OmskZdes.ru

Интервью • 17 апреля 2020, 14:02

Современные IT-решения в Омске не общегородские проекты. Илья Бальцер о том, как технологии могут менять нашу жизнь

Беседовала: Анна Бамбульская

 

Глава омской компании, разрабатывающей генпланы городов по всей России, рассказал, как IT-решения помогают жителям.

Илья Бальцер • генеральный директор ИТП "Град"

 

"Омск Здесь" запускает мини-цикл интервью со специалистами омской IT-сферы и людьми, которые активно применяют современные технологии в своей работе.

В первую очередь мы решили поговорить с человеком, чья компания разрабатывает генплан Омска и непосредственно использует IT-технологии в своей деятельности. Гендиректор ИТП "Град" Илья Бальцер рассказал о том, как IT-технологии влияют на жизнь Омска, все ли платформы нужны нашему региону, а также о том, почему то, что работает в Москве, не подходит другим регионам.

— На IT-форуме, который прошёл в Омске в начале марта, Вы рассказывали о CIM - Системе управления развитием города. Что же это такое?

К сожалению, наши методы управления городом не всегда соответствуют 21 веку. Например, многие градостроительные документы Омска сейчас - в бумажном варианте, и работают с ним как с бумагой. Работа ведётся путём просмотра документов и их сопоставления. Соответственно, скорость принятия решений, согласований, оказания госуслуг невысока. Большую часть задач можно выполнять электронно и автоматически, с помощью искусственного интеллекта, нейросетей. Собственно, это мы и развиваем - цифровую информационную модель управления развитием территории. Её реализация включает в себя 3-5 программных комплексов, достаточно большой объём консалтинговых услуг, местное нормативное обеспечение. Но надо наполнять всё это базой данных о современном состоянии, о планируемых изменениях. Основная часть нашей работы - это создание плана развития города.

— Откуда берёте статистические данные?

Если говорить о нашем опыте, то где-то применяем большие данные сотовых операторов, собираем данные из соцсетей, с различных информационных ресурсов. Есть открытые источники: Росреестр, ГИС ЖКХ, база госуслуг. Есть менее известные источники. Всё зависит от региона. В некоторых областях есть система электронных домовых книг. Источником социальных, демографических данных могут быть электронные медкарты. Если говорим о детях - электронные дневники. Собираем сведения с МВД, проводим опросы. Данных много, они собраны, но не синхронизированы. Прекрасный источник, который постоянно обновляется, - избирком. Там по каждому дому обозначено, сколько людей старше 18 лет в нём проживает. Если к этому добавить информацию о том, сколько в этом доме детей, то получаем корректные данные.

— Ваш институт работает уже 20 лет в разных городах: от Владивостока до Крыма. Вам есть с чем сравнить. Как у нас внедряется система управления городом?

Я бы сказал, что она сейчас на стадии развёртывания, а не внедрения. Омская область заказала и развернула у себя государственную информационную систему (ГИС ОГД). Вот сейчас постепенно (это всегда небыстрый процесс) людям нужно научиться с ней работать. Раньше было действительно неудобно. То есть, когда на сайте администрации висит картинка в формате jpeg c правилами землепользования и застройки в низком разрешении, этим неудобно пользоваться. Сейчас это всё меняется.

— В других городах с этим проще было?

Везде по-разному. Если брать Тюмень, то там очень давно и много в это вкладываются. Там своя отдельная программа по развитию экономики цифрового общества. В Казани тоже много внимания уделяют IT-сфере. В каких-то регионах хуже, чем в Омской области. Разные города, разные потребности и, немаловажный фактор, разные бюджеты. Тюмень и Казань - города с очень большими бюджетами и возможностями.

— Какие потребности в цифре есть у Омска?

Не могу говорить за всю сферу IT, но именно в нашей работе нужно усилить взаимодействие с гражданами. Яркий пример - система "Активный гражданин Москвы". Жители столицы здесь могут обсуждать проекты, которые собираются реализовывать в районах города. Есть платформа для общения соседей, где они могут принимать коллективное решение по насущным вопросам. Там же москвичи узнают о городских новинках и т. д.

Опять же есть вещи, кажущиеся пользователю простыми и лёгкими, но они зачастую сложны в разработке. Та же Москва внедрила и развернула прекрасную систему взаимодействия с гражданами, но бюджет развёртывания этой системы непосилен для Омской области - там миллиарды рублей. Это и разработки программного обеспечения, и консалтинг, отлаживание бизнес-процессов внутри администрации. Государственная служба - это ещё и обеспечение нормативно-правовыми актами. Можно продублировать готовое решение - это на порядок проще и дешевле. Но насколько это в таком объёме нужно Омску - вопрос. Хотя что-то в этом направлении городу и области нужно. В первую очередь электронная система взаимодействия с гражданами, сбор их мнений, жалоб и т. д.

— Что-то вроде интерактивной карты Омска?

Это было бы интересно. При взаимодействии с жителями при принятии идей ещё один важный момент - информирование. Зачастую мы недовольны тем, что не знаем о происходящем, о том, что что-то случилось. Хороший пример - в Новосибирске: система информирования по различным коммунальным ситуациям. Заходите на сайт, регистрируетесь, и в случае коммунальной аварии вам приходит СМС-оповещение. Там же можно посмотреть и плановые работы коммунальщиков. Соответственно, есть городские решения, которые принимаются, используя эту систему, вовлекая жителей, слыша их.

— Что ещё есть в стране?

У нас сейчас достаточно легко 3D-проекты городов, это, конечно, не просто и не дёшево. Делают трёхмерную карту, например, Омска со всеми объектами. Это нужно для увеличения инвестиционной привлекательности. Когда инвестор в Москве захочет понять, вкладываться ему в Омск или нет, он может просто развернуть эту карту и посмотреть. На этой же платформе можно встраивать несуществующие объекты. Когда у нас идёт градостроительный совет, проектировщик может создать 3D-модель здания и поместить его на карте на предполагаемое место строительства, встроить объект в общегородскую модель, и мы все сможем увидеть, как это будет выглядеть. И тут же можем обратиться к горожанам за их мнением: нравится/не нравится, надо/не надо.

Важный элемент - работа с чрезвычайными ситуациями: инструмент оповещения, предварительные расчёты, риски, координация работ служб по ЧС.

Есть анализ больших данных, например, анализ сотовых операторов. Смартфон один раз в семь секунд передаёт сотовому оператору информацию о нашем местоположении. Конечно, эти данные обезличены, но они удобны для анализа какой-то ситуации в реальном времени. Можно видеть, сколько людей сейчас на данной территории, в каком направлении они перемещаются. Это помогает и при планировании городской среды, и опять же для оценки инвестиционной привлекательности.

Про инвестиции - это расчёт привлекательности и возможности размещения того или иного объекта на территории города. Здесь рассчитывается демографическая ситуация, транспортные потоки, нормативные ограничения. Мы говорим что, например, для сети магазинов в городе оптимальны те или иные участки. Смотрим размещение объектов конкурентов.

— А что с транспортом?

Это управление не только потоками общественного транспорта, но и светофорами, планирование строительства новых дорог. Опять же это инструменты математического моделирования дорожной ситуации в городе. Есть интеллектуальные транспортные системы. Они позволяют мониторить текущую ситуацию на дорогах, загрузку общественного транспорта. На основе этих данных принимаются решения об изменении маршрутов, о выпуске новых рейсов на существующие сети и т. д.

Есть примеры, когда внедряется интеллектуальная оценка состояния города путём расчёта нейросетью данных, полученных с камер, установленных на общественном транспорте и автомобилях ЖКХ. Камера передаёт данные на сервер, нейросеть оценивает информацию и автоматически определяет несанкционированные свалки, ямы на дорогах, фиксирует криминальные элементы и т. д. В Москве активно работает система распознавания лиц. В общественных местах установлены камеры, нейросеть сравнивает лица с базами МВД и отправляет сигнал в случае совпадения. По отзывам коллег, эффективность сумасшедшая. А есть ещё коммунальная инфраструктура, где датчики, моделирование, предварительные расчёты разрывов. Сфера аэрокосмических изысканий.

Инструментов много, и все они требуют высокой квалификации при использовании и, как правило, достаточно дорогостоящие.

— Из того, что Вы перечислили, в Омске что-нибудь работает, внедрено?

Частично есть в сфере ЖКХ, но, к сожалению, это не общегородская практика, а отдельных компаний, которые внедряют это в зоне своей ответственности. Мы в рамках разработки генплана строим транспортную модель города. Методами матанализа оцениваем транспорт на основе данных, полученных из различных источников, оцениваем риски, загруженность, моделируем потоки.

— Для развития IT-сферы и внедрения её в городское пространство нужны не только деньги, но и специалисты. В Омске они есть?

На самом деле здесь прекрасное образование, и мы, создавая эти системы, ориентируемся на омских специалистов, которые работают у нас в институте. Их готовят и ОмГУ, и Политех и СибАДИ. Они есть. Вопрос всё же в финансировании. Не всегда внедрение оправданно и нужно. Перед бюджетом есть первоочередные социально значимые задачи, поэтому что-то откладывается на потом. Что-то предполагается в ближайшее время внедрять, например, часть технологий на федеральные средства по всей стране. Зачем ставить сейчас региональную или муниципальную систему, если через год появится такая же, только с большим функционалом, федеральная система, к тому же бесплатная для нашего бюджета.

— Одни и те же цифровые системы подходят всем городам или есть нюансы?

На самом деле, как это часто бывает в цифровых технологиях, некоторые из них звучат очень привлекательно, но случается, что они бесполезны. Надо смотреть по каждой конкретной территории, городу. У нас был такой неудачный опыт: мы внедрили в г. Свободный интерактивную карту, подобную интерактивной карте генерального плана Омска, но там она оказалась не нужна. По статистике, если пять человек за год заходят, то хорошо. Город небольшой, жители всё знают и так, и им это не нужно.

Той же нейросети, которая находит ямы, мусор и т. д., нужно учиться годами. Сегодня там, где её применяют, она находит 10 % этих объектов, а остальное просто ещё не видит.

— Остальное сообщают люди в соцсетях.

Однозначно. Любому городу нужна система взаимодействия с гражданами. Это снимает миллионы вопросов - как от граждан к администрации, так и наоборот. Это прекрасный инструмент для совместного контроля работы управляющих компаний, мусорных операторов, ресурсоснабжающих организаций. Идут разговоры, что где-то в обозримом будущем появится такая федеральная платформа. В рамках развития госуслуг система работает достаточно хорошо, постоянно расширяется и рано или поздно включит в себя много элементов.

— У нас чаще всего граждане нападают, администрация - обороняется.

Это стандартная ситуация, потому что у администрации нет физического ресурса, чтобы подробно с каждым горожанином обсудить его проблему. Городской портал очень помогает в этом плане. Он улучшает информированность граждан и процесс взаимодействия.

Из этого можно сделать вывод, что самое действенное для развития города - это общение между гражданами и администрацией. Осталось найти способ, чтобы обмен мнениями, предложениями был более оперативным и каждый из участников слышал друг друга.

В следующий раз мы поговорим о том, как IT-технологии помогают контролировать экологическую ситуацию в городе. В частности, заместитель председателя совета Омского регионального отделения Всероссийского общества охраны природы, доцент ОмГТУ кафедры промышленной экологии и безопасности Марина Кубарева расскажет, какие технологии они применяют, измеряя выбросы промпредприятий и не только.

 

Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/interviews/69079.html