OmskZdes.ru

Общество • 19 февраля 2023, 13:33

"Что у тебя на душе, то и у лошади будет". Масленичные скачки - локальный бренд Саргатского района

Автор: Алина Кочергина

 

Почему масленичный обрядовый цикл - "реликт" ритуального отправления на тот свет, что такое "байга", как оседлать жеребца и какова душа лошади, - читайте в нашем материале.

 

Богат Сибирский край традициями, обычаями и колоритом. Сколько секретов хранит в себе Омская область, и сколько легенд! У каждого района есть свой уникальный локальный бренд.

"Полетела птица-синица за тридевять земель, за синее море-окиян, в тридесятое царство, в тридевятое государство", - это народная присказка. Наша птица же устремилась в Саргатский район, чтобы поучаствовать в конном состязании.

Дата образования - 25 мая 1925 года

Население - 16 348 чел. (2021)

География - в центре Омской области

Расстояние от Омска - 107 км (в пути - 1 час 35 минут).

Дни становятся длиннее, а значит, пора встречать весну. Наши предки целую неделю радовались её приближению, и так появился праздник, который знаком всем нам, - Масленица. Каждый знает, что символ масленичных гуляний - блины, но сегодня мы не будем искушать вас рассказами об угощениях.

В Саргатском районе масленичные гуляния проходят не только с блинами, песнями да плясками. Готовятся к празднику здесь всеми руками, ногами и… копытами. Ведь именно в Саргатке укоренилась сибирская традиция проводить конные состязания.

Корреспондент "Омск Здесь" поговорила с ведущим научным сотрудником Сибирского филиала Института наследия, кандидатом исторических наук Татьяной Золотовой и узнала, как масленичные скачки донеслись до наших дней.

- Татьяна Николаевна, если говорить об истоках, то как раньше позиционировался этот праздник?

- В традиционной Масленице отчетливо выделялась группа обычаев и обрядов, связанных с культом предков. Некоторые учёные считают весь масленичный обрядовый цикл реликтом ритуального отправления на тот свет. В славянских племенах устраивались ритуальные состязания на могиле знатного умершего главы рода, в числе которых были и прыжки через огонь, и конские скачки, и кулачные бои. Возможно, состязательный характер многих масленичных действ, в том числе конских скачек, был обусловлен связью с обрядами инициаций юношей - переходом их в зрелую половозрастную группу. Но в начале ХХ века магические корни Масленицы забылись, и она превратилась в праздничное увеселение, а конские скачки стали носить характер демонстрации силы и ловкости юношей, участвующих в состязании.

- Было ли какое-то специальное название у скачек?

- Лошадиные скачки у сибирских казаков называли "байгой", а у крестьян - "бегунцами" или "беговами". Вероятно, название "байга" было заимствовано казаками у казахов, у которых конские бега и игры, называвшиеся "байга" имели широкое распространение по всей территории кочевания. Иногда казахи проводили "байгу" совместно с русскими.

- В какие дни проходили скачки?

- Бега у казаков устраивались в несколько этапов в зависимости от возраста участников. В среду "пускали байгу" мальчишки, которые ездили на стригунках "охлюпкой" (без седел), в четверг соревновались холостые парни, в пятницу - взрослые казаки. В основной (взрослой) "байге" могли участвовать как сами хозяева лошадей, так и специально приглашенные подростки 15-16 лет, которые в случае победы получали подарки. Выставлялось в забег от 5 до 10 лошадей. В качестве приза победитель (хозяин лошади) получал деньги, зерно или скот. Зрители делали ставки на лошадей, выигравший спор получал деньги или водку. Дистанция для скачек выбиралась на 3, 5, 10, 15 километров: как правило, от одного селения до другого. Финишем обычно служили снежные ворота, выстроенные на главной улице деревни, на которые ставили различные угощения или прикрепляли флаг.

- Был ли переломный момент, когда традиция потеряла свою актуальность?

- В советское время Масленицу не устраивали, традиции скачек возродились только в 1960-е гг., когда стали устраивать Проводы русской зимы. От традиционных "бегов" остался принцип состязательности и демонстрации ловкости наездников и быстроты лошадей. Если до революции скачки устраивали с четверга по воскресенье Сыропустной (масленичной) недели (последней перед Великим постом), то теперь это было только воскресенье, и то - назначенное руководством колхоза или совхоза в зависимости от погоды.

- В наши дни конные состязания возрождаются, например, на Масленицу ежегодно проходят в Саргатском районе. Сегодня какова роль скачек?

- Сохранение традиции скачек обусловлено стремлением людей продемонстрировать свои возможности (удаль, силу, ловкость, выносливость), с одной стороны. С другой - это способ сохранить связь со своей культурой и обычаями предков.


В Саргатском районе живёт династия коневодов. В семье Регины Анцифировой любовь к лошадям началась с дедушки Анатолия Алексеевича Анцифирова, он держал на своей ферме жеребцов. Теперь семейному делу помогает и внучка. Регина не только ухаживает за лошадьми, но и участвует в скачках со своими жеребцами. Каждый день после занятий в Саргатском индустриально-педагогическом колледже девушка спешит на конюшню деда. Шесть дней в неделю выводит она коней на беговой круг, который Анатолий Алексеевич обкашивает, чистит от снега, готовит к тренировочной работе.

- Когда вы впервые познакомились с лошадьми, и какой путь был пройден до того, как вы начали участвовать в скачках?

- Впервые я очутилась в седле на скачках 6 лет назад. Получилось так, что дедушка держал у себя на ферме лошадей, и я начала на них просто сначала кататься, а уже будучи подростком (мне было 14 лет, когда у нас в районе начали проводить масленичные конные соревнования), я начала участвовать. Сначала на простых лошадях верхом или на санках, а последние 3-4 года я участвую именно на своём коне.

- Ваш конь для вас кто? Это же не просто животное?

- Лошади - это не просто животные, они более умные, добрые, ориентированные на человека, могут поднять тебе настроение. С моим жеребцом по кличке Хьюго мы уже 5 лет вместе, я к нему привыкла, прикипела. Он знает мой характер, а я его. Я понимаю, где нужно быть с ним поласковее, а где можно и прикрикнуть. Когда бывает грустно, нет настроения, можно подойти к лошади, поговорить с ней, хотя она тебе ничего не скажет в ответ, но по глазам будет видно, что она понимает - будто перед тобой стоит человек, просто он разговаривать не умеет, и становится легче.

- Как вы вместе с жеребцом настраиваетесь перед соревнованиями?

- Раньше я переживала, когда только начинала участвовать в соревнованиях, а сейчас как-то уже привыкла. Да, есть какой-то мандраж перед тем, как я сяду на лошадь, но когда я выезжаю уже на круг, то страх проходит, появляется азарт, выделяется адреналин. Нужно вести себя спокойно, потому что лошадь чувствует человека. Что у тебя на душе, то и у лошади будет, поэтому я старюсь всегда держать себя в руках.

- Перед масленичными скачками лошадок наряжают?

- Для скачек лошадей никак не наряжают. Лишние побрякушки, украшения не нужны, ей необходима уздечка и правильное седло. Лошадей вычёсывают, чтобы они были красивые, чистые, гладкие, блестящие.

- Какая масленичная традиция существует у вас в семье?

- Конечно же, это приготовление символа праздника. Печёт блины у нас бабушка по своему рецепту, для этого встаёт рано утром. Перед соревнованиями - самое то!

- А лошадей каким лакомством балуете?

- У каждой лошади свой вкус: кто-то любит больше яблоки, кто-то любит сырую морковку или сахар. Существуют также и специальные лакомства, которые продаются в конных магазинах. Своих лошадей мы стараемся приучить к морковке, яблокам и сахару. После скачек мои лошадки любят сахар. Я им даю по шесть кусочков, и они довольные!

Ну а мы отправляемся дальше! Летит наша птица-синица в Тарский район, чтобы познакомиться с белорусскими традициями сибирской земли.

Фото: Олег Шипицын, Наталья Мясникова

 

Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/society/80604.html