OmskZdes.ru

Интервью • 15 сентября 2018, 15:00

Евгений Величев: "Родственники омских наркоманов своим бездействием приближают их смерть"  

Беседовала: Лидия Чесакова

 

Председатель омского отделения Российской ассоциации реабилитационных центров "Содружество" Евгений Величев объяснил "Омск Здесь", почему наркомания считается болезнью, и опроверг утверждение, что бывших наркоманов не бывает.
 

Евгений Величев • Председатель омского отделения Российской ассоциации реабилитационных центров "Содружество"

 

Омич Евгений Величев почти два десятилетия помогает людям избавиться от наркологической и алкогольной зависимостей. Почему начинающий бизнесмен стал "врачевателем душ" и как смог помочь сотням людей вернуться к трезвой жизни, читайте в интервью нашему порталу.

— - Как вы оказались в сфере лечения людей от зависимостей? Вы хотели работать именно в этой сфере или какая-то жизненная ситуация толкнула на этот путь?

- Восемнадцать лет назад я работал менеджером, и параллельно вёл своё небольшое коммерческое дело, но в нём возникли финансовые трудности, и знакомый предложил поработать в центре реабилитации алкоголиков и наркоманов. За три месяца до этого предложения мой двоюродный брат, который был мне близок, умер от алкоголизма. Потому предложение я принял не раздумывая.

— - Трудно работать с зависимыми людьми? У них специфический взгляд на жизнь, неадекватное поведение, могут быть истерики и нервные срывы - это ведь тяжёлый труд.

- Наша работа заключается в том, чтобы суметь психологически воздействовать на человека. Найти такие слова, чтобы убедить его начать реабилитацию.

— - Все знают, что приём наркотиков ведёт только по одному пути - к смерти. Так откуда берутся наркоманы?

- Причин может быть несколько. Во-первых, генетика, доказано, если кто-то из близких родственников был алкоголиком или наркоманом, риск возникновения зависимости очень высок. Не зря, когда человеку пишут анамнез, спрашивают, были ли среди его родственников случаи психических заболеваний или суициды? Наркомания и алкоголизм - это тоже болезни, которые могут передаваться с генами. Второй распространённой причиной появления зависимости считается дисфункциональная, то есть, нездоровая семья. Это не значит, что семья была неполной или неблагополучной. Внешне может казаться, что в ней всё идеально. Но один из взрослых в ней диктатор, или ребёнку запрещено выражать свои чувства, или, наоборот, его чрезмерно контролировали. Тогда человек не идёт целенаправленно употреблять наркотики, он бежит от чего-то, и в бегстве он находит утешение в наркотиках. Вчера на встрече с родителями наркоманов был яркий тому пример: мама одного из наших подопечных своему 30-летнему сыну чистит мандаринки, чтобы он ручки не запачкал. Она вовремя не перестала быть "мамой" и считала ставшего взрослым сына маленьким мальчиком.

— - В этом случае приём наркотиков - это своеобразный протест или способ доказать свою взрослость?

- В этом случае человек просто не чувствует ответственности за свои поступки, не ощущает себя самостоятельным. В нездоровой семье ребёнок не умеет естественным путём ощущать радость жизни. Например, родители не уделяли ему должного внимания и вместо общения и проявления любви заваливали его подарками, которые становились главной радостью в его жизни. Взрослея, ребёнок будет копировать их поведение, искать способы покупки источника радости, способ реализоваться, и тут важно, что он выберет. Кто-то идёт в спорт, а кто-то выбирает алкоголь или наркотики. Только 10 % людей, пришедших к нам на реабилитацию, впервые попробовали наркотики в зрелом возрасте. Обычно это несовершеннолетние.

— - Но ведь подростки чаще употребляют наркотики из любопытства или за компанию?

- Употребление наркотиков - это определённая субкультура. В этой среде употребление наркотиков якобы помогает найти себя, вводит в состояние эйфории на начальном этапе,  и в этот момент все существующие проблемы уходят на задний план. Многие пациенты говорят: "Когда я попробовал наркотик первый раз, я понял, что искал это всю жизнь". На самом деле человек просто спрятался в некий домик. И то, что дилеры ходят и уговаривают попробовать запрещённые вещества, не более, чем миф.

— - В социальных сетях периодически всплывает одна и та же информация о людях, которые угощают детей конфетами в виде земляники или клубники, начинёнными наркотиками. Дилеры могут так поступать?

- Да кому это надо? Допускаю, что такую версию выдал подросток, которого взрослые поймали в состоянии наркотического опьянения. Чтобы не подставлять своих "друзей", ребёнок выдал эту фантастическую историю. То же касается и истории обозлённого человека, тыкающего прохожих шприцем с кровью, заражённой ВИЧ-инфекцией. Дети пробуют наркотики сами, по собственному желанию. Наркомания в последние годы заметно помолодела, и запрещённые вещества сегодня легкодоступны. Если несколько лет назад для их покупки нужно было знакомство с определённой компанией, общение с определённым кругом людей и большие средства, то сегодня достаточно выхода в интернет и смешной суммы в несколько сотен рублей.  И это очень страшно.

— - Неужели правоохранительные органы ничего не могут с этим сделать?

- Делают. По крайней мере, сегодня наркоманов и торговцев наркотиками не так видно. Но точных выводов не сделать, статистики-то нет. Пугает факт, что колонии и тюрьмы переполнены людьми, которые сели за закладки. Повелись на легкий заработок, который в объявлениях обещают за работу курьером.

— - Это распространители спайсов и солей?

- Да, в России были периоды опийных наркотиков, потом героиновых, сейчас наступило время синтетических, которые имеют ужасное разрушающее действие. В период опия и героина не было такого огромного количества психических расстройств и суицидов, а сейчас это повальное явление. "Синтетика" разрушает головной мозг, она уменьшила период от первого употребления до летального исхода, который является неминуемым финалом для наркомана. Героин могли употреблять по 10-15 лет, прежде чем умереть, для синтетики даже пять лет очень много. А для психического расстройства и вовсе достаточно одного употребления, такой сильный удар наносит по мозгу спайс. При этом синтетические наркотики не вызывают синдром ломки, только депрессию, апатию, уныние, злость, потому у зависимых людей нет потребности в наркологе и на учёте они не состоят. Сколько сейчас среди нас наркоманов, не сосчитать.

— - И как же бороться с этой бедой?

- Изменить законодательство, привлекать к ответственности не только закладчиков, но и тех, кто пишет на домах и заборах адреса сайтов, на которых можно купить наркотики, сегодня за это нет даже штрафа. Нужно разобраться с этими сайтами, но это уже сфера спецслужб. Самое главное, нужно изменить подход к лечению наркомании. Нужен комплексный подход, где будет действовать не только нарколог, но и психологи, социальные службы. Примеры успешного опыта уже есть.

— - Говорят, что бывших наркоманов не бывает, зачем тогда нужно их лечить?

- У меня есть десятки примеров успешного лечения наркомании. Один из них - известный омский бизнесмен, человек с двумя высшими образованиями, профессионал в своей сфере, прошедший восемь лет назад реабилитацию. Пока он лечился, ему на работе шесть месяцев платили зарплату и ждали его возвращения. Есть пример парня и девушки, познакомившихся у нас в центре и спустя несколько лет создавших семью. Недавно они усыновили ребёнка, работают, оформили в ипотеку квартиру. Скажу точно, что после избавления от зависимости люди совсем по-другому воспринимают жизнь, начинают её ценить, умеют в каждом дне находить радости, переосмысливают свои поступки. У нас регулярно проходят встречи выпускников центра, и я убеждаюсь с каждым разом всё больше, что бывшие наркоманы живут полноценной жизнью и многие становятся гораздо успешнее здоровых людей, которые никогда наркотики не пробовали. Но есть, конечно, и печальные случаи. У меня, как у любого врача, есть своё "кладбище". Не могу забыть 20-летнего парнишку, который, пробыв на реабилитации две недели решил, что он вылечился от зависимости и смог убедить в этом меня. Через неделю я узнал, что он пропал, а потом нашёлся в морге, где он пробыл уже несколько дней. Умер от передозировки в каком-то подъезде.

— - Вы говорите, что лечите наркоманов, но вы не медик, и центрах зависимые люди проходят не лечение, а реабилитацию. Это специальные термины, потому что наркомания официально не считается болезнью?

- Я психолог, постоянно учусь, езжу на тренинги, где мы с коллегами обмениваемся опытом, узнаём о новых способах воздействия на наркоманов. Мы ищем причины возникновения зависимости в беседе с человеком, убеждаем, что он может вылечиться. Но иногда гораздо большую работу приходится проводить с родственниками. Лечение наркомании подразумевает работу и с ближайшим окружением пациента. В огромном количестве случаев близкие люди, зная, что в семье человек употребляет наркотики, ничего не предпринимают, чтобы его вылечить, и это их роковая ошибка. Кто-то не верит, что есть действенный способ, кто-то верит обещаниям наркомана, что он завяжет, и своим бездействием родственники помогают ему умереть. Но радует, что сегодня стали больше говорить о проблеме зависимости. Многие звёзды - Юрий Шевчук, Влад Топалов, Баста, зарубежные Бритни Спирс, Эминем, Элтон Джон публично заявили, что победили наркотическую зависимость. Излечившихся от наркомании людей тысячи. Потому, если вдруг, не дай бог, ваших близких людей коснётся эта беда, главное, действовать.

Фото: Илья Петров

 

Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/interviews/58985.html