫЕ ВЕЩИ ЗАКРАШИВАЮТ. ПОЧЕМУ ВЫ ИХ СОХРАНИЛИ?
- Это была специальная акция. К нам приходили болельщики из "Фанатского сектора 45", среди гостей был и генеральный директор ХК "Авангард" Герман Чистяков. Устраивали специальный съёмочный день, для которого мы провели акцию: предложили всем желающим разместить свои пожелания в определённых местах. В росписи стен также участвовали обычные люди и даже дети. Их надписи мы интегрировали в общий рисунок, частично перекрыв его. Это позволило создать художественно-эстетическую композицию. На левой стороне мы оставили больше надписей, лозунгов и кричалок, а на правой - подбадривающие фразы типа "Авангард, вперёд".

- КАК ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ, ЧТО ВО ВСЕЙ КОМПОЗИЦИИ МЫ УЗНАЕМ ВЛАДИМИРА ТКАЧЁВА (ЭТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ПО НОМЕРУ), А ДРУГИЕ ИГРОКИ ОСТАЛИСЬ БЕЗЛИКИМИ?
- Это была личная просьба от руководства клуба. Известные персоналии можно увидеть на другой стороне стены. Там Виктор Блинов, Валерий Белоусов, тренер Ги Буше и вратарь Серебро (Никита Серебряков). Естественно, больше пространства выделили именно Виктору Блинову, отразили именно тот период, когда он играл.
- ВНЕСЛИ ЛИ ВЫ В ОБЩУЮ КОНЦЕПЦИЮ ЧТО-ТО СВОЁ, АВТОРСКОЕ, ЛИЧНО ОТ СЕБЯ, МОЖНО СКАЗАТЬ, ОТ ДУШИ?
- Да, конечно. У меня есть свой стиль - абстрактный, который я часто использую в уличном искусстве и в своём творчестве. Мне нравятся плавные переходы цветов, цифры-гаммы, сломы плоскостей, фон и визуальные эффекты. В этих формах я пытаюсь передать эмоции, что-то глубже сюжета. А когда сюжет близок мне, работа становится страстной. Поэтому между сюжетами можно увидеть абстрактные линии и формы, которые соединяют несколько рисунков в одно полотно.
Клуб практически не вносил изменений в дизайн. Я предлагал идеи, они соглашались. Я разрабатывал концепции, а они говорили: "Давайте делать всё". Например, на ретроспективе отчётливо видно, как один стиль плавно переходит в другой. В начале он более формальный, затем становится похожим на печатный вариант, а в конце превращается в комикс. Мне важно, чтобы проект был актуальным. Для меня это очень значимая коллаборация и крутая идея.

- ТЕ, КТО СЛЕДИТ ЗА ВАШИМ ТВОРЧЕСТВОМ, ЗАМЕЧАЮТ, КАК МЕНЯЮТСЯ ВАШИ РАБОТЫ, ИХ ХАРАКТЕР. КАК БЫ ВЫ ОПИСАЛИ СВОЙ СТИЛЬ СЕГОДНЯ?
- Моё направление - абстрактное постграффити. Граффити тоже было в моей жизни, но как мимолетный опыт. Начинал я с другого. У меня академическое образование, и граффити стало частью моего творческого пути. Я взял этот опыт, переработал его и представил в виде холстов и персональных выставок, проектов. Стараюсь сохранять свой стиль и быть узнаваемым. Сначала мои работы были более геометричными, потом стиль стал более пластичным. На здании администрации Октябрьского округа я нарисовал молодожёнов. И фата невесты вдохновила меня на серию абстрактных картин. Издалека кажется, что это фата, но вблизи это абстракция. Эта концепция мне очень понравилась, и я развил её дальше. Часть той фаты можно увидеть и на этой стене, нужно только присмотреться.
Я не погружаюсь в негативные или остросоциальные темы, потому что это другая область. Моё искусство на грани современности, эстетики и красоты. Мне это близко.
- ВАМ НРАВИТСЯ ТО, ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ?
- Когда ты работаешь над проектом несколько месяцев, собираешь по крупицам, придумываешь детали, а потом видишь результат в готовом виде, то даже то, что ты сам создавал, воспринимается иначе. Ты словно отстраняешься и начинаешь воспринимать свою работу как арт-объект. Меня даже не смущает, что часть проекта напечатана, потому что я вложил в него много труда, а клуб поддержал эту инициативу. Я горжусь ей, могу добавить её в своё портфолио и с радостью показать другим.

- ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТАКОЙ МАСШТАБНОЙ ЗАДАЧИ, НАВЕРНОЕ, НУЖНЫ ПОМОЩНИКИ, КОТОРЫЕ МЫСЛЯТ ТАК ЖЕ, КАК И ХУДОЖНИК, И РИСУЮТ В ЕГО СТИЛЕ. КАК ВАМ УДАЛОСЬ СОЗДАТЬ СПЛОЧЁННУЮ КОМАНДУ?
- Все ключевые решения я принимал сам. Это касалось и работы художников, и подготовки к печати, и ретуши. Взаимодействие с граффитистами было построено на опыте. Я связался с другом, с которым мы много работали вместе. Он сказал, что у него есть время и команда, хотя параллельно занимался другим проектом. Эти ребята настоящие профессионалы - работают с полной отдачей. Они приходили рано утром, а к обеду уже уходили на другой объект. В итоге один человек создавал фон, другой готовил основные формы, а я дорабатывал мелкие детали, нюансы и цветовые сочетания. Важно было именно моё видение, а количество участников на объекте определялось уровнем доверия к ним.
- СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ У ВАС УШЛО НА СОЗДАНИЕ ГРАФФИТИ, НЕ ПОМЕШАЛА ЛИ ИЮНЬСКАЯ ЖАРА?
- Мы постарались выполнить работу как можно быстрее. С учётом первого дня разметки и грунтовки, на рисунок ушло пять дней, это быстро. Погода сыграла свою роль: жара в эти дни стояла невыносимая. Солнце поднималось на стену около 11-12 часов, и к этому времени становилось очень жарко. Работать при таких условиях было некомфортно: приходилось таскать краски и стремянки, а яркий свет, отражающийся от белой стены, мешал и напрягал глаза. Из-за этого даже начинала болеть голова.
Чтобы избежать перегрева и усталости, мы решили работать по следующему графику: выходить на объект в 5 утра, когда уже светло и приятно, и трудиться до 6–7 часов. Затем мы возвращались к работе вечером, примерно в 5–6 часов, и работали до захода солнца. Это позволило нам эффективно выполнять несколько этапов разметки, учитывая, что забор был очень длинным.

- ЕСЛИ Я ПРАВИЛЬНО ПОНИМАЮ, ТО ЗАБОР КАЖДЫЙ ВЕЧЕР СМОТРИТ НА ЗАКАТ, НАВЕРНОЕ, РИСУНОК И СКАЗОЧНО ПРЕОБРАЖАЕТСЯ В ОРАНЖЕВЫХ ЛУЧАХ?
- Солнце садится за высокие дома, и небо становится мягким, без резких контрастов. Ближе к сумеркам цвета теряют свою яркость, но остаётся лёгкая синева. Однако, когда солнце светит между домами на край надписи с хоккеистами, она выделяется особенно ярко. Это похоже на театральную постановку, где всё акцентируется на двух главных героях.
- ЧТО ВЫ ХОТИТЕ ПЕРЕДАТЬ ЗРИТЕЛЯМ ЧЕРЕЗ СВОЮ РАБОТУ? ЧТО ОНИ ДОЛЖНЫ УВИДЕТЬ?
- Я смотрю на картину глазами зрителя или фаната. Меня всегда интересует, как будет выглядеть законченная композиция, какой смысл она несёт и что найдёт в ней человек. Кто-то придёт и увидит хоккейную форму, кому-то понравится логотип и дизайн. А кто-то обратит внимание на яркость картины, сочетание цветов и композицию. Для кого-то это будет источник идей для фотосессий и создания образов. Когда картина крупная, некоторые её элементы могут выглядеть просто, но стоит подойти ближе, и они раскрываются по-новому.
- НЕ БОЯЛИСЬ ЛИ ВЫ, ЧТО ИЗОБРАЖЕНИЕ БУДЕТ ИСПОРЧЕНО ВАНДАЛАМИ?
- Это место не самое популярное, здесь всё же не так многолюдно, как на Любинском проспекте. Здесь царит более спокойная атмосфера, однако все замечают большой рисунок. В первый же день, когда установили забор, пришли так называемые друзья-вандалы. Но мы все в одной компании, многие здесь друг друга знают. В нашей команде есть художник, который может оказать на них влияние. Он им просто сказал: "Ребята, забор не трогайте. Теперь это произведение искусства". Все с уважением отнеслись к этому совету. Обычно вандалов воспринимают как безнравственных нарушителей. Но если договориться, то всё будет в порядке.

- ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО У НИХ ЕСТЬ КАКАЯ-ТО ИДЕЯ, КОТОРУЮ ОНИ ХОТЯТ ВЫРАЗИТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ?
- В основном они стремятся к популярности и адреналину. Чем больше и наглее, тем лучше. Но если это настоящие художники, то обычно они проявляют уважение и не ведут себя подобным образом. Если появляются какие-то надписи, то это, скорее всего, дело рук посторонних людей, ещё не ставших частью тусовки. Их называют чикари - мелкие хулиганы с маркерами, которые хотят заявить о себе. Для них оставлены две плиты, где они могут оставить свои надписи.
- СЕГОДНЯ УЛИЧНОЕ ИСКУССТВО АКТИВНО РАЗВИВАЕТСЯ, ОРГАНИЗУЮТСЯ ФЕСТИВАЛИ, И ДАЖЕ БИЗНЕС ДЕЛАЕТ СТАВКУ НА НЕГО. КАКУЮ РОЛЬ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СЕГОДНЯ ИГРАЮТ ГРАФФИТИ В СОЗДАНИИ ОБРАЗА ГОРОДА?
- Для меня это всегда вопрос имиджа. Рисунок - это важный его элемент, он должен привлекать внимание и украшать пространство. Это привлекает внимание и может быть использовано в рекламе, бизнесе и городских инициативах. Такие проекты создают новые точки притяжения, улучшая городскую среду. Например, эта площадь перед спорткомплексом. Через какое-то время она станет популярным местом. Инициативы сверху дают художникам и обычным людям с идеями возможность сделать город лучше. Это улучшает эстетику, смысловую наполненность и привлекательность города.
- СУЩЕСТВУЮТ ЛИ МОДНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ГРАФФИТИ?
- Мода в искусстве меняется. Это связано с появлением новых технологий и возможностей. Раньше люди рисовали мелом на стенах или глиной в пещерах. Сейчас у нас другие инструменты. Граффити сильно развилось благодаря аэрозольным краскам. Они сделали этот вид искусства доступным для многих. Она позволила художникам быстро создавать произведения, теперь можно взять два баллончика, сделать что-то и сразу уйти.
Современные технологии открыли новые возможности, такие как мэппинг или виртуальная реальность. Люди могут взаимодействовать с искусством с помощью телефона, оживляя сцены и объекты. На формат работ, кстати, сильно повлияли социальные сети, сегодня многие делают фото и видео вертикально. Фасады зданий хорошо вписываются в такие проекты, а длинные заборы - не всегда.
В эпоху социальных сетей и интернета художники вынуждены следовать определённым правилам, чтобы их работы были успешными. Однако есть и те, кто не обращает внимания на тренды и лайки, а продолжает создавать искусство, следуя своим внутренним ощущениям и эстетическим предпочтениям. Одни гонятся за модой, другие - за контентом, а третьи просто продолжают делать то, что любят.

- ЕСТЬ ЛИ У УЛИЧНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ СВОЙ СРОК ГОДНОСТИ? Я ИМЕЮ В ВИДУ НЕ ТО, КАК РИСУНОК БУДЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ ЧЕРЕЗ 10-15 ЛЕТ, А ТО, НАСКОЛЬКО ДОЛГО ОН ОСТАЁТСЯ АКТУАЛЬНЫМ.
- Это зависит от конкретной картинки. Если она гармонично вписывается в окружающую среду и выполняет свою функцию, то её можно оставить. Например, молодожёны на здании ЗАГСа. Кому-то это нравится, кому-то нет, но в целом рисунок смотрится уместно. Если что-то изменится вокруг, можно пересмотреть концепцию и внести изменения. Если изображение перестаёт выполнять свою функцию хотя бы в одном аспекте, то стоит задуматься о его замене. Остросоциальные граффити, такие как работы Бэнкси, могут со временем утратить свою актуальность. Но благодаря его популярности, скорее всего, будут сохранены.
Сейчас пока идёт реконструкция, рисунок имеет актуальность. Хорошо, если его удастся сохранить. Хотя это крайне сложно технически. Но если не получится, значит он появился для того чтобы временно радовать омичей. А может быть, всё перейдёт в цифровой формат, который можно будет распечатать в другом месте, в другом масштабе и так далее. Каждому своё время и своё место. Но здорово, когда работы сохраняются. Например, я нашёл свою сову на набережной через четыре года. Она немного выгорела, потеряла яркость, но целая и невредимая. Мне приятно на неё смотреть.
- ВЫ ПОБЫВАЛИ ВО МНОГИХ МЕСТАХ, И ВАШИ РАБОТЫ МОЖНО УВИДЕТЬ ДАЖЕ ЗА ПРЕДЕЛАМИ СТРАНЫ. НА ФОНЕ ЭТОГО УСПЕХА ОСТАЛИСЬ ЛИ У ВАС ЕЩЁ НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ МЕЧТЫ?
- В какой-то момент я понял, что успех ближе, чем кажется. Раньше это казалось недостижимым, сказочным. Помню, будучи школьником, я смотрел на старших студентов, уже работающих с известными брендами. Они рисовали, выступали на сцене, а я только начинал свой путь. Это казалось бесконечно далеким. Но однажды я более близко пообщался с одним из таких студентов. Я увидел, что он такой же, как я, просто сделал больше шагов. Каждый может достичь своих целей, если будет работать над собой. Где-то рядом может скрываться твой шанс. Ты видишь человека в соцсетях, а потом здороваешься с ним вживую. Через пару чашек кофе и несколько встреч вы начинаете обсуждать что-то действительно важное. Никаких корон, просто разговор о смыслах и ценностях. Всё это совсем близко.
- И, ПОЖАЛУЙ, ПОСЛЕДНИЙ ВОПРОС. НА ОТКРЫТИЕ ЛЕДОВОЙ АРЕНЫ ПРИЕДЕТЕ?
- Очень надеюсь, что всё сложится. Ведь именно сюда я впервые пришёл на матч, стоял в очереди в кассу. Я был уверен, что если не приду первым, то все билеты раскупят. Это место мне близко. К тому же здесь прошли мои детство и юность. Мы часто здесь гуляли.

Фото: Илья Петров
Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/society/88910.html