OmskZdes.ru

Интервью • 2 октября 2019, 21:15

Дмитрий Маевский: бизнес с китайцами нужно вести по-особенному

Беседовала: Анна Бамбульская

 

Первый проректор ОмГТУ рассказал, чем отличается китайский подход к ведению бизнеса и дал советы молодым российским предпринимателям.

Дмитрий Маевский • первый проректор ОмГТУ

 

В Омске завершился первый этап Российско-Китайского молодёжного бизнес-инкубатора, участниками которого стали 24 резидента из обеих стран. Первый проректор ОмГТУ, руководитель проекта в Омской области Дмитрий Маевский рассказал "Омск Здесь", чем заинтересовались предприниматели из Китая, а также об особенностях ведения бизнеса с ними и чем это выгодно ОмГТУ.

— Дмитрий Павлович, как вы оцениваете итоги работы третьего Российско-Китайского молодёжного бизнес-инкубатора?

В этом году к нам приезжали предприниматели из провинции Ляонин (в Омске бизнес-инкубатор проходит третий год. Первые два года партнёрами были бизнесмены из Циндао - прим. ред.). Надо понимать, что это первый этап. Они первый раз приехали в Омск, познакомились с городом, с предприятиями. Выводы можно будет делать после ответного шага, когда наши предприниматели съездят в Китай (с 14 по 23 октября - прим. ред.). Можно сказать, что потенциал есть, потому что у нас очень схожие регионы в части структуры производства. У них, так же как и у нас в Омске, большой машиностроительный сектор, связаны мы и нефтехимическим комплексом. Развитие туризма, как в Омскую область, так и в КНР достаточно перспективно. Опять же все эти контакты, визиты способствуют появлению новых проектов связанных с логистикой. У Омска очень тяжёлая транспортная связь с Китаем. Давно обсуждают возможность открытия рейса, связывающего хотя бы Омск и Пекин. И чем больше таких визитов, контактов и не только на уровне бизнес-инкубатора, тем больше вероятность наладить транспортную доступность. Я знаю, что региональное правительство, министерство экономики тоже ведут очень большую работу по развитию бизнеса с Китаем. Всё это в совокупности можно оценивать как хорошую положительную историю.

— Почему в этом году было принято решение пригласить бизнесменов из другой провинции?

Российско-Китайский молодёжный бизнес-инкубатор - это федеральный проект. Поменяли всех по всем городам-участникам. Есть ажиотаж, большой интерес и с российской, и с китайской стороны. Тут нужно понимать специфику ведения бизнеса в Китае. Там он так или иначе связан с господдержкой, участием государства. Без поддержки государства бизнес имеет бОльшую степень риска, чем все остальные. В рамках нашего проекта есть поддержка, чёткие правила игры, никто никого не обманет. Есть гарантия.

— Чему научились у китайских бизнесменов и чему научили их?

Китай всегда удивляет тем, что, несмотря на довольно юный возраст, с точки зрения ведения бизнеса, у китайцев предприятия достаточно крупные. И здесь есть некий диссонанс между молодыми российскими предпринимателями. У нас либо совсем крупный бизнес, либо малый, микро. И, конечно, играют роль культурные различия России и Китая. Они очень много внимания уделяют ритуалам. Например, сначала устанавливают контакт: им надо понять человека, посмотреть на его поведение в разных ситуациях. Это никого ни к чему не обязывает. Поэтому работа с китайцами - это всегда сложный этап подготовки, ведения переговоров. Они могут много часов вести диалог, обсуждая одни и те же детали на разный лад. Это Китай, это Восток. Для них ритуал - самое главное, что есть в этой жизни. На меня произвело сильное впечатление, когда они спросили: а какой цветок - официальный символ Омска? Да, цветок, дерево, цвет к тому или иному событию, месту - всё это регламентировано в их обществе. И всё это знать невозможно. Тем более накладывают отпечаток культурные традиции разных провинций.

— Какие сферы бизнеса были представлены в этом году, в отличие от прошлого?

У нас были представлены направления сельхозпереработки, машиностроения, IT, торговли и культуры. Не было только предприятий лёгкой промышленности. Культурного направления было больше, чем год назад, потому что у нас есть общая история. Мы организовывали для гостей из Китая встречу с министром культуры Омской области Юрием Трофимовым. Были бизнесмены, которые хотели бы инвестировать здесь в Омске в традиционно китайские объекты: медицинские центры, рестораны с национальной кухней. Всё это так или иначе относится к сфере туризма и культуры.

— Они сами хотят здесь развивать эти направления или в партнёрстве с омским бизнесом?

Китайцы - очень прагматичные люди. Для них всегда стоит вопрос инвестирования и возврата своих вложений. Поэтому речь идёт о традиционно китайских ресторанах, клиниках. Они посмотрели на нашу сувенирную продукцию и сказали, что могут помочь нам с развитием этой сферы. Один из предпринимателей предложил поставлять нам сувениры. Ему только надо помочь сформировать брендбук с культурной идентичностью Омска, и они будут для нас производить. Китайцы приучились есть российское мороженое. Всё, что относится к области сладкого производства, - имеет неплохой отклик со стороны китайского потребителя. Поэтому мы их водили на кондитерскую фабрику. У нас в бизнес-инкубаторе есть предприниматель, который повезёт в Ляонин сушёные овощи, фрукты. Но там вопрос в объёмах: мало им заказывать неинтересно, надо сразу пароход. У них востребован российский мёд. Он производится пчёлами, природой, и это для китайцев важно. В прошлом году у них были партнёры в Кемерово, и они умудрились наладить им поставки иван-чая. В Китае продавать российский чай! Для них это всё на сакральном уровне - пользы для здоровья. В Ульяновске неплохо пошла история с питьевой водой. Но они всё же традиционалисты, и новации, связанные с продуктами и питанием тяжело идут. Постепенно вещи, связанные с нашим сельским хозяйством, переработкой, в Китае будут пользоваться спросом. Нужно только понимать, что для серьёзного бизнеса нужны серьёзные объёмы. Условно говоря, если сейчас налаживать поставки из Омска, то фабрика будет работать только на рынок Китая.

— Вы, как руководитель проекта в Омской области, какой совет можете дать омским предпринимателям в части ведения переговоров, бизнеса с партнёрами из Китая?

С моей точки зрения, работа с Китаем должна вестись через официальные каналы с элементами господдержки. Региональный бизнес-инкубатор, Минэкономики наработали достаточно хорошую базу, опыт, и они могут подсказать, как вести себя, что делать. При личном ведении бизнеса с Китаем, надо понимать, что это другая планета, другие люди с иной культурой. Это не тот вариант, когда с человеком можно подружиться, договориться, ударить по рукам - и всё получится. Русский и китаец, конечно, братья навек, но когда заходит речь о бизнесе, китайцы очень педантичные. Надо понимать, что для них очень большое значение имеют юридические вопросы. Наскоком не получится. Здесь надо быть очень аккуратными, надо обращаться к профессионалам, которые умеют и знают, как это делается. Участие в этом инкубаторе можно воспринимать как пилот, попробовать свои силы. Это правильно, тем более проект поддерживается на федеральном уровне. Резидент оплачивает только дорогу и визу до Китая, а все остальные расходы на себя берут китайская и российская стороны.

— Организация и координация такого проекта - это сложный процесс, который требует много времени и усилий. Какую пользу получает от этого ваш университет?

ОмГТУ - это опорный вуз Омской области, и вся идеология создания подобных университетов направлена на то, чтобы быть драйвером развития экономики региона. В этой части мы выполняем свои функции, возложенные на университет, который входит в федеральную повестку. Для самого вуза это контакты с университетами Китая, возможность обменных программ. У нас есть хорошие научно-технические разработки, которые интересуют китайскую сторону.

На днях контрольно-измерительная разработка одного из резидентов прошлого бизнес-инкубатора заинтересовала китайскую сторону. Он прошёл заочный этап и поедет в октябре на финал в Гуанчжоу. Как раз ради этого и для дальнейшего развития мы ставим себе задачу развивать сотрудничество с провинцией Ляонин и университетами. Там достаточно много технических, технологических вузов. С ними можно создать совместный акселератор подобного рода разработок - как российских, так и китайских. К примеру сфера IT - перечень применений, возможностей безграничен. Китайский рынок практически бездонный. Если можно вложить достаточно денег и получить хотя бы одну разработку, которая выстрелит, то надо делать.

Опять же все крупные рейтинги основаны на международной известности, репутации. И участие в таких коллаборациях делает технический университет заметным на международной арене. Да, это тяжело, трудно, но у нас выстраиваются хорошие взаимоотношения с правительством, Минэкономики, Минспорта и молодёжи, с федеральными органами и плюс коллегами, партнёрами из Китая.

 

Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/interviews/65375.html