OmskZdes.ru

Общество • 2 марта 2023, 16:01

Профессор Гнесинки Дина Кирнарская: "Для развития личности занятия искусством играют самую главную роль"

Автор: Валерия Зройчикова

 

Доктор психологических наук рассказала омичам, как искать музыкальные таланты.

 

1 марта в Омском музыкальном училище имени В. Я. Шебалина в рамках выездной Творческой школы РАМ имени Гнесиных состоялась лекция о музыкальной психологии. Её провела заведующая кафедрой истории музыки, проректор по связям с общественностью Российской академии музыки имени Гнесиных, доктор искусствоведения, доктор психологических наук, профессор Дина Кирнарская.

 

Как находить музыкальные таланты и что делать с остальными? Вопрос, который поставила в начале своего выступления Дина Константиновна. Музыкальная одарённость - предмет научных исследований профессора Кирнарской, она ведущий специалист в области теории и практики тестирования музыкальных и других способностей. Многие тесты Дина Кирнарская разработала с коллегами во время стажировки в Гарвардском университете.

- Музыкальные способности, как и любые другие, - это то, как вы можете впитывать, осваивать и усваивать то, что сделано до вас, грубо говоря, это научаемость. А вот талант - это когда вы сами можете выдать что-то в той или иной степени новое, интересное, востребованное обществом, - рассказывает Дина Кирнарская.

Профессор выделяет три уровня музыкальной одарённости или три разновидности музыкального слуха. Первый и самый простой - интонационный или выразительный слух. Он отвечает за распознавание эмоционального смысла музыки. Второй слух - аналитический, именно тот, который считается музыкальным слухом. Его обладатель может распознавать соподчинение музыкальных тонов и расстояние между ними. О самом высшем уровне музыкальной одарённости говорит архитектонический слух. Его наличие позволяет человеку определять форму музыкального произведения, улавливать мотивы и отдельные мелодии, которые потом могут складываться в единую композицию. Именно архитектонический слух позволяет человеку писать музыку - вылавливать из мыслительного потока те части, которые подойдут по стилю к сочиняемому произведению. Постепенное освоение этих трёх уровней способствует гармоничному музыкальному развитию.

- Римский-Корсаков говорил: "Я в молодые годы сочинял в духе Шумана нечто жидкое и элементарное". А сколько лет Шопену подражал Скрябин? А как художники копируют всё время? Всё начинается с копии. Всё начинается со способностей, то есть с освоения прошлого, и только потом вы можете высказать что-то своё, - считает Дина Константиновна.

Дина Кирнарская рассказывает, что с тестами на музыкальную одарённость лучше всего справляются люди, у которых есть душевная склонность к музыке, меломаны. И здесь она приводит цитату австрийского пианиста Артура Шнабеля: "Самое главное - это любовь к музыке. Любовь всегда даёт некоторое знание. Но я никогда не слышал, чтобы знание давало что-либо, подобное любви". Кроме того, профессор говорит, что занятия музыкой развивают мышление и способны помочь добиться высоких показателей на любом другом поприще.

- Для развития интеллекта и вообще личности занятия искусством играют самую главную роль, потому что наш интеллект формируется с основ, которые его породили. Искусство его породило, понимаете! Теперь осталось донести эту истину до мира, и тогда преподаватель искусства - это будет первое лицо в любом учебном заведении, - уверенна Дина Кирнарская.

Фото - 2

Фото: Илья Петров

 

Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/society/80723.html